О возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма



Дело № 2-253/2012 10 апреля 2012 года

Р Е Ш Е H И Е

Именем Российской Федерации

Вельский районный суд Архангельской области в составе:

Председательствующего, судьи, Латфуллина И.Г.,

при секретаре Роговой М.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по исковому заявлению Шарыгина Н. В. к администрации муниципального образования «*» о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,

у с т а н о в и л :

Шарыгин Н.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «*» о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма.

В обоснование указал, что ему в мае 19** года было предоставлено жилое помещение по адресу: Вельский район, деревня *, дом *, квартира *. * сельской администрацией 19 ноября 19* года выдан ордер №* на данное жилое помещение на состав семьи из одного человека, общей площадью 28,7 кв.м., в том числе жилой площадью 18,1 кв.м.. 09 июля 20* года в результате пожара данный жилой дом был полностью уничтожен огнем, сгорело все имущество, находящееся в нем и документы на квартиру. До настоящего времени ему не предоставлено иное жилое помещение, приходится проживать у родственников.

Истец Шарыгин Н.В. заявленные исковые требования поддержал по тем же основаниям. Других требований не заявил.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «*» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без их участия, согласно отзыва заявленные требования не признал, поскольку жилой дом не передавался в собственность вновь образованного МО «*».

Представитель третьего лица – администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. Заявленное требование не признал, указав, что согласно ч.3 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в собственности МО «Вельский муниципальный район» не может находиться жилой фонд и к их полномочиям не относится предоставление жилых помещений по договорам социального найма. Жилой фонд отсутствует в собственности МО «Вельский муниципальный район». Органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, в том числе МО «*», являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий. Жилой дом находился на территории МО «*», несмотря на уничтожение дома пожаром и не включение дома в реестр собственности поселения, обязанность по предоставлению истцу жилья относится к полномочиям МО «*» и иск Шарыгина Н.В. подлежит удовлетворению.

Суд рассматривает дело в порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст. ст.18,19,40 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Все равны перед законом и судом. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации к основным началам жилищного законодательства относится реализация гражданами права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах.

Согласно ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В силу ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно быть пригодным для постоянного проживания граждан. Пригодным для постоянного проживания жилым помещением признается жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии с п.1 ст.84 и п.1, 3 ст.85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются в судебном порядке из жилых помещений предоставленных по договорам социального найма с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания и дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

Согласно ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В судебном заседании установлено, что в мае 19* года Шарыгину Н.В. по договору социального найма было предоставлено жилое помещение в виде однокомнатной квартиры по адресу: Архангельская область, Вельский район, деревня *, дом №*, квартира №*, на основании решения работодателя истца, Вельского ДРСУ и профкома. В установленном законом порядке Шарыгин Н.В. вселился в квартиру и зарегистрировался 17 мая 19* г.

До октября 1994 года Вельское ДРСУ являлось структурным подразделением Архангельского областного проектно-ремонтно-строительного объединения автомобильных дорог «Архангельскавтодор». На основании приказа начальника ПРСП «Архангельскавтодор» от 12.10.19* №22/6-* Вельское ДРСУ было выделено из состава ПРСП «Архангельскавтодор» с правами юридического лица. В настоящее время создан Вельский филиал ООО «Автодороги».

Жилой дом по улице Лукинская дом №* согласно Перечню основных средств, передаваемых Вельскому ДРСУ в полное хозяйственное ведение в июле 19* года, числится под №*.

Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и социально-бытового назначения приватизируемых предприятий" при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, жилищный фонд и обслуживающие его жилищно-эксплуатационные подразделения не могут быть включены в состав приватизируемого предприятием имущества. (Порядок передачи таких объектов в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность был определен соответствующим положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность").

В 19* году ГУП «Вельское ДРСУ» обратилось с просьбой о принятии в муниципальную собственность жилого фонда и инженерных сетей. Распоряжением главы муниципального образования «Вельский район» №470-* от 17.06.19* года на начальника службы «Заказчика» Гордеева С.Н. и директора М.П. «Вельскжилкомхоз» Клявина В.Р. возложена обязанность по приемке жилого фонда и инженерных сетей от ГУП «Вельское ДСРУ» общей площадью 3982,7 кв.м., жилой-2497,1 кв.м.. Началом передачи жилого фонда и инженерных сетей считать наличие оформленных документов. Окончанием передачи является принятие администрацией М.О. «Вельский район» постановления о приеме на баланс муниципальных служб жилого фонда и инженерных сетей.

Согласно акта к данному распоряжению ГУП «Вельское ДСРУ» передал документы на жилой фонд представителям М.П. «Вельскжилкомхоз» и службы «Заказчика» по жилищно-коммунальным услугам. В том числе жилого дома по улице * дом №*. Данные предприятия и организации прекратили свою деятельность.

В соответствии с данными КУМИ МО «Вельский муниципальный район» жилой дом по улице * дом №* не числиться в реестре муниципальной собственности МО «Вельский муниципальный район», сведения о передаче данного дома не располагают.

Постановлением главы * сельской администрации №* от 19 ноября 1998 года было решено выдать ордер Шарыгину Н.В. на однокомнатную неблагоустроенную квартиру по адресу: дом * квартира *, общей площадью 28,6 квадратных метров, жилой площадью 18,1 квадратных метров, состав семьи 1 человек.

