О возложении обязанности о постановке на учет граждан, нуждающихся во внеочередном получении жилья



Дело № 2-76/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Вельск 14 февраля 2012 года

Вельский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Смоленской Ю.А.,

пpи секpетаpе Сусловой Н.В.,

с участием помощника прокурора Вельского района Канаева А.И.,

рассмотpел в откpытом судебном заседании в городе Вельске 14 февраля 2012 года гpажданское дело по исковому заявлению прокурора Вельского района в защиту прав и охраняемых законом интересов лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей Г. И. Н., Г. М. Н., Г. Д. Н. к администрации муниципального образования «Вельское» о возложении обязанности по постановке на учет граждан нуждающихся во внеочередном получении жилья,

у с т а н о в и л:

прокурор Вельского района обратился в суд в защиту прав и охраняемых законом интересов лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей Г. И.Н., Г. М.Н., Г. Д.Н. с исковым заявлением к администрации МО «Вельское» о возложении обязанности по принятию на учет граждан нуждающихся во внеочередном получении жилья Г. И. Н., хх августа 1993 года рождения, Г. М. Н., хх декабря 1997 года рождения, Г. Д. Н., хх июня 2001 года рождения, обосновывая требования тем, что прокуратурой района по обращению отдела опеки и попечительства администрации МО «Вельский муниципальный район» проведена проверка по факту отказа в постановке на внеочередное получение жилья Г. И.Н., Г. М.Н., Г. Д.Н., в ходе, которой были установлены нарушения прав несовершеннолетних. Так, на основании постановления главы администрации МО «Вельский муниципальный район» от хх февраля 2011 года № 190, которым за Г. И.Н., Г. М.Н., Г. Д.Н. закреплено право на внеочередное получение жилого помещения на территории МО «Вельское», отдел опеки и попечительства администрации МО «Вельский муниципальный район» обратился в администрацию МО «Вельское» с заявлением и данным постановлением о постановке несовершеннолетних Г. И.Н., Г. М.Н., Г. Д.Н. на внеочередной учет получения жилья. Однако постановлением администрации МО «Вельское» от хх марта 2011 года № 23 Г. И.Н., Г. М.Н., Г. Д.Н. было отказано в постановке на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п. 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с непредставлением предусмотренных ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документов. Прокурор считает, что данный отказ является незаконным и нарушает права лиц, оставшихся без попечения родителей, поскольку постановление главы администрации МО «Вельский муниципальный район» от хх февраля 2011 года № 190 является документом, подтверждающим право Г. И.Н., Г. М.Н., Г. Д.Н. состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при этом представления каких-либо иных документов законодательством не предусмотрено.

В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Канаев А.И. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и по тем же основаниям, указав, что должностными лицами администрации МО «Вельское» мер по учету лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей Г. И.Н., Г. М.Н., Г. Д.Н. не предпринято до настоящего времени, что является нарушением прав несовершеннолетних.

На судебное заседание истцы Г. Д.А., Г. М.Н., Г. Д.Н. и ее законный представитель ГБОУ Архангельской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Вельская (специальная коррекционная) общеобразовательная школа – интернат» не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, согласно заявлениям просили рассмотреть дело без их участия, на заявленных прокурором требованиях настаивали.

В судебном заседании законный представитель Г. М.Н. – Е. А.И. заявленные прокурором Вельского района требования поддержала в полном объеме и по тем же основаниям, указав на невозможность проживания детей по месту регистрации по месту жительства, поскольку в квартире № х дома № хх по ул. Л. Толстого в г. Вельске Архангельской области зарегистрированы и проживают лица, злоупотребляющие спиртными напитками, лишенная родительских прав мать детей В.О.А. отрицательно и агрессивно настроена относительно проживания детей в квартире. Кроме того, квартира находится в антисанитарном состоянии, отключено электроснабжение в связи с неуплатой.

