Дело № 2-977/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28 ноября 2011 года г. Вельск Вельский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего Смоленской Ю.А., при секретаре Сусловой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 28 ноября 2011 года в городе Вельске гражданское дело по исковому заявлению Куклиной Е. С. к администрации муниципального образования «Вельское», администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район», Министерству строительства Архангельской области о возложении обязанности по выплате единовременной социальной выплаты, у с т а н о в и л: Куклина Е.С. обратилась в суд с иском к администрации МО «Вельское», Министерству строительства Архангельской области о возложении обязанности по выплате единовременной социальной выплаты в размере хххххх рублей и возмещении судебных расходов по делу, обосновывая исковые требования тем, что является участником долгосрочной целевой программы Архангельской области «Активизация индивидуального жилищного строительства в Архангельской области» на 2009-2011 годы, во исполнение которой хх ноября 2009 года между истцом и Некоммерческим Фондом ипотечного жилищного кредитования г. Вельска заключен договор субаренды земельного участка, расположенного по адресу: Архангельская область, г. Вельск, ул. Южная, д. хх, а также хх декабря 2009 года ей выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на предоставленном в субаренду земельном участке. В соответствии с п. 25 долгосрочной целевой программы Архангельской области «Активизация индивидуального жилищного строительства в Архангельской области» на 2009-2012 годы, утвержденной постановлением администрации Архангельской области от хх марта 2009 года № 72-па/10 с целью стимулирования жилищного строительства и оказания финансовой поддержки участникам программы, подтвердившим возведение сруба индивидуального жилого дома под кровлю, должна представляться единовременная социальная выплата для возмещения затрат в размере, эквивалентном средней стоимости материалов, необходимых для возведения стен, устройства кровли и полов, но не более хххххх рублей. Факт выполнения истцом работ по устройству фундамента, несущих стен, элементов кровли, подтвержден актом комиссии администрации МО «Вельское» от хх января 2010 года. Поскольку предусмотренные п. 25 Программы требования были соблюдены, то истец неоднократно, а именно: 15 февраля, 30 марта и хх августа 2011 года обращалась к ответчику администрации МО «Вельское» с заявлением о предоставлении единовременной социальной выплаты на возмещение затрат по устройству теплового контура жилого здания в сумме, установленной Министерством строительства Архангельской области, однако ее заявления были не удовлетворены, в связи с чем, истец считает, что ответчиками нарушено ее право на получение данной выплаты. Определением Вельского районного суда Архангельской области от хх октября 2011 года по ходатайству истца Куклиной Е.С. и представителя ответчика администрации МО «Вельское» Панюшевой О.В. к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация МО «Вельский муниципальный район». В судебном заседании истец Куклина Е.С. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме и по тем же основаниям, пояснив, что на момент первоначального обращения с заявлением в администрацию МО «Вельское» произведение единовременных социальных выплат участникам долгосрочной целевой программы Архангельской области «Активизация индивидуального жилищного строительства в Архангельской области» на 2009-2011 годы предусматривалось, в связи с чем, отказ ответчиков в ее выплате является незаконным, а ссылки на отсутствие утвержденного порядка ее выплаты необоснованными, поэтому просила возложить на ответчиков обязанность по произведению ей единовременной социальной выплаты в размере хххххх рублей, и которая не превышает установленный Министерством строительства Архангельской области размер. Представитель ответчика администрации МО «Вельское» на судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно заявлению представитель по доверенности Панюшева О.В. просила рассмотреть дело без участия их представителя, с исковыми требованиями не согласна. Представитель ответчика администрации МО «Вельский муниципальный район» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом, согласно заявлению представитель по доверенности Ржавитина Н.В. просила отложить рассмотрение дела по существу в связи с нахождением ее в командировке, возражений относительно заявленных исковых требований суду не представила. Представитель ответчика Министерства строительства Архангельской области на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом, согласно отзыву на исковое заявление и дополнению к нему просили рассмотреть дело без участия их представителя, с исковыми требованиями не согласны в полном объеме, указав, что законные основания для понуждения ответчиков предоставить истцу единовременную социальную выплату в размере хххххх рублей как участнику долгосрочной целевой программы Архангельской области «Активизация индивидуального жилищного строительства в Архангельской области» на 2009-2014 годы отсутствуют, поскольку в соответствии с п. 25 Программы компенсационные выплаты участникам Программы начисляются за период 2009-2012 годов, и только по их окончании в 2014 году участникам Программы за вычетом выданной суммы компенсации будет предоставляться единовременная социальная выплата в размере начисленных процентов по целевому кредиту до конца срока действия кредитного договора, но не более хххххх рублей. С учетом мнения истца, суд отклонил ходатайство представителя ответчика администрации МО «Вельский муниципальный район» об отложении рассмотрения дела по существу, поскольку ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, факт нахождения представителя в командировке не является уважительной причиной невозможности участия в судебном заседании иного представителя юридического лица, в связи с чем, суд рассматривает дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выслушав объяснения истца Куклиной Е.С., исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В соответствии с Федеральным законом от хх апреля 2007 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации", в целях реализации постановления главы администрации Архангельской области от хх апреля 2007 года N 30 "Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2008 год и на среднесрочную перспективу" для совершенствования процесса разработки и реализации целевых программ Архангельской области, постановлением администрации Архангельской области от хх ноября 2007 года № 185-па утвержден Порядок разработки и реализации целевых программ Архангельской области, который распространяет свое действие на целевые программы, реализующиеся с хх января 2009 года. Пунктом п. 4 Порядка разработки и реализации целевых программ Архангельской области предусмотрено, что долгосрочная целевая программа направлена на решение проблем областного значения в рамках полномочий двух и (или) более исполнительных органов государственной власти Архангельской области. Согласно п. 16 Порядка разработки и реализации целевых программ Архангельской области государственный заказчик долгосрочной целевой программы: разрабатывает в пределах своих полномочий правовые акты, необходимые для выполнения долгосрочной целевой программы; подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации целевой программы. В целях активизации индивидуального жилищного строительства на территории Архангельской области постановлением администрации Архангельской области от хх марта 2009 года № 72-па/10 утверждена долгосрочная целевая программа Архангельской области «Активизация индивидуального жилищного строительства в Архангельской области» на 2009 - 2014 годы (далее - Программа). Согласно паспорту государственным заказчиком – координатором и основным разработчиком Программы является Министерство строительства Архангельской области, а исполнителями Программы являются Министерство строительства Архангельской области, Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, муниципальные образования Архангельской области, агентство по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области, агентство по печати и средствам массовой информации Архангельской области, агентство архитектуры и градостроительства Архангельской области, кредитные организации, имеющие лицензию на осуществление банковской деятельности, и (или) ОАО «Архангельский региональный оператор по ипотечному жилищному кредитованию», индивидуальные застройщики, организации, определяемые на конкурсной основе. Данная Программа реализуется в сроки 2009-2014 г.г. и в один этап. Источниками финансирования Программы являются средства областного и местных бюджетов, объем которых определяется в соответствии с методикой распределения субсидий бюджетам муниципальных образований за счет средств областного бюджета, которая разрабатывается государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) долгосрочной целевой программы с учетом ее специфики и оформляется приложением к программе. Согласно п. 24 Программы муниципальное образование оказывает методическое и юридическое сопровождение осуществляемых участником Программы мероприятий. Порядок взаимодействия и взаимные обязательства муниципального образования и участника Программы устанавливаются соглашением между ними. В судебном заседании установлено, и это подтверждается материалами дела, что решением комиссии от хх августа 2009 года № 1 «Об утверждении списка участников долгосрочной целевой программы Архангельской области «Активизация индивидуального жилищного строительства в Архангельской области» на 2009-2011 годы, утвержден список участников данной Программы в количестве 20 человек, в том числе в данный список под номером 8 включена истец Куклина Е. С., сумма заявки на кредит ххх,0 тыс. рублей, размер компенсации по целевому кредиту – 1, стоимость строительства по смете – ххх,0 тыс. рублей. Согласно договору субаренды земельного участка № 13, заключенному хх ноября 2009 года между Некоммерческим Фондом ипотечного жилищного кредитования г. Вельска и Куклиной Е.С., последняя приняла в субаренду на срок с хх ноября 2009 года по хх июля 2019 года земельный участок из категории земель населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером хх:хх:хххххх:хх, расположенный по адресу: Архангельская область, Вельский район, г. Вельск, ул. Южная, д. хх, площадью 1183 кв.м., принадлежащим Арендатору на праве аренды в соответствии с договором аренды земельного участка № 1813 от хх июля 2009 года, дополнительным соглашением к указанному договору аренды от хх октября 2009 года. хх декабря 2009 года между акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Вельского отделения № 4065 Сбербанка России ОАО и Куклиной Е.С., Куклиной Н.