О возложении обязанности предоставить жилое помещение



Дело № 2-609/2011 11 августа 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Вельский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего Стрюковой Е.С.,

при секретаре Горбуновой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вельского района в защиту прав и охраняемых законом интересов лица из числа детей-сирот Антонова А.А. к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

у с т а н о в и л :

прокурор Вельского района в защиту прав и законных интересов Антонова А.А. обратился в суд с иском к муниципальному образованию «<данные изъяты>» о возложении обязанности по предоставлению по договору социального найма жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указал, что Антонов А.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Архангельской области. Данных о его родителях не имеется. Согласно акту о доставлении подкинутого ребенка от ДД.ММ.ГГГГ, составленному инспектором ИДН ФИО4, истец был обнаружен в <адрес> на <адрес> возле <адрес> доставлен в ГОУ «<данные изъяты>». Постановлением главы администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за Антоновым А.А. сохранено право требования предоставления жилого помещения. В ДД.ММ.ГГГГ года передан на воспитание в приемную семью ФИО1, в которой проживал до ДД.ММ.ГГГГ После окончания образовательных учреждений жильем не был обеспечен. После осуждения отбывал наказание в местах лишения свободы. В ДД.ММ.ГГГГ после освобождения уехал на заработки в <адрес>, где и проживает в настоящее время, снимая жилое помещение.

Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ прокурор требования уточнил, указав, что просит возложить обязанность по предоставлению Антонову А.А. по договору социального найма благоустроенного применительно к условиям муниципального образования «<данные изъяты>», в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной на территории МО «<данные изъяты>», соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте МО «<данные изъяты>» Вельского района Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

В судебном заседании помощник прокурора Вельского района. поддержал заявленные требования по тем же основаниям.

Истец Антонов А.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал по тем же основаниям. Пояснил, что до настоящего времени жилым помещением не обеспечен. Проживает в Архангельске, где снимает жилье. В случае предоставления квартиры вернулся бы обратно в <адрес>.

Представитель ответчика администрации МО «<данные изъяты>» Панюшева О.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства уведомлена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без её участия. Полагала, что иск удовлетворению не подлежит в связи с тем, что истцом не подтверждено его право внеочередного учета, а жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Представитель третьего лица администрации МО «Вельский муниципальный район» Куровская И.И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства уведомлена надлежащим образом. Полагает, что возможно предоставить жилое помещение Антонову А.А. путем приобретения жилого помещения МО «<данные изъяты>» за счет предоставленной из бюджета МО «Вельский муниципальный район» областной субвенции, предназначенной на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

Представитель третьего лица Министерства образования, науки и культуры Архангельской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. Представитель третьего лица считает, что Антонову А.А. должно быть предоставлено жилое помещение.

Представитель третьего лица Министерства финансов Архангельской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. С исковыми требованиями не согласен, так как социальная норма используется только для предоставления субенций.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст.ст. 18, 40 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно статье 1 Жилищного кодекса Российской Федерации к основным началам жилищного законодательства относится реализация гражданами права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В условиях рыночной экономики граждане обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.

Вместе с тем, статья 40 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным, указанным в законе гражданам, дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закона о гарантиях детям-сиротам), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В судебном заседании установлено, что Антонов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся лицом, оставшимся без попечения родителей.

Согласно записи акта о его рождении -в от ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ребенок найден, сведения о родителях записаны по заявлению дома-ребенка. Регистрация рождения с пропуском сроков.

Антонов А.А. был оставлен ДД.ММ.ГГГГ, обнаружен возле <адрес> <адрес>. На следующий день он доставлен в <данные изъяты>.

По договору от ДД.ММ.ГГГГ Антонов А.А. был передан на воспитание в приемную семью ФИО1 и ФИО9, проживающих в <адрес>.

Согласно адресной справке отдела адресно-справочной работы отделения УФМС России по Архангельской области в <адрес>, Антонов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по месту жительства по адресу: Архангельская область, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

По сообщению администрации МО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, Антонов А.А. зарегистрирован по месту жительства в <адрес>. В очереди на получение жилья в администрации МО «<данные изъяты>» не состоит.

Как пояснил в судебном заседании Антонов А.А., он зарегистрирован в доме, принадлежащем на праве собственности лицам, воспитывавшим его в приемной семье. Каких-либо прав на данное жилье Антонов А.А. не имеет.

Постановлением администрации МО «Вельский район» от ДД.ММ.ГГГГ было решено предоставить Антонову А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение в соответствии с социальными нормами по достижении несовершеннолетним 18 лет и возвращении из государственного детского учреждения.

Представитель опеки и попечительства пояснила в судебном заседании, что ранее аналогичные постановления не направлялись для постановки детей на учет, жилье предоставлялось на основании этого постановления, обязаны были предоставить жилье в г. Вельске.

Данное постановление не исполнено до настоящего времени.

Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ дано согласие на определение Антонова А.А. в ПУ-<данные изъяты> для дальнейшего обучения, где он обучался с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Антонов А.А. обучался в ГОУ НПО <данные изъяты> г. Вельска Архангельской области, прослушал курс обучения по профессии «Машинист (кочегар) котельной», итоговой аттестации не прошел.

