О включении в страховой стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-42/2012

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

09 февраля 2012 года г. Вельск

Вельский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего Смоленской Ю.А.,

при секретаре Сусловой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске 09 февраля 2012 года гражданское дело по исковому заявлению Келарева А.М. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области о включении периода работы в страховой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

установил:

Келарев А.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Вельском районе Архангельской области (далее Пенсионному фонду) о включении в его страховой стаж, дающий право на трудовую пенсию по старости, периодов работы в качестве директора Центра традиционной русской культуры «В» с хх ноября 1991 года по хх декабря 2001 года, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения в Пенсионной фонд. Свои требования обосновал тем, что хх ноября 1991 года он был принят на должность директора Центра традиционной русской культуры «В», созданного хх сентября 1991 года, где и работает по настоящее время. В июле 2011 года он обратился в Пенсионный фонд за назначением пенсии, однако получил отказ в связи с тем, что вместо необходимых 20 лет работы, в стаж ему засчитали 10 лет 01 месяц 27 дней, полностью исключив период с хх ноября 1991 года по хх декабря 2001 года, поскольку в указанный период не производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд. С отказом Пенсионного фонда он не согласен, поскольку весь исключенный ответчиком период им постоянно велась работа по развитию и укреплению национальных, культурных традиций. Начисление, выплата заработной платы и отчисление страховых взносов осуществлялось учредителем Центра традиционной русской культуры В» - Вельским отделом культуры. Кроме того указал, что Конституционный суд РФ в Постановлении № 9-П от хх июля 2007 года признал положения Федерального закона неконституционными в той части, которая позволяет не включать периоды работы, за которые не были полностью или частично уплачены страховые взносы в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.

В судебном заседании истец Келарев А.М. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и по тем же основаниям, указав, что Пенсионный фонд необоснованно исключил из его страхового стажа спорный период и не учел то, что он в данный период трудился, занимался исключительно творческой работой по основному направлению деятельности Центра традиционной русской культуры «В», что подтверждается представленными суду документами, с 1996 года являлся индивидуальным предпринимателем, а также с 1992 года – главой крестьянского хозяйства. В силу того, что не обладает достаточными бухгалтерскими знаниями, то как руководитель Центра перечисление страховых взносов за себя в Пенсионный фонд не перечислял, поскольку фактически заработную плату себе не начислял. Доказательств, подтверждающих перечисление страховых взносов за период его работы в качестве индивидуального предпринимателя, а также главы крестьянского хозяйства не имеется, однако он не исключает их уплату. Единственным документом, подтверждающим начисление и перечисление страховых взносов Вельским отделом культуры в период с октября 1995 года по июнь 1997 года является справка, выданная Вельским отделом культуры и туризма МО «Вельский муниципальный район», которую он представил суду при подаче иска в суд. При этом данную справку Пенсионному фонду при подаче заявления о назначении пенсии, а также позднее не предъявлял, полагая, что Пенсионный фонд самостоятельно сделает запрос в Вельский отдел культуры.

Представитель ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Вельском районе Архангельской области по доверенности Костылев И.Н. исковые требования Келарева А.М. не признал, пояснив, что для назначения досрочной трудовой пенсии по старости согласно пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ от хх декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на момент подачи заявления и вынесения решения об отказе в назначении пенсии, не имелось требуемого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, дающего право выхода на пенсию досрочно. Пенсионным фондом действительно не был зачтен период работы истца в качестве директора Центра традиционной русской культуры «В» с хх ноября 1991 года по хх декабря 2001 года, поскольку за данный период работы в Центре, а также в качестве индивидуального предпринимателя и главы крестьянского хозяйства не производилась уплата страховых взносов. Представленная суду справка, выданная Вельским отделом культуры и туризма МО «Вельский муниципальный район», подтверждающая начисление и перечисление страховых взносов Вельским отделом культуры в период с октября 1995 года по июнь 1997 года, и с учетом которой в страховой стаж истца, возможно, включить период его работы с октября 1995 года по июнь 1997 года, не была оценена Пенсионным фондом, поскольку истцом фактически не представлялась. Учитывая наличие данной справки, в настоящее время у истца возникло право на пенсию, однако поскольку данный документ своевременно не был представлен Пенсионному фонду, то в силу ст. 20 Федерального закона № 173-ФЗ от хх декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия подлежит назначению с даты принятия решения судом, на момент подачи заявления в Пенсионный фонд, Келарев А.М. право на назначение пенсии по пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ от хх декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не имел.

