О возложении обязанности по постановке на учет граждан нуждающихся во внеочередном получении жилья



Дело № 2-78/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Вельск 15 февраля 2012 года

Вельский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Смоленской Ю.А.,

пpи секpетаpе Сусловой Н.В.,

с участием помощника прокурора Вельского района Канаева А.И.,

рассмотpел в откpытом судебном заседании в городе Вельске 15 февраля 2012 года гpажданское дело по исковому заявлению прокурора Вельского района в защиту прав и охраняемых законом интересов лица из числа детей-сирот Т. Д. А. к администрации муниципального образования «Вельское» о возложении обязанности по постановке на учет граждан нуждающихся во внеочередном получении жилья,

у с т а н о в и л:

прокурор Вельского района обратился в суд в защиту прав и охраняемых законом интересов лица из числа детей-сирот Т. Д.А. с исковым заявлением к администрации МО «Вельское» о возложении обязанности по принятию на учет граждан нуждающихся во внеочередном получении жилья Т. Д. А., хх ноября 1996 года рождения, обосновывая требования тем, что прокуратурой района по обращению отдела опеки и попечительства администрации МО «Вельский муниципальный район» проведена проверка по факту отказа в постановке на внеочередное получение жилья Т. Д.А., в ходе, которой были установлены нарушения прав несовершеннолетнего. Так, на основании постановления главы администрации МО «Вельский муниципальный район» от хх марта 2011 года № 422, которым за Т. Д.А. закреплено право на внеочередное получение жилого помещения на территории МО «Вельское», отдел опеки и попечительства администрации МО «Вельский муниципальный район» обратился в администрацию МО «Вельское» с заявлением и данным постановлением о постановке несовершеннолетнего Т. Д.А. на внеочередной учет получения жилья. Однако постановлением администрации МО «Вельское» от хх мая 2011 года № 40 Т. Д.А. было отказано в постановке на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п. 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с непредставлением предусмотренных ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документов. Прокурор считает, что данный отказ является незаконным и нарушает права лица, оставшегося без попечения родителей, поскольку постановление главы администрации МО «Вельский муниципальный район» от хх марта 2011 года № 422 является документом, подтверждающим право Т. Д.А. состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при этом представления каких-либо иных документов законодательством не предусмотрено.

В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Канаев А.И. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и по тем же основаниям, указав, что должностными лицами администрации МО «Вельское» мер по учету лица из числа детей-сирот Т. Д.А. не предпринято до настоящего времени, что является нарушением прав несовершеннолетнего.

На судебное заседание истец Т. Д.А. и его законный представитель Р. Г.Н. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, согласно заявлениям просили рассмотреть дело без их участия, на заявленном прокурором требовании настаивали.

На судебное заседание представитель ответчика администрации МО «Вельское» не явился, о времени и месте судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом, согласно заявлению представитель по доверенности З.О.О. просила рассмотреть дело без их участия. В представленном ранее суду отзыве на исковое заявление указали, что с иском не согласны, поскольку Т. Д.А. после смерти матери Г.О.В. имел право на наследование имущества, находящегося в собственности наследодателя в соответствии с ч. 1 ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации, а поэтому согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации постановка его на внеочередной учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, невозможна.

Представитель третьих лиц администрации МО «Вельский муниципальный район» и отдела опеки и попечительства администрации МО «Вельский муниципальный район» по доверенности Ю.Т.Ю. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, указав, что администрация МО «Вельское» необоснованно и без законных оснований отказала ребенку-сироте Т. Д.А. в постановке на учет граждан нуждающихся во внеочередном получении жилья, в связи с чем, нарушила его жилищные права. Все необходимые документы в отношении несовершеннолетнего предоставлялись ответчику, в том числе и постановление главы администрации МО «Вельский муниципальный район» от хх марта 2011 года № 422, которым за Т. Д.А. закреплено право на внеочередное получение жилья. При этом, ответчиком не учтено, что в настоящее время Т. Д.А. не имеет какого-либо закрепленного жилого помещения, а также не является собственником и нанимателем какого-либо жилого помещения. Указание ответчиком на то, что Т. Д.А. наряду со своим братом Г.Р.В. после смерти матери Г.О.В. имел право на ее имущество в порядке наследования, а именно: на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: Архангельская область, Вельский район, д. Дюковская, д. хх, не имеет существенного значения, поскольку при вступлении Д. в наследство на указанное имущество его жилищные права были бы нарушены в связи с несоответствием условий проживания и площади помещения учетной норме и норме предоставления.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона РФ от хх декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (статья 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - статья 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18) на основе конституционного равноправия (статья 19, части 1 и 2), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (статья 21, части 1 и 2), обеспечивается право каждого на жилище (статья 40, части 1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3).

