Об обязании предоставить утвержденную схему расположения земельного участка



Дело № 2-651/2011 29 августа 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Вельский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Стрюковой Е.С.,

при секретаре Горбуновой Т.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по исковому заявлению Зыкиной Т.А. и Ядровой Р.П. к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» об обязании выдать утвержденную схему расположения земельного участка,

у с т а н о в и л :

Зыкина Т.А. и Ядрова Р.П. обратились в суд с иском об обязании администрации МО «<данные изъяты>» выдать утвержденные схемы земельных участков, местоположение одного из которых находится примерно в 70 метрах на юг от жилого <адрес> Архангельской области; второго - примерно в 80 метрах на юго-запад от жилого <адрес> Архангельской области.

В обоснование заявленного требования указали, что ДД.ММ.ГГГГ обратились в МО «Вельский муниципальный район» с просьбой предоставить в аренду земельные участки из категории земель: земли населенных пунктов; назначение земель: для ведения личного подсобного хозяйства в <адрес> Архангельской области (Ядрова Р.П. - земельный участок, местоположение которого находится примерно в 80 метрах на юго-запад от жилого <адрес> Архангельской области, согласно плана; Зыкина Т.А. - земельный участок, местоположение которого находится примерно в 70 метрах на юг от жилого <адрес> Архангельской области, согласно плана) в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Администрацией МО «<данные изъяты>» в предоставлении земельных участков было отказано, поскольку испрашиваемые земельные являются ранее учтенными и предоставлены для ведения огородничества. ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу предоставили уведомления об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений. Таким образом, испрашиваемые земельные участки не являются ранее учтенными и права на них не оформлены. В связи с отсутствием утвержденных схем земельных участков истцы не могут продолжить процедуру оформления земельных участков.

Зыкина Т.А. и Ядрова Р.П. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия, поддержали заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика МО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. Представлен отзыв, согласно которому утверждение схемы расположения земельного участка не относится к правам и обязанностям <данные изъяты> сельского поселения. Схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории изготавливается лицензированной организацией после съёмки земельного участка и утверждается постановлением Главы МО «Вельский муниципальный район».

Представитель третьего лица администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.

Суд рассматривает дело в порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентирован статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно положениям п. 2 указанной статьи граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Решением XIX сессии Собрания депутатов МО «Вельский муниципальный район» от 13 сентября 2006 года № 301 утверждено «Положение о порядке предоставления земельных участков, находящихся в границах территории МО «Вельский муниципальный район» (далее -Положение).

В соответствии с п.2.2, п. 2.5 Положения предметами ведения МО «Вельский муниципальный район» является: управление и распоряжение землями, находящимися в ведении района, в соответствии с предоставленными полномочиями; обеспечение процедуры предоставления земельных участков, городские и сельские поселения принимают участие в формировании материалов инвентаризации земель, установлении границ земель поселений, готовят проекты постановлений о предоставлении земельных участков.

Решением XХX сессии Собрания депутатов МО «Вельский муниципальный район» от 06 апреля 2011 года № 379 решение XIX сессии Собрания депутатов МО «Вельский муниципальный район» признано утратившим силу.

Решением XXХII сессии Собрания депутатов МО «Вельский муниципальный район» от 27 июля 2011 года № 404 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального образования «Вельский муниципальный район».

Порядок предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством регламентирован главой IV Положения, утвержденного 27.07.2011 года.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Зыкина Т.А. обратилась с заявлением на имя главы администрации МО «Вельский муниципальный район» о предоставлении ей в аренду земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 2000 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного примерно в 70 метрах на юг от жилого <адрес>, МО «<данные изъяты>» Вельского муниципального района. Указанное заявление поступило в администрацию МО Вельский муниципальный район» ДД.ММ.ГГГГ (вх. ). К заявлению была приложена схема с отображением местоположения земельного участка.

В тот же день подано аналогичное заявление Ядровой Р.П. в отношении земельного участка, расположенного примерно в 80 метрах на юго-запад от жилого <адрес>, МО «<данные изъяты>» Вельского муниципального района.

Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ районной межведомственной комиссии по выбору земельных участков на территории МО «<адрес>» и изменению одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования было принято решение о возможности использования для ведения личного подсобного хозяйства 25 земельных участков, расположенных в <адрес>, в кадастровом квартале <данные изъяты>:).

ДД.ММ.ГГГГлава администрации МО «<данные изъяты>» в ответ на заявление истцов сообщил, что испрашиваемые ими земельные участки предназначены для проезда и прохода граждан и не могут быть предоставлены для ведения личного подсобного хозяйства.

По сообщениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о правах на земельные участки, по адресу примерно в 70 метрах на юг от жилого <адрес> Архангельской области; а также по адресу - примерно в 80 метрах на юго-запад от жилого <адрес> Архангельской области, отсутствуют.

