Вельский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего Латфуллина И.Г., при секретаре Белых С.А., с участием прокурору Русиновой К.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске 03 ноября 2011 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вельского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному стационарному учреждению социального обслуживания системы социальной защиты населения «*» о возложении обязанности получить лицензии на осуществление медицинской деятельности, установил: прокурор Вельского района обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному стационарному учреждению социального обслуживания системы социальной защиты населения «*» о возложении обязанности по принятию мер, направленных на выполнение лицензионных требований и получения лицензии на осуществление медицинской деятельности. В обоснование требований указал, что Государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «*» (далее ГУ «*») является юридическим лицом, целями деятельности которого являются осуществление медицинской деятельности, мероприятий социального и лечебно- трудового характера. Для достижения уставных целей учреждение осуществляет медицинское обслуживание и лечение, организацию консультаций врачей- специалистов, госпитализацию больных с участием лечебно- профилактических учреждений. Медицинская деятельность в данном учреждении осуществляется без специального разрешения ( лицензии). Лицензия отсутствует с 2008 года. 14 февраля 2011 года ГУ «*» в Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Архангельской области и НАО направлен пакет документов для получения лицензии. В выдаче лицензии было отказано, так как в свидетельстве о государственной регистрации права и санитарно- эпидемиологическом заключении допущено нарушение адреса расположения дома- интерната. Также для получения медицинской лицензии медицинским работникам ГУ «*» необходимо наличие сертификата по специальности сестринское дело. Медицинские работники учреждения имеют сертификат по специальности общая практика. ГУ «*» нарушаются права неопределенного круга лиц на охрану здоровья, предоставление гражданам качественной и квалифицированной помощи, отвечающей законодательно установленным требованиям. Просит обязать ГУ «*» принять меры, направленные на выполнение лицензионных требований и получить лицензию на осуществление медицинской деятельности. В дальнейшем прокурор Вельского района изменил исковые требования, исключив требования в части принятия мер, направленных на выполнение лицензионных требований. В судебном заседании помощник прокуратура Вельского района Русинова К.О. измененные требования поддержала по тем же основаниям. Представитель ответчика ГУ «*» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно отзыва иск признал и указал, что на сегодняшний день дом-интернат медицинской деятельностью не занимается, лицензию они должны получить в конце 2011 года. Представитель третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Суд рассматривает дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно положениям ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Согласно п. 96 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ медицинская деятельность подлежит лицензированию. Из ст.2 вышеуказанного Закона следует, что выполнение лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию скорой медицинской помощи в соответствии с перечнем работ (услуг). В судебном заседании установлено, что прокуратурой Вельского района проведена проверка соблюдения законодательства о лицензировании Государственным стационарным учреждением социального обслуживания системы социальной защиты населения «*», в ходе которой установлено, что ГУ «*» действует на основании Устава, зарегистрированного Межрайонной ИФНС России №8 по Архангельской области и НАО 06 июля 2010 г., утвержденного распоряжением министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области 04 июня 2010 года №236. Согласно п.1.5 Устава, учреждение является юридическим лицом, расположенным по адресу: Архангельская область, Вельский район, поселок *, улица *, дом *. В соответствии с п.п.4.1, 4.2 Устава, управление учреждением осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Архангельской области и настоящим уставом. Органом управления учреждения является руководитель учреждения. Пунктом 2.1 Устава установлено, что целями деятельности учреждения являются осуществление медицинской деятельности, мероприятий социального и лечебно- трудового характера. Согласно подпункта 5 данного пункта для достижения уставных целей учреждение осуществляет медицинское обслуживание и лечение, организацию консультаций врачей- специалистов, госпитализацию больных с участием лечебно- профилактических учреждений. В соответствии п.96 ч.1 ст.17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит медицинская деятельность. На основании ст.2 Федерального Закона от 08.08. 2001 г. « О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензия- специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с указанным Федеральным законом. ГУ «*» осуществляет медицинскую деятельность без специального разрешения ( лицензии). 14 февраля 2011 г. ГУ «*» в Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Архангельской области и НАО направлен пакет документов для получения лицензии, которые в соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 08.08.2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», были приняты по описи. 18 февраля 2011 г. Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Архангельской области и НАО был издан приказ №51-0/11 о проведении проверки возможности выполнения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности в отношении ГУ ««*». 04 марта 2011 г. была проведена выездная внеплановая проверка по адресу места осуществления медицинской деятельности: Архангельская область, Вельский район, Хозьминская с/а, пос. *, ул.*, д.*. При проведении проверки установлено несоответствие соискателя лицензии в лице ГУ «*» лицензионным требованиям и условиям, о чем указано в акте №* от 04.03.2011 г. Одновременно, ГУ «*» на основании ч.12 ст.16 Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля ( надзора) и муниципального контроля» было предоставлено право в 15-дневный срок предоставить свои возражения в письменной форме в адрес Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Архангельской области и НАО при их наличии. 14 марта 2011 г. в Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Архангельской области и НАО поступила информация по устранению замечаний согласно акта №53 от 04.03.2011 г.. В соответствии с поступившей информацией, замечания устранены не в полном объеме. 28 марта 2011 г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Архангельской области и НАО издан приказ №81-0/11 об отказе в предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности отношении ГУ «*», о чем соискатель лицензии был уведомлен в соответствии с ч.2 ст.9 Федерального закона от 08.08.2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с указанием причин отказа. В дальнейшем ГУ «*» Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Архангельской области и НАО для получения специального разрешения на осуществление медицинской деятельности не обращалось. Наличие лицензии является обязательным условием для занятия медицинской деятельностью, предусмотренной законом, однако по состоянию на 3 ноября 2011 года, ГУ «*» лицензии на осуществление медицинской деятельности не имеет. До настоящего времени ГУ «*» как юридическое лицо не ликвидировано, в порядке гражданского судопроизводства запрет на осуществление медицинской деятельности не применялся, в административном порядке взыскание в виде приостановления деятельности к ответчику не принималось. Ссылка ответчика о том, что медицинская деятельность осуществляется другими медицинскими учреждениями по договорам с ним является не состоятельной, поскольку заказчиком данных услуг является ответчик. Так, согласно ст. 2, 18 Конституции Российской Федерации установлено, человек, его права и свободы являются высшей ценностью и являются непосредственно действующими. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (п. 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации). Право человека на охрану здоровья в системе прав человека предопределяется тем, что обеспечивая основы жизнедеятельности, согласно статье 17 Конституции Российской Федерации, является неотчуждаемым и принадлежат каждому от рождения. Таким образом, ГУ «*» нарушает положения ст.ст. 2, 18, 41 Конституции Российской Федерации, поскольку надлежащим образом не обеспечены необходимые условия для осуществления провозглашенных и гарантируемых прав граждан (неопределенного круга лиц) на охрану здоровья и медицинскую помощь. Ненадлежащие исполнение ГУ «*» требований законодательства о лицензировании, препятствует реализации государственных гарантий граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Доказательств, об имеющихся законных основаниях к неисполнению обязанности по решению указанного вопроса, а так же обстоятельств, подтверждающих наличие уважительных причин неисполнения названной обязанности, в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не предоставлено. Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку, проверив обоснованность доводов искового заявления, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению, как законное и обоснованное. Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковое заявление прокурора Вельского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному стационарному учреждению социального обслуживания системы социальной защиты населения «*» о возложении обязанности получить лицензии на осуществление медицинской деятельности удовлетворить. Обязать Государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «*» получить лицензию (специальное разрешение ) на осуществление медицинской деятельности. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Вельский районный суд. Председательствующий И.Г.Латфуллин