Представители третьих лиц Отдела культуры и туризма администрации МО «Вельский муниципальный район», администрации МО «П», привлеченные к участию в деле по инициативе суда, на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно сообщениям просили рассмотреть дело без их участия, возражений относительно исковых требований не представили.

Выслушав объяснения истца Келарева А.М., представителя ответчика Костылева И.Н., дав оценку показаниям свидетелей Р.З.П. и Р.Н.Н., исследовав и изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает, и право на пенсию по возрасту, условия и порядок получения которой, согласно статье 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлен Федеральным законом от xx.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют мужчины по достижению возраста 55 лет, если они проработали не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. При этом «Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» установлены Постановлением Правительства РФ от хх июля 2002 года № 555.

Согласно указанным Правилам периоды работы и иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемых органами ПФР на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Исчисление страхового стажа в этом случае производится по выписке из ИЛС, в которой отражена уплата страховых взносов.

Согласно ст. 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

В судебном заседании установлено, что Келарев А. М., хх августа 1954 года рождения, проживает по адресу: Архангельская область, Вельский район, с. Пежма, д. х, кв. хх, где фактически зарегистрирован по месту жительства с хх марта 1993 года, что подтверждается адресной справкой.

Келарев А.М. в системе пенсионного страхования зарегистрирован с хх апреля 2002 года, страховой номер индивидуального лицевого счета ххх-ххх-ххх хх, что подтверждается выпиской из лицевого счета застрахованного лица.

хх апреля 2011 года Келарев А.М. обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Вельском районе Архангельской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением территориального органа ПФР № 360 от хх июля 2011 года Келареву А.М. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» требуется не менее 20 лет работы в местностях приравненных к районам Крайнего Севера, а имеется 10 лет 01 месяц 27 дней, что дает право выхода на пенсию при исполнении возраста 57 лет 8 месяцев.

Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ – Управление ПФР в Вельском районе Архангельской области от хх июля 2011 года № 360, в стаж, предусмотренный пп. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с учетом представленных в Пенсионный фонд документов, подтверждающих стаж, а также уточняющих справок, засчитаны периоды работы: бойцом ССО «Р» - такелажник Ремонтно-Строительного Управления УРСа с хх июля 1983 года по хх августа 1983 года (1 мес.), строителем с хх июня 1987 года по хх августа 1987 года (2 мес.), директором Пежемского дома культуры с хх декабря 1990 года по хх ноября 1991 года (10 мес. 27 дней), индивидуальный предприниматель с хх января 2002 года по хх декабря 2010 года (9 лет). Итого стаж работы в местностях приравненных к районам Крайнего Севера составляет 10 лет 1 месяц 27 дней.

При этом в силу пп. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации», на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Учитывая изложенные положения закона, а также стаж работы истца, представленные им в комиссию документы, при принятии решения Пенсионным фондом было установлено, что право выхода на пенсию возникнет у Келарева А.М. при исполнении возраста 57 лет 8 месяцев.

Так, из имеющихся трудовых книжек истца следует, что Келарев А.М. хх ноября 1991 года принят директором Центра традиционной русской культуры «В» на основании приказа № 1 от хх ноября 1991 года, хх января 1998 года СТ «Центр традиционной русской культуры «В» преобразован в автономную некоммерческую организацию «Центр традиционной русской культуры «В» на основании приказа № 1 от хх января 1988 года (дата заполнения трудовой книжки хх сентября 1974 года), хх января 1989 года принят директором Центра традиционной русской культуры, приказ № 1 от хх января 1989 года (дата заполнения трудовой книжки хх августа 1983 года). При этом в указанных трудовых книжках отсутствуют записи об увольнении с указанной должности и имеются записи от хх января 1992 года о том, что Келарев А.М. приступил к исполнению обязанностей главы крестьянского хозяйства на основании постановления главы администрации Вельского района от хх января 1992 года № 39.

Из объяснений истца, данных в судебном заседании следует, что, начиная с хх ноября 1991 года по хх января 1998 года за работу в качестве директора Центра традиционной русской культуры «В», учредитель Вельский отдел культуры, имея отдельную для этого ставку, производил ежемесячное начисление и выплату ему заработной платы, а также перечислял страховые взносы в Пенсионный фонд.