Приговором от ДД.ММ.ГГГГ Антонов А.А. признан виновным в совершении двух преступлений, предусмотренных ст. 158 ч. 2 п. «б, в» УК РФ, ему назначено наказание в виде 2 лет 3 месяцев лишения свободы, условно, с испытательным сроком 1 год 6 месяцев.

Антонов А.А. пояснил, что после указанного приговора осужден Шенкурским районным судом Архангельской области к лишению свободы, начал отбывать наказание в совершеннолетнем возрасте. Жильем не был обеспечен ни до осуждения, ни после возвращения из мест лишения свободы.

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о правах Антонова А.А. на имеющиеся у неё объекты недвижимого имущества на территории Вельского района отсутствуют.

По заключению органа опеки и попечительства требования прокурора Вельского района о предоставлении Антонову АА. жилого помещения на территории МО «<данные изъяты>» подлежат удовлетворению.

Постановлением администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» № 1086 от 31 декабря 2008 года утвержден порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений. Согласно данному порядку, ежегодно, до 15 ноября текущего года администрации поселений направляют в отдел опеки и попечительства несовершеннолетних и совершеннолетних лиц администрации МО «Вельский муниципальный район» заявления на выделение субвенции и списки лиц, подлежащих обеспечением жильем в планируемом году за счет средств областного бюджета, сообщают сведения о лицах, которые будут обеспечены жилыми помещениями из жилищного фонда поселения. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется путем предоставления приобретенного жилого помещения на условиях социального найма согласно сводному реестру нуждающихся в жилых помещениях граждан данной категории и решения комиссии соответствующего поселения по распределению жилых помещений. Договор социального найма заключается администрацией поселения.

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Вельского района в интересах Антонова А.А. к МО «<данные изъяты>» подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Антонов А.А. являлся лицом, оставшимся без попечения родителей.

Антонов А.А. имел право на получение жилья вне очереди на основании статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР. Правоотношение не прекращено и после вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 57 которого закрепляет аналогичное право для детей, оставшихся без попечения родителей.

В ДД.ММ.ГГГГ года Антонов А.А. завершил обучение в ГОУ НПО <данные изъяты>, жилое помещение за ним не закреплено и в установленном порядке не предоставлено.

В настоящее время жилого помещения по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности у Антонова А.А. нет, что сторонами и не оспаривается, право на получение жилья до настоящего времени не реализовано.

Статья 132 Конституции Российской Федерации предусматривает, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Согласно статьям 45, 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа государственными полномочиями Архангельской области» государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, наделяются органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области, городских и сельских поселений и городских округов Ненецкого автономного округа.

Антонов выявлен как лицо, оставшееся без попечения родителей, на территории МО «<данные изъяты>» Вельского района. Об этом свидетельствует имеющийся в материалах дела акт о доставлении подкинутого ребенка.

Статья 6.1 Закона Архангельской области от 20.09.2005 № 79-5-03 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» предусматривает, что жилое помещение детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа предоставляется по месту их учета на территории соответствующего городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области. Исходя из интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилое помещение может быть предоставлено в любом поселении муниципального района Архангельской области, на территории которого дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа были поставлены на учет. Учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется по месту их рождения или первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области либо по последнему месту проживания, если место их рождения находится за пределами Российской Федерации.

Исходя из указанной нормы и установленных судом фактических обстоятельств, суд приходит к выводу, что администрация муниципального образования «<данные изъяты>» является надлежащим ответчиком по настоящему делу, и именно она обязана предоставить Антонову А.А. жилое помещение.

Ответчик считает, что право внеочередного учета не подтверждено истцом. Вместе с тем, судом исследованы доказательства, подтверждающие наличие статуса истца как лица, оставшегося без попечения родителей.

Права истца на получение жилья могло быть реализовано в установленном порядке, но этого не произошло в результате недостаточно активных действий должностных лиц, обязанных обеспечить реализацию прав несовершеннолетнего. Постановление, закрепляющее право истца на получение жилья, вынесено в период несовершеннолетнего возраста Антонова А.А. и наличия у него статуса лица, оставшегося без попечения родителей. Отсутствие его исполнения не влечет утрату истцом права на получение жилья.

Суд, руководствуясь принципом восстановления права истца, считает необходимым обязать администрацию МО «<данные изъяты>» предоставить Антонову А.А. жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования «<данные изъяты>», в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной на территории МО «<данные изъяты>», соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте МО «<данные изъяты>» Вельского района Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Статья 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В соответствии со статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков. Следовательно, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

исковые требования прокурора Вельского района в защиту прав и охраняемых законом интересов лица из числа детей-сирот Антонова А.А, к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» предоставить Антонову А.А,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования «<данные изъяты>», в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной на территории МО «<данные изъяты>», соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте МО «<данные изъяты>» Вельского района Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельском областном суде путем подачи жалобы через Вельский районный суд.

Председательствующий Е.С. Стрюкова