О признании недействующим пункты положения



Дело № 2- 30/2012 10 января 2012 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Вельский районный суд Архангельской области

В составе председательствующего, судьи, Латфуллина И.Г.,

при участии прокурора Голяева С.С.,

при секретаре Роговой М.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Вельске гражданское дело по заявлению Прокурора Вельского района в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц о признании недействующими пункта 3.1.2 и пункта 7.3 Положения «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования «*муниципальный район» №* от * 2011 года,

установил:

Прокурор Вельского района Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими пункта 3.1.2 и пункта 7.3 Положения «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования «* муниципальный район» №* от * 2011 года.

В обоснование указал, что п.3.1.2 Положения «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования «* муниципальный район» №* от *2011 года противоречит п.1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 606, п.1 ст.607 Гражданского кодекса Российской Федерации. Пункт 7.3 данного Положения противоречит п.1, п.2. ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора Голяев С.С., поддержал заявленные требования в полном объеме и по тем же основаниям.

Представитель Собрания депутатов Болдырева Я.Ю. заявленные требования не признала, указав, что спорные пункты не противоречат действующему федеральному законодательству, в удовлетворении требований просит отказать.

Представитель администрации МО «* муниципальный район» Ржавитина Н.В. заявленные требования не признала, указав, что нормы Положения не противоречат действующему законодательству, запрашиваемые сведения и документы п. 3.1.2 Положения указываются в договоре аренды земельного участка либо в договоре купли- продажи земельного участка для государственной регистрации и по ним проверяется личность заявителя.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации закреплено, что органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской федерации и законы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В соответствии со ст. 77 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением федеральных законов, законов субъектов РФ и уставов муниципальных образований органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Согласно ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Пунктом 2.1 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок. Орган местного самоуправления или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, после утверждения документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о предоставлении земельного участка, указанного в абзаце первом настоящего пункта, лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, определяет технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, плату за подключение и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка. Решение о предоставлении земельного участка, указанное в абзаце втором настоящего пункта, является основанием установления в соответствии с заявлением лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, и за его счет границ такого земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Пунктом 1 статьи 12 Устава МО «* муниципальный район» установлено, что в исключительной компетенции Собрания депутатов находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности МО «*муниципальный район».

В судебном заседании установлено, что на 32 сессии Собрания депутатов муниципального образования «* муниципальный район» принято Положение «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в границах территории муниципального образования «*муниципальный район», государственная собственность на которые не разграничена». Данное положение утверждено решением главы МО «* муниципальный район» №* от * 2011 года и было опубликовано в газете «Вельские Вести» * 2011 года № *.

Таким образом, принятие Положения «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в границах территории муниципального образования «* муниципальный район», государственная собственность на которые не разграничена» относится к компетенции Собрания депутатов муниципального образования «* муниципальный район».

Положение «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования «*муниципальный район» №* является нормативным правовым актом.

Прокурором Вельского района оспаривается пункт 3.1.2 Положения, согласно которого, юридические лица и граждане подают в уполномоченный орган заявление, в котором указывается полный юридический адрес, адрес местонахождения для юридического лица, адрес места жительства, паспортные данные для граждан, предполагаемое место размещения объекта, назначение объекта, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению юридическое лицо прилагает копии учредительных документов, копии свидетельства о государственной регистрации и о постановке на учет в налоговый орган, предприниматель - копию свидетельства о государственной регистрации.

Согласно пункта 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

В соответствии с п. 1 ст.3 Федерального закона от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных», персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация;

Пункты 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 25.07.2011 года №261-ФЗ « О персональных данных» гласят - обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается, в случае если обработка персональных данных необходима для предоставления государственной или муниципальной услуги в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также, если обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

Согласно п.2 статьи 3 Закона №152-ФЗ, оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия ( операции), совершаемые с персональными данными.

В соответствии с п. 1 ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме.

Статьей ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

В соответствии с Положением, на юридическое лицо, структурное подразделение администрации Вельский муниципальный район» - Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Вельский муниципальный район» возложена функция арендодателя муниципального имущества, в том числе на заключение договоров аренды земельных участков.

В договоре аренды земельного участка Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «*муниципальный район» отражает необходимую информацию об арендаторе для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Таким образом, муниципальный орган и юридическое лицо имеет право истребовать персональные данные стороны письменного договора и необходимые документы для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем и поэтому пункт 3.1.2 данного Положения не противоречит действующему законодательству.

В связи с изложенным, ссылка прокурора на п.1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации является несостоятельной.

Прокурором Вельского района оспаривается пункт 7.3 данного Положения, согласно которого, договор аренды земельного участка, заключенный на один год и более, подлежит государственной регистрации.

В соответствии с п.1., п.2 ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Пункт 2 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

Согласно пункту 2 ст.26 Земельного кодекса Российской Федерации договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации.

В соответствии с п. 5 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660, действующих в части, не противоречащей нормам Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Между тем, согласно ч. 9 ст. 4 Закона сведения, носящие временный характер, до утраты ими в установленном Законом порядке временного характера (по истечении двух лет) не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом, земельный участок, предоставленные в аренду согласно договору, заключенному на срок не более одного года, не являются объектом недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации. Между тем, договор аренды земельного участка, заключенный на один год и более, подлежит государственной регистрации.

В связи с изложенным, ссылка прокурора на п.1., п.2 ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации является несостоятельной.

При таких обстоятельствах, суд, дав анализ приведенных норм и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, пришел к выводу, что пункт 3.1.2 и пункт 7.3 Положения не противоречит положениям федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу, поэтому требование прокурора Вельского района Архангельской области о признании недействующим Положения в данной части удовлетворению не подлежит.

Прокурором Вельского района, в соответствии ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств обратному в суд не предъявлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

решил :

в удовлетворении заявления Прокурору Вельского района в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц о признании недействующими пункта 3.1.2 и пункта 7.3 Положения «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования «* муниципальный район» №* от * года – отказать.

Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд.

Председательствующий И.Г.Латфуллин