О предоставлении жилого помещения по договору соцнайма



Дело № 2-381/2011 04 июля 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Вельский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего Стрюковой Е.С.,

при секретаре Киселеве М.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вельского района в защиту прав и охраняемых законом интересов Коротун Е.А. к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

прокурор Вельского района в защиту прав и законных интересов Коротун Е.А. обратился в суд с иском к муниципальному образованию «<данные изъяты>» о возложении обязанности по предоставлению по договору социального найма жилого помещения жилой площадью не менее 10 кв.м. в черте муниципального образования «<данные изъяты>» <адрес> Архангельской области. В обоснование заявленных требований указал, что Коротун Е.А. родилась в <адрес> области. Ее родители – ФИО4 и ФИО5 лишены в отношении дочери родительских прав решениями <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Коротун Е.А.находилась в детском доме в г. Вельске с 1992. В дальнейшем ФИО6 оформил над ней опеку. Коротун Е.А. обучалась в МОУ «<данные изъяты> основная средняя школа » и проживала по адресу: <адрес>. С **** по **** г. обучалась в ГОУ НПО ПУ по специальности продавец продовольственных и непродовольственных товаров, контролер-кассир. По окончании училища не была трудоустроена, состояла на учете в Центре занятости. В настоящее время проживает в д. <адрес>. Прав на указанное жилье Коротун не имеет. Постановлением № 545 от 12.04.2011 главы администрации МО «Вельский муниципальный район» Коротун Е.А. поставлена на учет граждан, нуждающихся во внеочередном улучшении жилых помещений на территории МО «<данные изъяты>» с восстановлением в очереди с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени жилье ею не получено.

ДД.ММ.ГГГГ исковые требования уточнены. Просят обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» предоставить Коротун Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования «<данные изъяты>» <адрес> Архангельской области, в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной на территории МО «<данные изъяты>», соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте муниципального образования «<данные изъяты>» за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Канаев А.И.. поддержал заявленные требования по тем же основаниям.

Истец Коротун Е.А. в судебном заседании поддержала уточненные требования, пояснила, что в настоящее время жильем не обеспечена.

Представитель ответчика администрации МО «<данные изъяты>» Панюшева О.В. иск не признала и пояснила, что Коротун Е.А. была выявлена как лицо, оставшееся без попечения родителей не на территории г. Вельска. По справке <данные изъяты> сельской администрации, Коротун Е.А. с ММ.ГГГГ года проживала в семье опекуна. После получения постановления о постановке на учет Коротун Е.А. было отказано в установленном порядке, это решение не было обжаловано.

Представитель третьего лица администрации МО «Вельский муниципальный район» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. Согласно отзыву, третье лицо полагает, что предоставить жилое помещение Коротун Е.А. возможно путем приобретения жилого помещения МО «<данные изъяты>» за счет предоставленной из бюджета МО «Вельский муниципальный район» областной субвенции, предназначенной на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

Представитель третьего лица Министерства образования, науки и культуры Архангельской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Министерства финансов Архангельской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. В отзыве указал, что согласно областному закону «Об областном бюджете на 2011 год» муниципальному образованию «Вельский муниципальный район» из субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по представлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа запланировано 3860 тысяч рублей.

Представитель отдела опеки и попечительства администрации МО «Вельский муниципальный район» Юнусова Т.Ю. полагала, что иск подлежит удовлетворению. Пояснила, что за Коротун Е.А. закреплено право на получение жилья в г. Вельске. До настоящего времени жилье не получено.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст.ст. 18, 40 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно статье 1 Жилищного кодекса Российской Федерации к основным началам жилищного законодательства относится реализация гражданами права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В условиях рыночной экономики граждане обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.

Вместе с тем, статья 40 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным, указанным в законе гражданам, дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закона о гарантиях детям-сиротам), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В судебном заседании установлено, что Коротун Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать ФИО4, решением <данные изъяты> городского народного суда <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ лишена в отношении ФИО2 родительских прав (л.д. 9, 12-13).

Отец ФИО5 лишен родительских прав <данные изъяты> городским судом <данные изъяты> области в ММ.ГГГГ года (л.д. 9, 16-17).

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Коротун Е.А. была устроена в интернатное учреждение (л.д. 15).

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ , Коротун Е.А. проживала в МОУ «<данные изъяты>» по адресу: г. Вельск Архангельской области, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 на подопечную Коротун Е.А. назначены ежемесячные выплаты в размере 9 МРОТ. Как пояснила в судебном заседании представитель отдела опеки и попечительства, постановление о назначении опекуна Коротун Е.А. не сохранилось, но выплаты назначаются, как правило, одновременно с установлением опеки.