Однако данные факты не нашли подтверждения в судебном заседании и фактически опровергаются исследованными в судебном заседании книгами приказов по Вельскому отделу культуры, показаниями свидетеля Р.З.П., занимающей в спорный период должность заведующей отдела культуры Вельского района.

Вместе с тем, из справок Вельского отдела культуры и туризма МО «Вельский муниципальный район» и приказов следует, что Келареву А.М., директору Центра традиционной русской культуры «В» согласно договорам и отчетам, исходя из ставки 11 разряда, произведены разовые оплаты выполненной работы за период с октября 1995 года по июнь 1997 года. На указанные в справке суммы начислены страховые взносы по установленным тарифам.

Таким образом, из исследованных судом доказательств следует, что указанный период работы истца (с хх октября 1995 года по хх июня 1997 года) в должности директора Центра традиционной русской культуры «В» подлежит включению в страховой стаж Келарева А.М., поскольку за данный период работы уплата страховых взносов произведена и чему имеется документальное подтверждение. Указанные обстоятельства и представленные суду доказательства представителем ответчика не оспариваются.

Иной период работы истца в Центре традиционной русской культуры «В», а именно с хх ноября 1991 года по хх сентября 1995 года и с хх июля 1997 года по хх декабря 2001 года не подлежит включению в страховой стаж истца, поскольку в судебном заседании не нашли подтверждения факты начисления, удержания из заработной платы истца, а также уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Центром традиционной русской культуры «В» за застрахованного лица – директора, должность которого занимает непосредственно сам истец с момента образования юридического лица. При этом Келаревым А.М. в силу ст.ст. 56, 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено суду доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, подтверждающих данные факты.

В судебном заседании установлено, что Келарев А.М. зарегистрирован в качестве застрахованного лица хх апреля 2002 года, то есть до указанного момента периоды работы и (или) иной деятельности истца должны подтверждаться документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Из материалов дела следует, что Центр традиционной русской культуры «В» поставлен на учет в Пенсионном фонде хх апреля 1992 года и снято с него уже как автономная некоммерческая организация хх июня 2009 года, однако уплата страховых взносов предприятием не производилась. В выписке из лицевого счета истца период работы в Центре так же не отражен.

Ссылка истца на постановление Конституционного суда РФ от хх июля 2007 года № 9-П по делу по проверке конституционности отдельных положений пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которым положения пункта 1 статьи 10 данного Закона признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части, не заслуживает внимания, поскольку сводится к иному толкованию закона.

В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ право граждан на получение трудовой пенсии при неуплате или ненадлежащей уплате их работодателями страховых взносов должно обеспечиваться государством только в том случае, если застрахованные лица одновременно не являются страхователями.

Согласно п. 7 Решения от хх сентября 1991 года № 329 «О регистрации предприятий» Исполнительный комитет Вельского районного совета народных депутатов зарегистрировал смешанное товарищество «Центр традиционной русской культуры», расположенное в с. Пежма Вельского района, учредителями которого являлись Вельское АПО и Вельский отдел культуры, директор Келарев А.М. Виды деятельности: центр развивает и укрепляет национальные культурные традиции народов России, представляет собой сообщество любительских групп краеведения, мастеров традиционных ремесел, народных умельцев.

Согласно Уставу Пежемского Центра традиционной русской культуры (далее Центра), Центр является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать и штамп со своим наименованием, расчетный и другие счета в любом банке Союза ССР, РСФСР, за рубежом (п. 1.4).

В силу п. 2.2 Устава Центр занимается коммерческой, финансовой деятельностью, средства от которой идут на поддержку и развитие традиционной народной культуры, фольклорного движения. Центр имеет собственные средства, помещения, движимое и недвижимое имущество, земля арендуются, покупаются и продаются по решению правления Центра.

Согласно п. 2.3 Устава, в области финансово-хозяйственной деятельности Центр при распределении средств и доходов самостоятельно утверждает штатное расписание, устанавливает должностные оклады в соответствии и на основании свободной и взаимовыгодной основе произвольного образца.