На судебное заседание представитель ответчика администрации МО «Вельское» не явился, о времени и месте судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом, согласно заявлению представитель по доверенности З.О.О. просила рассмотреть дело без их участия. В представленных суду отзывах на исковое заявление указали, что с иском не согласны, поскольку за несовершеннолетними Г. И.Н., Г. М.Н., Г. Д.Н. закреплено право проживания в квартире № х дома № хх по ул. Л. Толстого в г. Вельске Архангельской области, в установленном порядке жилое помещение не признано непригодным для постоянного проживания, и в настоящее время решается вопрос о подаче в суд искового заявления о выселении из квартиры В.О.А. и иных посторонних лиц, проживающих в данном жилом помещении.

Представитель третьих лиц администрации МО «Вельский муниципальный район» и отдела опеки и попечительства администрации МО «Вельский муниципальный район» по доверенности Ю.Т.Ю. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, указав, что администрация МО «Вельское» необоснованно и без законных оснований отказала детям, оставшихся без попечения родителей Г. И.Н., Г. М.Н., Г. Д.Н. в постановке на учет граждан нуждающихся во внеочередном получении жилья, в связи с чем, нарушила их жилищные права. Все необходимые документы в отношении несовершеннолетних предоставлялись ответчику, в том числе и постановление главы администрации МО «Вельский муниципальный район» от хх февраля 2011 года № 190, которым за Г. И.Н., Г. М.Н., Г. Д.Н. закреплено право на внеочередное получение жилья. При этом, ответчиком не учтено, что в настоящее время Г. И.Н., Г. М.Н., Г. Д.Н. не имеют какого-либо закрепленного жилого помещения, а также не являются собственниками и нанимателями какого-либо жилого помещения. Указание ответчиком на то, что дети не лишены права проживания в квартире № х дома № хх по ул. Л. Толстого в г. Вельске Архангельской области, где проживает их мать, является несостоятельным, поскольку помимо матери В.О.А. в данном жилом помещении проживают и зарегистрированы иные лица, которые в силу закона имеют право также там проживать. Вопрос о выселении В.О.А. из жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, на протяжении длительного времени по неоднократным ходатайствам отдела опеки и попечительства ответчиком не разрешался, меры к проживающим в квартире лицам, нарушающим правила пользования жилым помещением, не приняты до настоящего времени. Квартира является неблагоустроенной, общей площадью 42,2 кв.м., находится в антисанитарном состоянии, имеется большая задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, отключено электроснабжение. При этом, мать детей В.О.А. злоупотребляет спиртными напитками, отрицательно настроена относительно проживания детей в квартире, в связи с чем, проживание несовершеннолетних Г. И.Н., Г. М.Н., Г. Д.Н. в квартире невозможно. Кроме того, учитывая, что в настоящее время в квартире зарегистрировано 7 человек, то учетная норма площади жилого помещения на каждого не соответствует норме предоставления по договору социального найма.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона РФ от хх декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (статья 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - статья 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18) на основе конституционного равноправия (статья 19, части 1 и 2), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (статья 21, части 1 и 2), обеспечивается право каждого на жилище (статья 40, части 1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3).

Соответственно, исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений с участием детей, нуждающихся в повышенной социальной защите, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие им достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН хх ноября 1989 года) обязывает подписавшие ее государства обеспечивать детям такую защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия (пункт 2 статьи 3), принимать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в Конвенции (статья 4), признавать право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (пункт 1 статьи 27).

Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (часть 2 статьи 57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди. Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким категориям отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Закрепленное пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правовое регулирование не может рассматриваться как ограничивающее права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в системной связи с положениями статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" оно направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй пункта 1 статьи 8).

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, признав рассматриваемую категорию особой категорией граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которые предоставляются им по договору социального найма во внеочередном порядке, установил общие на всей территории Российской Федерации правила обеспечения их жилыми помещениями, права этих граждан в силу статей 55 (часть 3), 72 (часть 2), 76 (часть 2 и 5) Конституции Российской Федерации и конкретизирующих их статей 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации и положений части 2 статьи 11 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не могут быть ограничены законодательством субъектов Российской Федерации, - в субъектах Российской Федерации могут устанавливаться лишь дополнительные гарантии права на жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

С целью единообразного применения положений Жилищного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области при ведении учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и при предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального, разработан и введен в действие Областной закон Архангельской области от хх сентября 2005 года № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» (далее Закон).