Согласно справке <данные изъяты> сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ, Коротун Е.А. проживала в <адрес> с опекуном ФИО6 и его семьей с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).

Постановлением главы администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 освобожден от обязанностей попечителя Коротун Е.А. (л.д. 20).

На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ Коротун Е.А. была зачислена в ПУ по специальности продавец, кассир, контролер (л.д. 18)

По сообщению Управления образования <адрес> <данные изъяты> области на территории <адрес> жилого помещения, закрепленного за Коротун Е.А. нет. Жилое помещение по адресу <адрес> настоящее время находится в аварийном состоянии и непригодно для проживания (л.д. 21).

Аналогичная информация содержится в сообщении прокурора <адрес> области. (л.д. 22-23).

Из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданных 25, ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области следует, что квартира по адресу <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО11, который приобрел указанный дом у ФИО5 в ГГГГ году ( л.д. 65, 66).

ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации МО «Вельский муниципальный район» за Коротун Е.А. закреплено право на внеочередное получение жилого помещения. Копия постановления направлена в МО «<данные изъяты>» для постановки Коротун Е.А. на учет граждан, нуждающихся во внеочередном получении жилья (л.д. 24, 48).

Постановлением администрации МО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден протокол заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого решено Коротун Е.А. отказать и направить представленные документы в администрацию МО «<данные изъяты>» (л.д.25).

ДД.ММ.ГГГГ глава администрации МО «Вельский муниципальный район» внес изменения в постановление , в результате чего за Коротун Е.А. закреплено право на внеочередное получение жилого помещения в МО «<данные изъяты>» (л.д. 26, 49).

ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации МО «Вельский муниципальный район» Коротун Е.А. поставлена на учет граждан, нуждающихся во внеочередном получении жилых помещений на территории МО «<данные изъяты>» с восстановлением в очереди с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29, 50).

Общественная комиссия по жилищным вопросам, протокол заседания которой утвержден главой МО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, отказала в постановке Коротун Е.А. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании п. 1 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как не предоставлены предусмотренные ч.4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документы (л.д. 75).

Как пояснила в судебном заседании представитель отдела опеки и попечительства, отказ не оспорили, а предоставили все имеющиеся документы.

ДД.ММ.ГГГГ Коротун Е.А. вновь отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании п.1 ст. 2 Областного закона № 79-5-ОЗ от 20.09.2005 (л.д. 76).

Данный отказ не был оспорен в связи с тем, что настоящее гражданское дело уже было возбуждено.

Согласно адресной справке отдела адресно-справочной работы Коротун Е.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу: Архангельская область, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).

Как поясняла Коротун Е.А., данное жилье находится у ее дяди в собственности (л.д. 27).

Вместе с тем, право собственности на данный объект недвижимости, ранее значившийся по адресу: <адрес>, в БТИ не зарегистировано (л.д. 79).

По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о правах на квартиру по адресу <адрес> отсутствуют (л.д. 78).

По заключению органа опеки и попечительства требования прокурора <адрес> о предоставлении Коротун Е.А. жилого помещения на территории МО «<данные изъяты>» подлежат удовлетворению.

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о правах Коротун Е.А. на имеющиеся у неё объекты недвижимого имущества отсутствуют.

Постановлением администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» № 1086 от 31 декабря 2008 года утвержден порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений. Согласно данному порядку, ежегодно, до 15 ноября текущего года администрации поселений направляют в отдел опеки и попечительства несовершеннолетних и совершеннолетних лиц администрации МО «Вельский муниципальный район» заявления на выделение субвенции и списки лиц, подлежащих обеспечением жильем в планируемом году за счет средств областного бюджета, сообщают сведения о лицах, которые будут обеспечены жилыми помещениями из жилищного фонда поселения. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется путем предоставления приобретенного жилого помещения на условиях социального найма согласно сводному реестру нуждающихся в жилых помещениях граждан данной категории и решения комиссии соответствующего поселения по распределению жилых помещений. Договор социального найма заключается администрацией поселения.

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Вельского района в интересах Коротун Е.А. к МО «<данные изъяты>» подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Родители Коротун Е.А. были лишены родительских прав решениями <данные изъяты> городского суда <данные изъяты> области, и несовершеннолетняя осталась без попечения родителей.

В гггг году Коротун Е.А. закончила обучение в ПУ г. Вельска. Ни до этого момента, ни после окончания учебного заведения Коротун Е.А. не была обеспечена жилым помещением.