В соответствии с п. 2.7 Устава директор руководит всей деятельностью Центра, отвечает за результаты этой деятельности, распоряжается средствами и имуществом Центра, принимает и увольняет работников, представительствует от имени Центра во всех предприятиях, учреждениях, организациях и фирмах и т.д.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от хх декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 настоящего Закона, обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию является, в том числе, страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости.

Частью 3 данной статьи Закона определено, что финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Статьей 10 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете.

Частью 2 ст. 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определено, что страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Согласно ст. 23 настоящего Закона, под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.

Из объяснений истца следует, что, являясь руководителем Центра, он фактически занимался творческой работой, участвовал в различных семинарах, экспедициях, концертах, конкурсах, организовывал праздничные мероприятия, читал лекции, изучал и воссоздавал фольклорные традиции русского народа, в связи с чем, конкретное место работы за ним не закреплялось, штатное расписание и правила внутреннего трудового распорядка не разрабатывались, табель учета рабочего времени не велся, начисления заработной платы, удержания из нее и перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд непосредственно им, как руководителем не производилось и не контролировалось.

При этом, в судебном заседании установлено, что источниками финансирования Центра являлись ассигнования из фондов развития культуры и искусства, платежи по договорам, выручка от реализации изготовленной истцом продукции, добровольные взносы, пожертвования организаций и граждан, иные отчисления, а также и бюджетные средства, периодически выделяемые. Однако учредители в силу закона обязанности по начислению заработной платы, ее выплате, а также перечислению страховых взносов в Пенсионный фонд, не несли.

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, и учитывая указанные нормы закона, а также принимая во внимание, что Келарев А.М., являясь директором Центра и не имея, иных работников, заработную плату не начислял, его услуги оплачивались по отдельным договорам, Центру передавались пожертвования, однако страховые взносы в Пенсионный фонд с данных сумм он самостоятельно не перечислял, имея на это все полномочия, то суд приходит к выводу, что требования истца о включении в страховой стаж периоды работы с хх ноября 1991 года по хх сентября 1995 года и с хх июля 1997 года по хх декабря 2001 года не основаны на законе и удовлетворению не подлежат. Доводы Келарева А.М. о том, что он в указанные периода состоял в штате Вельского отдела культуры и ежемесячно получал заработную плату, с которой удерживались и перечислялись в Пенсионный фонд страховые взносы, суд считает несостоятельными и фактически противоречащими материалам дела, показаниям свидетелей и установленным по делу обстоятельствам.

Также в судебном заседании установлено, что Келарев А.М. с хх октября 1997 года является индивидуальным предпринимателем, в связи с чем, зарегистрирован в Пенсионном фонде в установленном законом порядке под регистрационным номером ххх-ххх-хххххх и состоит на учете до настоящего времени.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от хх декабря 2001 года № 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа, который является обязательным для уплаты.

Кроме того, установлено, что Келарев А.М. с хх января 1992 года является главой крестьянского хозяйства.

На основании п. 6 ст. 25 Закона РСФСР от хх ноября 1990 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и п. 3.6 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения от хх октября 1991 года № 190, время работы в крестьянском (фермерском) хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда (действовавших в период создания крестьянского хозяйства истцом), подтверждается записями в трудовой книжке и документами, подтверждающими уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Следовательно, пенсионным законодательством, как действовавшим в спорный период, так и действующим в настоящее время, устанавливаются определенные условия, при соблюдении которых возможно включение периодов работы в стаж, дающий право на пенсионное обеспечение.

Так, время работы главы хозяйства может засчитываться в стаж для назначения пенсии только за тот период, за который уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд.

Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от хх июля 2007 года № 9-П п. 1 ч. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзац 3 п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, признаны не противоречащими Конституции РФ в части обязанности всех страхователей уплачивать страховые взносы.

При этом правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит на пенсию, не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе: индивидуальные предприниматели, главы фермерских хозяйств, осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований ст. 89 ФЗ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Такое регулирование не может рассматриваться как нарушающее права указанных лиц, поскольку иной подход приводил бы к тому, что подтверждением общего трудового стажа, приравненного к страховому стажу, являлось бы лишь наличие статуса индивидуального предпринимателя либо главы крестьянского хозяйства.

