Об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности



Дело № 2-422/2011 1 июля 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Вельский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Латфуллина И.Г.,

при секретаре Звягинской И.С.,

с участием помощника прокурора Козлова М.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Вельского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования * об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,

у с т а н о в и л :

Прокурор обратился в суд с иском к администрации МО ** о обязании устранить нарушения в области пожарной безопасности выявленные в ходе проведенной проверки, путем:

обеспечения д.** пожарной переносной мотопомпой; разработки и выполнения мероприятий, исключающих возможность
переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения в д.*, д.*, д.*, д.*, д.*, д.*, д.*, д.*, д.*, п.Шунема; оборудования подъездов к открытым пожарным водоемам, в д.* и д.* площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; установки у пожарных водоемов в д.* и п.*, а также по направлению движения к ним соответствующих указателей, обеспечением вышеуказанных пожарных водоемов освещением в темное время суток; обеспечения в соответствии с требованиями СНиП 2.04.02-84 источниками наружного противопожарного водоснабжения д.*, д.*; обеспечения д.*, д.*, д.*, д.*, д.* запаса воды для целей пожаротушения; обеспечения д.*, д.*, д.*, д.*, д.*, д.*, д.*, д.*, д.*, п.*средствами звуковой сигнализации на случай возникновения пожара

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки соблюдения правил пожарной безопасности на территории МО *, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, соблюдение которых возложено на администрацию МО *. Выявленные нарушения в части обеспечения мер пожарной безопасности могут привести к возникновению пожара и гибели людей.

В судебном заседании помощник прокурора Козлов М.Ю. заявленные требования поддержал по тем же основаниям, исключив из иска требования по обеспечению д.* мотопомпой, обеспечения д.*, д.*, д.* и п.* средствами звуковой сигнализации на случай возникновения пожара и разработки и выполнения мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения в д.*, в связи с устранением данных нарушений.

Представитель ответчика – глава МО * Мельник В.А. иск признал полностью, указав, что по мере поступления денежных средств будут устранены другие нарушения пожарной безопасности.

Представитель третьего лица – Отдела надзорной деятельности Вельского района Архангельской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом..

Суд рассматривает дело в порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему:

В соответствии с п. 9 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселений относится организация обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» пожарная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. К первичным мерам пожарной безопасности относятся реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Согласно ст. 10 закона «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходными обязательствами муниципального образования.

В соответствии со ст. 2 Устава муниципального образования «Шадреньгское» входят территории деревень *, *, *, *, *, *, *, *, и поселка *.

Согласно ст. 7 Устава МО **к вопросам местного значения Шадреньгского муниципального образования отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Шадреньгского сельского поселения.

Таким образом, администрация МО «** является ответственным за обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования.

В судебном заседании установлено, что на территории МО ** неоднократно проводились проверки соблюдения действующего законодательства в сфере пожарной безопасности. В ходе проверок выявлялись нарушение требований пожарной безопасности, в адрес администрации МО ** выносились предписания по устранению выявленных нарушений.

Так, в ходе проверки в период с 7 по 19 апреля 2011 года, в отношении администрации МО **, главным государственным инспектором Вельского района Архангельской области по пожарному надзору, выявлено, что ранее выданное предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 20 мая 2010 года в установленный срок не исполнено в полном объеме, не все нарушения устранены.

В связи с не исполнением предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности МО ** 5 мая 2011 года привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

В ходе проведенной прокуратурой Вельского района проверки исполнения администрацией МО «** действующего законодательства в сфере пожарной безопасности на территории муниципального образования установлено, что ранее выявленные нарушения требований пожарной безопасности не устранены, а именно: д.* не обеспечена пожарной переносной мотопомпой; для д.* д.*, д.*, д.*, д.*, д.*, д.*, д.*, д.*, п.* не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения; у открытых пожарных водоемов, расположенных в д.*(у д. №* по ул.*, у д. №*) и д.* (ручей *) не оборудованы подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; у пожарных водоемов, расположенных в д.* (у д. №*) и п.* (у д. №* по ул.*, и у здания школы), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), вышеуказанные пожарные водоемы не освещаются в темное время суток; не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями СНиП 2.04.02-84 д.*, д.* (отсутствуют гидранты либо водоемы, резервуары); в д.*, д.*, д.*, д.*, д.* отсутствует запас воды для целей пожаротушения; д.*, д.*, д.*, д.*, д.* д.*, д.*, д.*, д.*, п.* не обеспечены средствами звуковой сигнализации на случай возникновения пожара.

До настоящего времени выявленные нарушения Правила пожарной безопасности в полном объеме не устранены.