По сообщения ФБУ «Земельная кадастровая палата» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу сведения о земельных участках по адресу примерно в 70 метрах на юг от жилого <адрес> Архангельской области; а также по адресу - примерно в 70 метрах на юго-запад от жилого <адрес> Архангельской области в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

Из кадастрового плана территории (номер кадастрового квартала – <данные изъяты>) следует, что земельные участки, в отношении которых истцами поданы заявления, на кадастровом учете не состоят.

Исследованными в судебном заседании доказательствами установлено, что истцы обратились с заявлениями о предоставлении в аренду земельных участков, находящихся в <адрес> Архангельской области из категории земель - земли населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством установлен ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации. В связи с тем, что выделение земельных участков, испрашиваемых истцами относится к компетенции органов местного самоуправления, процедура рассмотрения их заявлений должна соответствовать как Земельному Кодексу Российской Федерации, так и принятым в Вельском муниципальном районе правовым актам (ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлена обязанность органов местного самоуправления принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления находящихся в их ведении земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений).

Порядок предоставления земельных участков, утвержденный Решением XIX сессии Собрания депутатов МО «Вельский муниципальный район» от 13 сентября 2006 года № 301, действовавший на момент возникновения правоотношения, предусматривал необходимость обращения гражданина с заявлением, в котором указаны цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право и паспортные данные. Рассмотрение заявок проводится межведомственной комиссией (раздел IV). Этот же нормативный акт предусматривал, что городские и сельские поселения утверждают проект границ земельных участков (п.2.5).

Действующее в настоящее время Положение о порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального образования «Вельский муниципальный район», утвержденное Решением XXХII сессии Собрания депутатов МО «Вельский муниципальный район» от 27 июля 2011 года № 404, фактически предусматривает то же порядок. П. 2.5 данного Положения определяет, что городские и сельские поселения в числе иного согласовывают схемы расположения земельных участков на кадастровой карте территории.

Разница в регламентации полномочий обусловлена законодательной заменой понятия «проект границ земельного участка» понятием «схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории».

Между администрацией МО «Вельский муниципальный район» и администрацией МО «ДД.ММ.ГГГГ» ДД.ММ.ГГГГ заключено «Соглашение о совместном сотрудничестве». В соответствии с данным документом поселение утверждает проект границ земельного участка, готовят проекты договоров с физическими лицами, материалы для межведомственной комиссии по выбору земельных участков.

На заявление истцов ответчик сообщил, что испрашиваемые участки не могут быть предоставлены для ведения огородничества.

Однако доказательств этому, а также наличия каких-либо актов зонирования территории, и её целевого использования в месте расположения испрашиваемых истцами земельных участков администрацией МО «<данные изъяты>» в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предоставлено. Не представлены доказательства, подтверждающие резервирование указанных земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а также невозможность использования земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в пределах поселения в соответствии с утверждённым видом разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий и их видами и составом территориальных зон жилой застройки в соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Исходя из исследованных судом доказательств, права на испрашиваемые земельные участки ни за кем не оформлены, кроме того, на кадастровом учете земельные участки не состоят.

При таких обстоятельствах суд считает установленным факт того, что испрашиваемые истцами земельные участки являются свободными, не обременены правами третьих лиц, а также отсутствуют иные обстоятельства, в силу которых использование указанных земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства является невозможным.

В соответствии с ч.4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (ч.5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, непредоставление схем расположения земельных участков на кадастровом плане препятствует истцам продолжить процедуру оформления земельных участков. При этом суд учитывает, что выдача схемы расположения земельных участков не предрешает вопрос о передаче земельных участков в аренду, но без наличия данной схемы разрешить вопрос об аренде участка не возможно.

Ответчик полагает, что утверждение схемы расположения земельного участка не относится к правам и обязанностям <данные изъяты> сельского поселения, схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории изготавливается лицензированной организацией. Однако данное мнение противоречит как ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, так и принятым в МО «Вельский муниципальный район» в пределах своей компетенции нормативным актам.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что отказ ответчика препятствует реализации прав истцов на получение земельных участков в аренду, суд считает заявленные требования основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в пользу истца государственная пошлина, уплаченная при подаче искового заявления пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л :

исковые требования Зыкиной Т.А. и Ядровой Р.П. к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» об обязании выдать утвержденную схему расположения земельного участка удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» выдать Зыкиной Т.А. утвержденную схему расположения земельного участка, местоположение которого находится примерно в 70 метрах на юг от жилого <адрес> Архангельской области.

Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» выдать Ядровой Р.П. утвержденную схему расположения земельного участка, местоположение которого находится примерно в 80 метрах на юго-запад от жилого <адрес> Архангельской области.

Взыскать с администрации муниципального образования «<данные изъяты>» в счёт возврата уплаченной государственной пошлины в пользу Зыкиной Т.А. - <данные изъяты> рублей и в пользу Ядровой Р.П. - <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента его принятия в окончательной форме в Архангельский областной суд путем подачи жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.

Председательствующий Е.С. Стрюкова