* сельской администрацией 19 ноября 19* года на данное жилое помещение истцу был выдан ордер №*. Согласно данного ордера данное жилое помещение составляло 18,1 кв.м. и было выделено на семью из одного человека.

Согласно свидетельства о внесении изменений в ЕГРЮЛ Муравьевская сельская администрация МО «Вельский район» ликвидирована 16 октября 2006 года.

Согласно выписке из похозяйственной книги №* за период с 2004 -2011 года в квартире №* дома №*в деревне * Вельского района зарегистрирован Шарыгин Н. Вл. и Шарыгин В.В., который затем выбыл из данной квартиры в квартиру №* данного дома.

09 июля 20* года в результате пожара жилой дом по адресу: Архангельская область, Вельский район, деревня *, дом №* был полностью уничтожен огнем. Данный факт подтверждается справкой Отдела надзорной деятельности Вельского района Архангельской области от 28 февраля 2012 года.

После пожара истцу не было предоставлено другое жилое помещение вне очереди, и он не был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Областной закон от 15.03.2007 №335-16-ОЗ «О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием «Вельский муниципальный район» Архангельской области и муниципальным образованием «*» Архангельской области» разграничивает объекты муниципальной собственности между муниципальным образованием "Вельский муниципальный район" Архангельской области и входящим в его состав вновь образованным муниципальным образованием "*" Архангельской области.

Утвержден перечень объектов муниципальной собственности муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области, передаваемых в собственность муниципального образования "*" Архангельской области.

Жилой дом по адресу: Архангельская область, Вельский район, деревня *, дом №* не было включено в перечень передаваемых объектов, поскольку был уничтожен огнем до принятия закона, но согласно данного закона администрации МО «*» передан весь муниципальный жилищный фонд, находящийся на территории муниципального образования.

В соответствии с п.3 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений может находится жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

В силу п.10 ст.85 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий.

Согласно ст.34 указанного выше Федерального закона органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Исходя из того, что сгоревший дом, в котором располагалась занимаемая истцом квартира, находился на территории администрации МО «Муравьевское», в силу действующего законодательства полномочия по решению жилищных вопросов на территории поселений переданы в администрации соответствующих поселений, т.е. в администрацию МО «Муравьевское».

Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Несмотря на это, Шарыгину Н.В. не предоставлено жилое помещение по договору социального найма.

27 сентября 20* года истцом подано заявление главе МО «*» о создании межведомственной комиссии о признании жилого помещения по адресу: Архангельская область, Вельский район, деревня *, дом №* непригодным для проживания.

05 октября 20* года администрация МО «*» отказала в оценке соответствия помещения установленным требованиям и признании жилого дома непригодным для проживания, так как данный дом уничтожен огнем (дом не находится в эксплуатации), то не существует предмета для оценки, соответственно оснований для создания межведомственной комиссии не имеется (л.д.17).

Согласно п.8 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда непригодным для проживания.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 20* года №* утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее Положение).

Согласно Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Отсутствие заключения межведомственной комиссии по дому не имеет правового значения, поскольку жилой дом после произошедшего пожара не пригоден для проживания, фактически как таковой отсутствует. Доказательств обратного в суд не предоставлено.

Ссылка представителя ответчика о том, что истец проживает на жилой площади своей сожительницы на территории МО «Вельское», где он должен встать на учет в качестве нуждающегося является несостоятельной, поскольку истец вынужден проживает там из-за отсутствия своей квартиры и у него отсутствует право на данное жилое помещение, так как оно находится в собственности других лиц.

На момент судебного разбирательства жилищные права Шарыгина Н.В. не восстановлены, жилое помещение по месту жительства в черте МО «*», либо компенсация за него не предоставлены.

Доказательств обратному, в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком в суд представлено не было.

Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, статья 2, статья 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что истец не лишен возможности воспользоваться гарантированным и нереализованным правом на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, у него возникло право требования жилого помещения в черте МО «Муравьевское».

При таких обстоятельствах суд считает, что у собственника жилого фонда, муниципального образования МО «*», возникло перед истцом гражданско-правовое обязательство о предоставлении жилого помещения, которое им не выполнено и поэтому у истца имеются основания для восстановления нарушенного права избранным им способом, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению, администрация МО «*» обязана исполнить обязательство по предоставлению истцу жилого помещения.

В соответствии со статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Если наниматель до выселения занимал квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

На основании изложенного, руководствуясь принципом восстановления права истца, суд считает необходимым обязать администрацию МО «*» предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной квартиры благоустроенной применительно к условиям МО «*», общей площадью не менее чем 28,7, отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям и находящейся в границах МО «*».

В соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Администрация МО «*» является органом местного самоуправления и государственная пошлина взысканию не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

иск Шарыгина Н. В. к администрации муниципального образования «*» о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма- удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «*» предоставить Шарыгину Н. В., на состав семьи 1 человек, жилое помещение по договору социального найма, в виде однокомнатной квартиры, общей площадью не менее 28,7 кв.м., в границах муниципального образования «*» Вельского района Архангельской области, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования «*», отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд.

Председательствующий И.Г.Латфуллин