Из сообщения Пенсионного фонда следует, что уплата страховых взносов и ЕСН за период с хх октября 1997 года по хх декабря 2001 года (индивидуальный предприниматель), а также с хх января 1992 года по хх декабря 2001 года (глава крестьянского хозяйства), Келаревым А.М. не производилась. Истцом в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в судебное заседание доказательств, подтверждающих их уплату, не представлено.

С учетом изложенного, учитывая, что Келарев А.М., являясь непосредственно директором Центра традиционной русской культуры «В», а также индивидуальным предпринимателем, главой крестьянского хозяйства, фактически не уплачивал в полном размере страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за спорные периоды, чем сам допустил нарушение пенсионного законодательства на надлежащее пенсионное обеспечение, поэтому отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований истца в данной части.

Однако учитывая, что требование истца о включении в страховой стаж периода работы в качестве директора Центра традиционной русской культуры «В» в период с хх октября 1995 года по хх июня 1997 года, признано судом обоснованным и подлежащим удовлетворению, то с учетом данного обстоятельства суд приходит к выводу о приобретении истцом права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на момент судебного заседания.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, и это подтверждается объяснениями сторон, что при обращении в Пенсионный фонд хх апреля 2011 года, Келарев А.М. не представил документы, подтверждающие наличие требуемого специального стажа. Необходимые документы он не представил и в предусмотренный законом трехмесячный срок. Имеющийся в материалах дела документ, подтверждающий наличие у истца на момент рассмотрения дела недостающего льготного стажа, а именно: справка Вельского отдела культуры и туризма МО «Вельский муниципальный район», была представлена истцом в суд непосредственно с исковым заявлением хх декабря 2011 года.

Согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

В соответствии с п. 3 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случае, если в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии.

Судом установлено, и это подтверждено истцом в судебном заседании, что на момент обращения в Пенсионный фонд, Келарев А.М. не располагал необходимыми сведениями и документами, подтверждающими его право на пенсию, официально указанная справка в Пенсионный фонд не сдавалась, письменного отказа в ее приеме со стороны пенсионного органа не было, истец не представил сведения в установленный трехмесячный срок без наличия каких-либо уважительных причин, препятствующих их представлению, что также подтверждается отказным пенсионным делом.

Между тем, в решении Пенсионного фонда дана оценка всем иным представленным со стороны истца документам, действия ответчика и отказ в назначении пенсии истец не обжаловал. При этом, истцом не представлено доказательств того, что при обращении в Пенсионный фонд он представил имеющий значение для назначения пенсии документ (справку Вельского отдела культуры и туризма МО «Вельский муниципальный район»), подтверждающий факт начисления платы за работу с учетом страховых взносов в период с хх октября 1995 года по хх июня 1997 года, а также то, что ответчик отказал в их принятии. Доводы истца о том, что Пенсионный фонд обязан был самостоятельно истребовать данные сведения, суд находит несостоятельными.

Таким образом, Пенсионный фонд обоснованно принял хх июля 2011 года решение об отказе истцу в назначении пенсии по пп. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку был фактически лишен возможности исследовать указанную справку, влекущую в дальнейшем правовые последствия в части включения указанного в ней периода в стаж работы истца и предусматривающего возможность назначения истцу досрочной трудовой пенсии по данному основанию по достижении им возраста 57 лет.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание положения ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и обязанность представления документов в пенсионный орган непосредственно лицом, обращающимся за назначением пенсии, что истцом выполнено не было, суд полагает необходимым назначить Келареву А.М. трудовую пенсию по пп. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента обращения в суд за разрешением настоящего спора и представления суду указанного доказательства – хх декабря 2011 года, что в полной мере с учетом принципа состязательности и равноправия сторон, восстанавливает его права на государственное пенсионное обеспечение.

Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию в счет возврата государственной пошлины ххх рублей, уплаченные истцом при подаче искового заявления в суд.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Келарева А. М. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области – удовлетворить частично.

Включить в страховой стаж Келарева А. М. период работы в качестве директора Центра традиционной русской культуры «В» с хх октября 1995 года по хх июня 1997 года.

Признать за Келаревым А. М. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от xx.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Вельском районе Архангельской области обязанность назначить Келареву А. М. досрочную трудовую пенсию по старости с хх декабря 2011 года.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области в пользу Келарева А. М. ххх рублей в счет возврата государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления в суд.

В удовлетворении остальной части иска Келареву А. М. отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.

Председательствующий Ю.А. Смоленская