В соответствии с п. 1 ст. 6.1 Закона порядок ведения учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях, регулируется настоящим законом с особенностями, установленными настоящей статьей.

Согласно п. 3 ст. 6.1 Закона учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется по месту их рождения или первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области либо по последнему месту проживания, если место их рождения находится за пределами Российской Федерации. Принятие на учет осуществляется на основании решения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области.

В судебном заседании установлено, что Г. И. Н. родился хх августа 1993 года в г. Вельске Архангельской области, Г. М. Н. родилась хх декабря 1997 года в г. Вельске Архангельской области, Г. Д. Н. родилась хх июня 2001 года в г. Вельске Архангельской области. Их родителями являются: Г. Н. И., хх ноября 1958 года рождения, и В.О. А., хх октября 1973 года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении детей и записями актов о рождении № ххх от хх хх августа хххх года, № ххх от хх декабря хххх года, № ххх от хх июня хххх года, произведенных Вельским территориальным отделом Управления ЗАГС Архангельской области.

Из материалов дела следует, что отец детей – Г. Н.И. умер хх декабря 2002 года, что подтверждается свидетельством о смерти и записью акта о смерти № хххх от хх декабря 2002 года, произведенной Вельским территориальным отделом Управления ЗАГС Архангельской области.

Решением Вельского районного суда Архангельской области от хх марта 2004 года по гражданскому делу № 2-88/2004, вступившим в законную силу хх марта 2004 года, В.О.А. лишена родительских прав в отношении сына Г. И.Н. и дочерей: Г. М.Н. и Г. Д.Н., несовершеннолетние были переданы на попечение органа опеки и попечительства.

Постановлением администрации МО «Вельский район» от хх октября 2004 года № 760 несовершеннолетние Г. И.Н., Г. М.Н., Г. Д.Н. были устроены в интернатное учреждение. Согласно п. 2 данного постановления за ними было закреплено право проживания по адресу: Архангельская область, г. Вельск, ул. Л. Толстого, д. хх, кв. х.

Установлено, что в настоящее время Г. И.Н. достиг возраста совершеннолетия, и проходит военную службу по призыву, хх декабря 2011 года в составе команды № х/х/хх был направлен в в/ч ххххх в г. Северодвинск, что подтверждается справкой отдела военного комиссариата Архангельской области по Вельскому и Шенкурскому районам от хх февраля 2012 года.

Согласно постановлению главы администрации МО «Вельский муниципальный район» от хх января 2012 года № 5 «Об учреждении возмездного попечительства» Е.А.И. назначена попечителем над несовершеннолетней Г. М.Н. с хх января 2012 года, которым является и в настоящее время.

Согласно распоряжению Министерства образования, науки и культуры Архангельской области от хх ноября 2010 года № 1122, воспитанник ГОУ АО для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Низовский детский дом» Г. Д.Н. переведена в 3 класс государственного образовательного учреждения Архангельской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Вельская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат», и с хх ноября 2010 года по настоящее время находится в данном учреждении на полном государственном обеспечении.

Таким образом, судом установлено, что истцы Г. И.Н., Г. М.Н., Г. Д.Н. относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, имеют право на дополнительные гарантии социальной поддержки, предусмотренные действующим законодательством.

Постановлением главы администрации МО «Вельский муниципальный район» от хх февраля 2011 года № 190 «О закреплении права на внеочередное получение жилого помещения», которым за несовершеннолетними Г. И.Н., Г. М.Н., Г. Д.Н. закреплено право на внеочередное получение жилого помещения, в связи с чем, копия постановления была направлена в МО «Вельское» для постановки детей на учет граждан, нуждающихся во внеочередном получении жилья. При этом п. 2 постановления главы МО «Вельский район» от хх октября 2004 года № 760, предусматривающий закрепление права проживания детей по адресу: Архангельская область, г. Вельск, ул. Л. Толстого, д. хх, кв. х, отменен.

Однако, решением общественной комиссии по жилищным вопросам от хх марта 2011 года в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п. 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, Г. И.Н., Г. М.Н., Г. Д.Н. отказано, в связи с не представлением предусмотренных ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документов.