Л. заключен договор об открытии невозобновляемой кредитной линии № хххх/х/ххххх, согласно которому кредитор открыл созаемщикам невозобновляемую кредитную линию по ипотечному кредиту по программе «Молодая семья» в соответствии с соглашением о взаимодействии при предоставлении целевых кредитов гражданам РФ для строительства индивидуальных жилых домов в рамках долгосрочной целевой программы «Активизация индивидуального жилищного строительства в Архангельской области» между Департаментом строительства Архангельской области и Сбербанком России № 01/2009 от хх августа 2009 года в сумме хххххх рублей на индивидуальное строительство жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: Архангельская область, г. Вельск, ул. Южная, д. хх, на срок по хх июня 2019 года под 14 процентов годовых. Во исполнение заключенных договоров, а также Программы, истцом Куклиной Е.С. была составлена смета расчета стоимости строительства индивидуального жилого дома в сумме хххххх руб. и утвержден проект индивидуального жилого дома. Согласно п. 25 Программы контроль за исполнением участниками Программы мероприятий Программы осуществляет муниципальное образование, в том числе в форме периодических посещений мест строительства индивидуальных жилых домов. После завершения строительства жилого дома участник Программы осуществляет регистрацию прав собственности на жилой дом и земельный участок в соответствии с действующим законодательством. В судебном заседании установлено, что истец Куклина Е.С. своевременно, без нарушения сроков возведения индивидуального жилого дома на земельном участке завершила следующие работы: по устройству фундамента, несущих стен, элементов кровли, что соответствовало первому этапу выполненных работ; по монтажу покрытия кровли, наружных и внутренних дверей и окон, что соответствует второму этапу выполненных работ в рамках Программы; по подводу электроснабжения в жилой дом, а также получила технические условия на подключение к сетям водоснабжения, канализации, газоснабжения, что подтверждается актами обследования земельного участка с кадастровым номером хх:хх:хххххх:хх от хх января 2010 года и от хх декабря 2010 года, и данный факт ответчиками не оспаривается. В судебном заседании истец пояснила, что в настоящее время ею выполняются внутренние отделочные работы в доме. хх февраля 2011 года истец Куклина Е.С. обратилась в администрацию МО «Вельское» с заявлением о предоставлении единовременной социальной выплаты в целях возмещения затрат по устройству теплового контура жилого здания в соответствии с абз. 12 п. 25 Программы, на что ей был дан ответ хх февраля 2011 года (исх. № 498) об отсутствии средств в областном бюджете на данные выплаты. При последующих обращениях истца к ответчику, а именно 30 марта и хх августа 2011 года по данному вопросу, администрация МО «Вельское» фактически отказала в предоставлении единовременной социальной выплаты, указывая на то, что в рамках Программы начисляются компенсационные выплаты участникам Программы за период 2009-2012 годов. И только после окончания предоставления компенсационных выплат (в 2014 году) участникам Программы за вычетом выданной суммы компенсации будет предоставляться единовременная социальная выплата в размере начисленных процентов по целевому кредиту до конца срока действия кредитного договора, но не более хххххх рублей. Судом установлено, что ранее действующие нормы п. 25 Программы (в редакции постановлений Правительства Архангельской области от хх декабря 2010 года № 383-пп, от хх марта 2011 года № 56-пп), действующие на момент подачи первоначального и повторного заявлений истцом, предусматривали с целью стимулирования жилищного строительства и оказания финансовой поддержки участникам Программы, подтвердившим возведение сруба индивидуального жилого дома под кровлю, предоставление единовременной социальной выплаты (компенсации части затрат на строительство индивидуального жилого дома) для возмещения затрат в размере, эквивалентном средней стоимости материалов, необходимых для возведения стен, устройства кровли и полов, при наличии финансирования в областном и (или) местном бюджете, в порядке, предусмотренном Правительством Архангельской области. Вместе с тем, порядок предоставления единовременной социальной выплаты участникам Программы подлежал определению Правительством Архангельской области, а размер единовременной социальной выплаты должен был ежегодно определяться Министерством строительства Архангельской области и составлять не более 200 тысяч рублей. При этом судом установлено, что указанный порядок предоставления единовременной социальной выплаты до настоящего времени Правительством Архангельской области не утвержден, а также не был утвержден и конкретный размер данной выплаты Министерством строительства Архангельской области. Постановлением Правительства Архангельской области от хх июня 2011 года № 187-пп «О внесении изменений в постановление Администрации Архангельской области от хх марта 2009 года № 72-па/10» абзацы 12-16 в п. 25 Программы, касающиеся предоставления единовременной социальной выплаты были исключены, пункт был дополнен абзацем, в котором предусмотрено, что компенсационные выплаты участникам Программы начисляются за период 2009 - 2012 годов. По окончании предоставления компенсационных выплат (в 2014 году) участникам Программы за вычетом выданной суммы компенсации предоставляется единовременная социальная выплата в размере начисленных процентов по целевому кредиту до конца срока действия кредитного договора, но не более 200 тыс. рублей. Соглашением № 35/2011 о порядке предоставления субсидий на оказание финансовой поддержки гражданам в целях осуществления индивидуального жилищного строительства в рамках реализации долгосрочной целевой программы Архангельской области «Активизация индивидуального жилищного строительства в Архангельской области» на 2009 – 2012 годы от хх апреля 2011 года, заключенным между Министерством строительства Архангельской области и администрацией МО «Вельский муниципальный район», определен порядок предоставления государственным