Соответственно, исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений с участием детей, нуждающихся в повышенной социальной защите, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие им достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН хх ноября 1989 года) обязывает подписавшие ее государства обеспечивать детям такую защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия (пункт 2 статьи 3), принимать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в Конвенции (статья 4), признавать право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (пункт 1 статьи 27).

Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (часть 2 статьи 57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди. Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким категориям отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Закрепленное пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правовое регулирование не может рассматриваться как ограничивающее права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в системной связи с положениями статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" оно направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй пункта 1 статьи 8).

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, признав рассматриваемую категорию особой категорией граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которые предоставляются им по договору социального найма во внеочередном порядке, установил общие на всей территории Российской Федерации правила обеспечения их жилыми помещениями, права этих граждан в силу статей 55 (часть 3), 72 (часть 2), 76 (часть 2 и 5) Конституции Российской Федерации и конкретизирующих их статей 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации и положений части 2 статьи 11 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не могут быть ограничены законодательством субъектов Российской Федерации, - в субъектах Российской Федерации могут устанавливаться лишь дополнительные гарантии права на жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

С целью единообразного применения положений Жилищного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области при ведении учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и при предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального, разработан и введен в действие Областной закон Архангельской области от хх сентября 2005 года № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» (далее Закон).

В соответствии с п. 1 ст. 6.1 Закона порядок ведения учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях, регулируется настоящим законом с особенностями, установленными настоящей статьей.

Согласно п. 3 ст. 6.1 Закона учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется по месту их рождения или первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области либо по последнему месту проживания, если место их рождения находится за пределами Российской Федерации. Принятие на учет осуществляется на основании решения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области.

В судебном заседании установлено, что Т. Д. А. родился хх ноября 1996 года в г. Вельске Архангельской области. Его родителями являются: Т. А. В., хх марта 1966 года рождения, и Г.О. В., хх апреля 1970 года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении и записью акта о рождении № 23 от хх ноября 1996 года, произведенной Усть-Вельской сельской администрацией Вельского района Архангельской области.

Решением Вельского районного суда Архангельской области от хх марта 2006 года по гражданскому делу № 2-174/2006, вступившим в законную силу хх апреля 2006 года, Т. А.В. и Г.О.В. лишены родительских прав в отношении сына Т. Д.А., несовершеннолетний был передан на попечение органа опеки и попечительства.

Постановлением администрации МО «Вельский муниципальный район» от хх апреля 2006 года № 316 несовершеннолетний Т. Д.А. был направлен в ГУЗ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 2 данного постановления за ним было закреплено право проживания по адресу: Архангельская область, Вельский район, д. Дюковская, д. хх.

Из материалов дела следует, что отец несовершеннолетнего Д. - Т. А.В. умер хх апреля 2006 года, а мать – Г.О.В. умерла хх сентября 2008 года, что подтверждается свидетельствами о смерти и записями акта о смерти № 441 от хх мая 2006 года и № 699 от хх сентября 2008 года, произведенными Вельским территориальным отделом Управления ЗАГС Архангельской области.