Вместе с тем, из анализа указанных норм материального права следует, что основанием принятия на учет детей, оставшихся без попечения родителей, является именно решение органа местного самоуправления муниципального района, то есть в данном случае постановление главы администрации МО «Вельский муниципальный район» о закреплении за несовершеннолетними права на внеочередное получение жилого помещение, предоставление каких-либо иных документов, Законом не предусмотрено.

Более того, из объяснений представителя отдела опеки и попечительства администрации МО «Вельский муниципальный район» Ю.Т.Ю. следует, что отделом опеки и попечительства дополнительно и неоднократно пакет документов на Г. И.Н., Г. М.Н., Г. Д.Н. направлялся ответчику, что также подтверждается материалами дела.

Кроме того, согласно заключению отдела опеки и попечительства администрации МО «Вельский муниципальный район» необходимость в закреплении права несовершеннолетних И., М. и Д. на внеочередное получение жилого помещения была вызвана тем, что жилое помещение по адресу: Архангельская область, г. Вельск, ул. Л. Толстого, д. хх, кв. х, имеет общую площадь 42,2 кв.м., в квартире зарегистрировано 7 человек, что не соответствует социальным нормам, в квартире проживают граждане, склонные к злоупотреблению спиртными напитками, некоторые из которых неоднократно судимы и отбывали наказание в местах лишения свободы, в квартире собираются посторонние люди для распития спиртных напитков, жилое помещение находится в антисанитарном состоянии, требуется капитальный и текущий ремонты, предпринятые отделом опеки и попечительства меры по выселению из квартиры зарегистрированных граждан не дали положительных результатов, что указывает на невозможность проживания Г. И.Н., Г. М.Н., Г. Д.Н. в данном жилом помещении.

Согласно копии поквартирной карточки по адресу: Архангельская область, г. Вельск, ул. Л. Толстого, д. хх, кв. х, в квартире зарегистрированы по месту жительства: В.А. А., хх марта 1978 года рождения, О.О. Г., хх января 1985 года рождения, В.О. А., хх октября 1973 года рождения, О.Д. Г., хх февраля 1983 года рождения, и Г. И.Н., Г. М.Н., Г. Д.Н. Ответственный наниматель жилого помещения В.Л. Ф., хх марта 1953 года рождения, умерла хх августа 2010 года, однако до настоящего времени договор социального найма и лицевые счета на иного члена семьи умершей не изменены и не переоформлены.

Согласно актам обследования жилого помещения, расположенного по адресу: Архангельская область, г. Вельск, ул. Л. Толстого, д. хх, кв. х, и справкам жилищно-эксплуатационной организации, квартира является неблагоустроенной с печным отоплением и фактически в настоящее время находится в антисанитарном состоянии, имеется задолженность по оплате ЖКУ в размере ххххх руб. 20 коп., отключено электроснабжение, печи в неисправном состоянии.

Согласно отзывам на исковое заявление ответчик возражает в постановке Г. И.Н., Г. М.Н., Г. Д.Н. на учет в связи с тем, что они имеют закрепленное жилое помещение, которое в установленном порядке не признано непригодным для проживания, при этом вопрос о выселении В. О.А. и иных посторонних лиц, проживающих в квартире ими рассматривается, и что по мнению ответчика является обстоятельствами, препятствующими детям в соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете граждан, нуждающихся во внеочередном получении жилья.

Однако с данным доводом ответчика суд не может согласиться, поскольку он основан на неверном толковании закона, и не может рассматриваться как основание, препятствующее детям, оставшимся без попечения родителей, реализовать права на дополнительные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пп. 2 и 3 п. 2 ст. 6.1 Закона на учет для внеочередного предоставления жилой площади принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, имевшие закрепленное жилое помещение на момент лишения родительского попечения, но впоследствии утратившие его (по причине сноса, переоборудования, признания в установленном порядке непригодным для проживания, передачи в собственность другим лицам и в других случаях), а также при невозможности совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами в жилом помещении и при отсутствии возможности обмена либо выселения из жилого помещения бывших родителей, иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Невозможность совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами устанавливается на основании заключения органа опеки и попечительства по результатам обследования жилого помещения.