заказчиком – координатором субсидий за счет средств областного бюджета на оказание финансовой поддержки гражданам в целях осуществления индивидуального жилищного строительства в соответствии с областной адресной инвестиционной программой на 2011 год. Также судом установлено, что между администрацией МО «Вельский муниципальный район» и администрацией МО «Вельское» заключено соглашение, по которому администрация МО «Вельский муниципальный район» перечисляет поступившие средства областного бюджета, предусмотренные на реализацию программы, предоставленные в форме субсидий, в порядке межбюджетных отношений. В свою очередь администрация МО «Вельское» осуществляет перечисление на индивидуальный расчетный счет участника программы компенсационной выплаты в пределах суммы, эквивалентной размеру уплаченных процентов по целевому кредиту за истекший год, не превышающих ставку рефинансирования, установленную Центральным банком Российской Федерации. В рамках заключенных соглашений был предусмотрен объем финансирования реализации мероприятий по предоставлению субсидий в соответствии с областной адресной инвестиционной программой на 2011 год, утвержденной Правительством Архангельской области от хх января 2011 года № 9-пп, а именно: за счет средств местного бюджета в размере ххххх рублей 25 копеек; за счет средств областного бюджета в размере хххххх рублей 75 копеек. В соответствии с п. 24 Программы между администрацией МО «Вельское» и Куклиной Е.С. хх июня 2011 года заключено соглашение № 18 о порядке взаимодействия в рамках реализации долгосрочной целевой программы Архангельской области «Активизация индивидуального жилищного строительства в Архангельской области» на 2009-2012 годы. Согласно пп. 3.1, 3.2 соглашения администрация МО «Вельское» осуществляет перечисление на индивидуальный расчетный счет Куклиной Е.С. денежных средств в сумме, эквивалентной размеру уплаченных процентов по целевому кредиту за истекший год, не превышающих ставку рефинансирования, установленную Центральным банком Российской Федерации, в срок до хх августа 2011 года. Размер компенсации уплаченных процентов по целевому кредиту определяется с учетом поправочных коэффициентов, установленных в п. 33 Программы. Из материалов гражданского дела следует, что Куклина Е.С. хх июня 2011 года получила компенсационную выплату в сумме ххххх руб. 31 коп., что подтверждается копиями платежного поручения № ххххх0, сберегательной книжки, а также объяснениями истца. Однако в судебном заседании также установлено, что финансирование мероприятий по предоставлению единовременных социальных выплат в рамках Программы в областном и местном бюджетах на 2010 год отсутствовало. Областной и местный бюджеты на 2011 год также не предусматривают финансирования на указанные выплаты. Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд не находит законных оснований для удовлетворения иска Куклиной Е.С. Механизм реализации Программы разрабатываются в соответствии с подпунктом 5 пункта 20 Порядка разработки и реализации целевых программ Архангельской области. При этом финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета с привлечением средств федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований области и внебюджетных источников (при условии финансирования из указанных источников). Учитывая, что Программа разработана Министерством строительства Архангельской области, и утверждена постановлением Администрации Архангельской области, и именно данные органы определяют механизм реализации предусмотренных ими мер по стимулированию жилищного строительства и оказания финансовой поддержки участникам Программы, в том числе и по предоставлению единовременной социальной выплаты, однако данный Порядок предоставления единовременной социальной выплаты участникам Программы, регулирующий механизм расчета подлежащей выплаты, а также размер данных выплат, нормативно законодателем определен не был, как и не предусматривалось финансирования данных мероприятий в 2010-2011 г.г. на эти цели, то и оснований для понуждения ответчиков выплатить Куклиной Е.С. единовременную социальную выплату в заявленном размере хххххх рублей, не имеется. В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В судебное заседание истцом Куклиной Е.С. в соответствии со ст.ст. 55, 56, 59 и 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено достаточных доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, подтверждающих наличие законных оснований для понуждения ответчиков выплатить единовременную социальную выплату в заявленном размере хххххх рублей, не представлен обоснованный расчет, произведенный исходя из фактических затрат в размере, эквивалентном средней стоимости материалов, необходимых для возведения стен, устройства кровли и полов. При этом, суд учитывает, что иных требований, в рамках настоящего дела Куклиной Е.С. не заявлялось. Таким образом, с учетом, установленных по делу обстоятельств и указанных выше норм материального права, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования Куклиной Е.С. не подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд р е ш и л: в удовлетворении исковых требований Куклиной Е. С. к администрации муниципального образования «Вельское», администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район», Министерству строительства Архангельской области о возложении обязанности по выплате единовременной социальной выплаты для возмещения затрат на строительство индивидуального жилого дома в размере хххххх рублей – отказать. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Вельский районный суд Архангельской области. Председательствующий Ю.А. Смоленская