Представителем МО ** представлены доказательства устранения нарушений в части обеспечения д.* мотопомпой, и обеспечения д.*, д.*, д.* и п.*средствами звуковой сигнализации на случай возникновения пожара, и разработки и выполнения мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения в д.*, в связи с чем требования прокурора в данной части были исключены. Доказательств устранения в полном объеме других нарушений не предоставлено.

В соответствии со ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а
также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной
безопасности в иных формах;

- создания в целях пожаротушения условий для забора в любое время
года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в
сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

- оснащение территорий общего пользования первичными средствами
тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества
до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в
планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских
округов.

Согласно п.112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 (далее Правила пожарной безопасности), для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

В силу п.94 Правил пожарной безопасности, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Из п.90 Правил пожарной безопасности, у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий).

Согласно п.89 Правил пожарной безопасности, сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). При этом пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда.

Согласно п.2.11. СНиПа 2.04.02-84 противопожарный водопровод должен предусматриваться в населенных пунктах, на объектах народного хозяйства и, как правило, объединятся с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. При этом в соответствии с п.1 примечания к вышеуказанному пункту СНиПа 2.04.02-84 допускается принимать наружное противопожарное водоснабжение из емкостей (резервуаров, водоемов) в населенных пунктах до 5 тысяч человек.

Из п.9.29 СНиПа 2.04.02-84 следует, что количество пожарных резервуаров или водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50 % объема воды на пожаротушение.

Из п. 114 Правил пожарной безопасности, следует, что на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

В судебном заседании было установлено, что на территории МО ** вышеуказанные требования закона об обеспечении первичных мер пожарной безопасности не выполняются, нашли свое подтверждение выявленные нарушения требований по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.

Довод администрации МО ** о том, что выявленные нарушения связаны недостатком финансирования не может являлся основанием для несоблюдения требований пожарной безопасности, довод о том, что д.** и д.** оборудованы площадками с твердым покрытием для забора воды и дозаправки пожарной машины в любое время года является несостоятельным, поскольку как было указано самим представителем, данные площадки не соответствуют предъявляемым требованиям – менее чем 12х12.

Таким образом, администрация МО ** в нарушение требований закона об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования не создала условия обеспечивающие защищенность от возможности возникновения пожаров, а также условия способствующие в случае возникновения пожаров скорейшему их обнаружению, предупреждения населения о их возникновении, сознания условий по предотвращению распространению пожаров и их тушению. Выявленные нарушения в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности могут привести к возникновению пожара и гибели людей.

Из-за несоблюдения администрацией МО ** требований закона об обеспечении первичных мер пожарной безопасности, гражданам муниципального образования, в полном объеме не обеспечена защита их прав, гарантирующих охрану и укрепление их здоровья.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что администрация МО **, являясь ответственным за обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования, указанные обязательства выполняет ненадлежащим образом, а именно не обеспечила выполнение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования.

При таких обстоятельствах, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению, поскольку в судебном заседании нашел свое подтверждение факт ненадлежащего исполнения администрацией МО ** требований законодательства в части обеспечения пожарной безопасности в границах муниципального образования **.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л :

исковое заявление Прокурора Вельского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования ** об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования ** обязанность устранить выявленные нарушения в области пожарной безопасности путем:

- разработки и выполнения мероприятий, исключающих возможность
переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения для населенных
пунктов: д.*, д.*, д.*, д.*, д.*, д.**, д.*, д.*, п.*;

- оборудования подъездов к открытым пожарным водоемам,
расположенным в населенных пунктах: д.*(у д. №* по ул.*, у д. №*) и д.* (ручей*)площадками(пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12метровдляустановки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

-      установки у пожарных водоемов, расположенных в населенных
пунктах: д.* (у д. №*) и п.* (у д. №* по ул.*, и у здания школы), а также по направлению движения к
ним соответствующих указателей (объемных со светильником или плоских,
выполненных с использованием светоотражающих покрытий), обеспечением
вышеуказанных пожарных водоемов освещением в темное время суток;

-      обеспечения в соответствии с требованиями СНиП 2.04.02-84
источниками наружного противопожарного водоснабжения населенные
пункты: д.*, д.*;

-         обеспечения в населенных пунктах: д.*, д.*, д.*, д.*, д.* запаса воды для целей пожаротушения;

-         обеспечения населенные пункты: д.*, д.*, д.*, д.*, д.*, средствами звуковой сигнализации на случай возникновения пожара.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Архангельском областном суде путем подачи жалобы через Вельский районный суд.

Председательствующий И.Г.Латфуллин