Согласно постановлению главы администрации МО «Вельский муниципальный район» от хх января 2010 года № 15 «Об учреждении возмездной опеки над несовершеннолетним Т. Д. А., хх ноября 1996 года рождения», Р. Г.Н. назначена опекуном над несовершеннолетним Т. Д.А. с хх января 2010 года, которым является и в настоящее время.

Таким образом, судом установлено, что истец Т. Д.А. относится к детям, оставшимся без попечения родителей, а именно детям – сиротам, в связи с чем, имеет право на дополнительные гарантии социальной поддержки, предусмотренные действующим законодательством.

На основании заключения отдела опеки и попечительства администрации МО «Вельский муниципальный район» от хх марта 2011 года главой администрации МО «Вельский муниципальный район» вынесено постановление от хх марта 2011 года № 422 «О закреплении права на внеочередное получение жилого помещения», которым за несовершеннолетним Т. Д.А. закреплено право на внеочередное получение жилого помещения, в связи с чем, копия постановления была направлена в МО «Вельское» для постановки сироты на учет граждан, нуждающихся во внеочередном получении жилья. При этом п. 2 постановления главы МО «Вельский район» от хх апреля 2006 года № 316, предусматривающий закрепление права проживания ребенка по адресу: Архангельская область, Вельский район, д. Дюковская, д. хх, отменен.

Однако, решением общественной комиссии по жилищным вопросам от хх мая 2011 года в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п. 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, Т. Д.А. было отказано, в связи с не представлением предусмотренных ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документов.

Вместе с тем, из анализа указанных норм материального права следует, что основанием принятия на учет детей - сирот является именно решение органа местного самоуправления муниципального района, то есть в данном случае постановление главы администрации МО «Вельский муниципальный район» о закреплении за несовершеннолетним права на внеочередное получение жилого помещение, предоставление каких-либо иных документов, Законом не предусмотрено.

Более того, из объяснений представителя отдела опеки и попечительства администрации МО «Вельский муниципальный район» Ю.Т.Ю. следует, что отделом опеки и попечительства дополнительно и неоднократно пакет документов на Т. Д.А. направлялся ответчику, что также подтверждается сопроводительными письмами, имеющимися в материалах дела.

Кроме того, согласно заключению отдела опеки и попечительства администрации МО «Вельский муниципальный район» необходимость в закреплении права несовершеннолетнего Д. на внеочередное получение жилого помещения была вызвана тем, что жилое помещение по адресу: Архангельская область, Вельский район, д. Дюковская, д. хх, является частной собственностью и принадлежит родственникам мальчика, которые фактически членами его семьи не являются, и при этом жилой дом состоит из одной комнаты, совместное проживание с родственниками в дальнейшем невозможно.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от хх февраля 2012 года № хх/ххх/хххх-ххх правообладателями жилого дома № хх в д. Дюковская Вельского района Архангельской области, площадью 25,4 кв.м., являются К.Л. П. и Г.Р. В., каждому принадлежит по 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом.

При этом, К.Л.П. приходится Т. Д. тетей, а Г.Р.В. – сводным братом, членами семьи истца они не являются.

В судебном заседании установлено, что Г.Р.В. после смерти матери Г.О.В. по заявлению от хх января 2010 года вступил в права наследования 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом № хх в д. Дюковская Вельского района Архангельской области, принадлежавший Г.М. В., умершей хх декабря 2006 года, наследницей которой после смерти была дочь Г.О.В., принявшая наследство, но не оформившая своих наследственных прав, что подтверждается материалами дела № 16 о праве наследования имущества Г.О.В., умершей хх сентября 2008 года. Нотариусом Вельского нотариального округа Архангельской области Кокориной Т.В. хх января 2010 года Г.Р.В. выдано свидетельство о праве на наследство по закону на указанное наследственное имущество.

При этом, несовершеннолетний Т. Д.А. в права наследования на указанное имущество не вступил, несмотря на наличие обязательной доли в соответствии со ст. 1149 Гражданского кодекса Российской Федерации, и что по мнению ответчика является обстоятельством, препятствующим несовершеннолетнему в соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете граждан, нуждающихся во внеочередном получении жилья.