Жилого помещения по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности у Коротун Е.А. нет, что сторонами и не оспаривается, право на получение жилья до настоящего времени не реализовано.

Таким образом, в соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации у Коротун Е.А. возникло право на обеспечение по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Однако до настоящего времени право на получение жилья вне очереди не реализовано по независящим от Коротун Е.А. причинам: жилое помещение ей не предоставлялось. Доказательств обратному, в соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в судебное заседание ответчиком представлено не было.

Согласно статьям 45, 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа государственными полномочиями Архангельской области» государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, наделяются органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области, городских и сельских поселений и городских округов Ненецкого автономного округа.

Ответчик не оспаривает право истца на получение жилья на условиях социального найма в связи с наличием статуса из числа лиц, оставшихся без попечения родителей. Но полагает, что обязанность по предоставлению жилья не может быть возложена на администрацию МО «<данные изъяты>», т.к. место жительство опекуна и Коротун Е.А. было в <адрес>.

Действительно, на учете в МО «<данные изъяты>» Коротун Е.А. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состоит. Данное обстоятельство связано с отказом в постановке на учет. Однако постановлением главы МО «Вельский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ Коротун Е.А. поставлена на учет граждан, нуждающихся во внеочередном получении жилых помещений на территории МО «<данные изъяты>» с восстановлением в очереди с ДД.ММ.ГГГГ. указанное постановление никем не оспорено, на момент рассмотрения дела сохраняет юридическую силу.

Статья 6.1. Закона Архангельской области от 20.09.2005 № 79-5-ОЗ предусматривает, что принятие на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется на основании решения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области.

Из этого следует, что единственным необходимым документом для постановки Коротун Е.А. на учет в МО «<данные изъяты>» являлось постановление . Несмотря на это в постановке на учет незаконно отказано дважды ДД.ММ.ГГГГ в связи с непредоставлением предусмотренных ч.4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документов, и ДД.ММ.ГГГГ - на основании п.1 ст. 2 Областного закона № 79-5-ОЗ от 20.09.2005.

Статья 6.1 Закона Архангельской области от 20.09.2005 № 79-5-03 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» предусматривает, что жилое помещение детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа предоставляется по месту их учета на территории соответствующего городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области. Исходя из интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилое помещение может быть предоставлено в любом поселении муниципального района Архангельской области, на территории которого дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа были поставлены на учет. Следовательно, за Коротун Е.А. могло быть закреплено жилое помещение и в случае выявления ее на территории другого поселения в пределах Вельского района.

Вместе с тем, Коротун Е.А. выявлена как лицо, оставшееся без попечения родителей на территории МО «<данные изъяты>» Вельского района. На момент лишения ее отца родительских прав, то есть получения статуса лица, оставшегося без попечения родителей, истец находилась в детском доме в г. Вельске. Данное обстоятельство подтверждается справкой детского дома, временем оформления опеки над истцом, пояснениями Коротун Е.А. и представителей отдела опеки и попечительства. Запись в похозяйственной книге о проживании Коротун Е.А. в семье опекуна с ДД.ММ.ГГГГ противоречит ряду согласующихся между собой доказательств и может быть вызвана технической ошибкой.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что администрация муниципального образования «<данные изъяты>» является надлежащим ответчиком по настоящему делу, и именно она обязана предоставить Коротун Е.А. жилое помещение.

В соответствии с конституционными принципами правового государства, в силу которых права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита -обязанностью государства (статья 2; статья 45, часть 1, Конституции Российской Федерации), органы государственной власти обязаны осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы соблюдались права и свободы человека и гражданина, а в случаях их нарушения -обеспечивалось максимально быстрое и полное их восстановление.

Суд, руководствуясь принципом восстановления права истца, считает необходимым обязать администрацию МО «<данные изъяты>» предоставить Коротун Е.А. жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования «<данные изъяты>» <адрес> Архангельской области, в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной на территории МО «<данные изъяты>», соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте муниципального образования «<данные изъяты>» за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Статья 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В соответствии со статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков. Следовательно, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

исковые требования прокурора Вельского района в защиту прав и охраняемых законом интересов Коротун Е.А, к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» предоставить Коротун Е.А,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования «<данные изъяты>» <адрес> Архангельской области, в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной на территории МО «<данные изъяты>», соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте муниципального образования «<данные изъяты>» за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельском областном суде путем подачи жалобы через Вельский районный суд.

Председательствующий Е.С. Стрюкова