Из заключения и объяснений представителя отдела опеки и попечительства администрации МО «Вельский муниципальный район» Ю. Т.Ю. следует, а также это подтверждается материалами дела, что данная квартира имеет общую площадь 42,2 кв.м., и она в настоящее время находится в антисанитарном состоянии, в ней проживают зарегистрированные по месту жительства граждане, в том числе и лишенная родительских прав в отношении Г. И.Н., Г. М.Н., Г. Д.Н. мать – В. О.А., к которым мер в связи с нарушением ими правил проживания в жилом помещении не предпринято со стороны ответчика, несмотря на неоднократные обращения отдела опеки и попечительства администрации МО «Вельский муниципальный район» и МУП «ЖЭУ», вопрос о выселении данных граждан из квартиры в установленном порядке не решен, что не оспаривается ответчиком.

Решением восьмой сессии Собрания депутатов МО «Вельское» от хх февраля 2006 года № 48 утверждена учетная норма площади жилого помещения в МО «Вельское» в размере 8,0 кв.м. и норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма 10 кв.м. общей площади на одного человека.

Учитывая, что в настоящее время в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма, фактически зарегистрировано по месту жительства 7 человек, а общая площадь квартиры составляет 42,2 кв.м., то на каждого из зарегистрированных лиц приходится 6,0 кв.м. общей площади жилого помещения, что менее учетной нормы на одного человека, установленной на территории МО «Вельское», то Г. И.Н., Г. М.Н., Г. Д.Н., безусловно и при таких обстоятельствах, уже являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

По сообщениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от хх февраля 2012 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах Г. И.Н., Г. М.Н., Г. Д.Н. на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества отсутствует.

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, и учитывая указанные нормы материального права, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения в суд жилищные условия Г. И.Н., Г. М.Н., Г. Д.Н. не улучшились, иное жилое помещение, в том числе и на праве собственности, у истцов отсутствует, и за ними не закреплено какое-либо жилое помещение, а поэтому Г. И.Н., Г. М.Н., Г. Д.Н. фактически являются нуждающимися в жилом помещении, в связи с чем, имеют право на дополнительные гарантии, предусмотренные Законом.

Таким образом, суд считает, что имеются все предусмотренные законом основания для постановки Г. И.Н., Г. М.Н., Г. Д.Н. на учет граждан, нуждающихся во внеочередном получении жилья.

Приведенные нормы материального права, а также установленные в судебном заседании обстоятельства дела, позволяют суду сделать вывод о том, что администрация МО «Вельское» нарушила жилищные и иные права Г. И.Н., Г. М.Н., Г. Д.Н., и фактически создала препятствия детям, оставшимся без попечения родителей, в реализации предусмотренных Законом дополнительных гарантий по приобретению права на жилое помещение.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст.ст. 55, 56, 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации администрацией МО «Вельское» суду не представлено доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, опровергающих доводы прокурора, а также установленные по делу обстоятельства, и иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Поскольку до настоящего времени право Г. И.Н., Г. М.Н., Г. Д.Н. по постановке на учет в качестве нуждающихся во внеочередном получении жилья не реализовано, суд считает, что исковые требования прокурора Вельского района являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Названная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной нормой для всех случаев, когда государственные органы, органы местного самоуправления выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, и не поставлена в зависимость от категории рассматриваемого спора.

При таких обстоятельствах, с ответчика администрации МО «Вельское», являющейся органом местного самоуправления, государственная пошлина взысканию не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление прокурора Вельского района в защиту прав и охраняемых законом интересов лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей Г. И. Н., Г. М. Н., Г. Д. Н. к администрации муниципального образования «Вельское» о возложении обязанности по постановке на учет граждан нуждающихся во внеочередном получении жилья удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Вельское» принять Г. И. Н., хх августа 1993 года рождения, Г. М. Н., хх декабря 1997 года рождения, Г. Д. Н., хх июня 2001 года рождения, на учет граждан, нуждающихся во внеочередном получении жилья.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.

Председательствующий Ю.А. Смоленская