Однако с данным доводом ответчика суд не может согласиться, поскольку он основан на неверном толковании закона, и не может рассматриваться как основание, препятствующее сироте реализовать право на дополнительные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пп. 2 и 3 п. 2 ст. 6.1 Закона на учет для внеочередного предоставления жилой площади принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, имевшие закрепленное жилое помещение на момент лишения родительского попечения, но впоследствии утратившие его (по причине сноса, переоборудования, признания в установленном порядке непригодным для проживания, передачи в собственность другим лицам и в других случаях), а также при невозможности совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами в жилом помещении и при отсутствии возможности обмена либо выселения из жилого помещения бывших родителей, иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Невозможность совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами устанавливается на основании заключения органа опеки и попечительства по результатам обследования жилого помещения.

Из объяснений представителя отдела опеки и попечительства администрации МО «Вельский муниципальный район» Ю.Т.Ю. следует, а также это подтверждается материалами дела, что данный жилой дом, является 1950 года постройки, его общая площадь составляет 25,4 кв.м., а жилая – 16,3 кв.м. Фактически данный дом состоит из кухни и жилой комнаты и в нем в настоящее время проживает К.Л.П. с семьей.

Решением восьмой сессии Собрания депутатов МО «Вельское» от хх февраля 2006 года № 48 утверждена учетная норма площади жилого помещения в МО «Вельское» в размере 8,0 кв.м. и норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма 10 кв.м. общей площади на одного человека.

Принимая во внимание, что при вступлении в наследство несовершеннолетний Т. Д.А. фактически бы стал являться собственником 1/4 доли на указанный дом, составляющей соответственно 6,3 кв.м. общей площади и 4,0 кв.м. жилой площади, что менее учетной нормы на одного человека, установленной на территории МО «Вельское», то он, безусловно, стал бы нуждающимся в жилом помещении.

По сообщениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от хх февраля 2012 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах Т. Д.А. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества отсутствует.

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, и учитывая указанные нормы материального права, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения в суд жилищные условия Т. Д.А. не улучшились, иное жилое помещение, в том числе и на праве собственности, у истца отсутствует, и за ним не закреплено какое-либо жилое помещение, а поэтому несовершеннолетний Т. Д.А. фактически является нуждающимся в жилом помещении, в связи с чем, имеет право на дополнительные гарантии, предусмотренные Законом.

Таким образом, суд считает, что имеются все предусмотренные законом основания для постановки Т. Д.А. на учет граждан, нуждающихся во внеочередном получении жилья.

Приведенные нормы материального права, а также установленные в судебном заседании обстоятельства дела, позволяют суду сделать вывод о том, что администрация МО «Вельское» нарушила жилищные и иные права Т. Д.А., и фактически создала препятствия несовершеннолетнему в реализации предусмотренных Законом дополнительных гарантий по приобретению права на жилое помещение.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст.ст. 55, 56, 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации администрацией МО «Вельское» суду не представлено доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, опровергающих доводы прокурора, а также установленные по делу обстоятельства, и иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Поскольку до настоящего времени право Т. Д.А. по постановке на учет в качестве нуждающегося во внеочередном получении жилья не реализовано, суд считает, что исковые требования прокурора Вельского района являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Названная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной нормой для всех случаев, когда государственные органы, органы местного самоуправления выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, и не поставлена в зависимость от категории рассматриваемого спора.

При таких обстоятельствах, с ответчика администрации МО «Вельское», являющейся органом местного самоуправления, государственная пошлина взысканию не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление прокурора Вельского района в защиту прав и охраняемых законом интересов лица из числа детей-сирот Т. Д. А. к администрации муниципального образования «Вельское» о возложении обязанности по постановке на учет граждан нуждающихся во внеочередном получении жилья удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Вельское» принять несовершеннолетнего Т. Д. А., хх ноября 1996 года рождения, на учет граждан, нуждающихся во внеочередном получении жилья.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.

Председательствующий Ю.А. Смоленская