Дело № 2-304/2012 26 марта 2012 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Вельский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего Стрюковой Е.С., при секретаре Юдиной Н.Б., рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» об устранении нарушений требований природоохранного законодательства, у с т а н о в и л : прокурор Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» об устранении нарушений требований природоохранного законодательства. Просит обязать ответчика разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны (далее ЗСО) источников водоснабжения муниципального образования - водозаборных скважин с номерами 159, 1272, 1225, расположенными в <адрес>, водозаборной скважины №, расположенной в <адрес>, водозаборной скважины б/н, расположенной в <адрес>, водозаборной скважины №, расположенной в <адрес> Архангельской области – согласно п. 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 в срок до ДД.ММ.ГГГГ; благоустроить территории первого и второго пояса ЗСО вышеуказанных источников питьевого снабжения населения муниципального образования (отсыпка дорожек, ограждение территории 1 пояса охраны, планировка территории для отвода поверхностного стока за пределы 1 пояса ЗСО) в соответствии с пунктами 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3., 3.3.3.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 в срок до ДД.ММ.ГГГГ, разработать Генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования в соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование требований указано, что ответчик обеспечивает население муниципального образования питьевой водой с помощью водозаборных скважин с номерами 159, 1272, 1225, расположенных в <адрес>, водозаборной скважины №, расположенной в <адрес>, водозаборной скважины б/н, расположенной в <адрес>, водозаборной скважины №, расположенной в <адрес> Архангельской области. Вместе с тем, зоны санитарной охраны источников водоснабжения отсутствуют, благоустройство территории в пределах первого пояса ЗСО не проведено. Деятельность по водоснабжению населения осуществляется без разработанного в установленном порядке проекта зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. Кроме того, отсутствует Генеральная схема очистки населенных пунктов муниципального образования. Выявленные несоответствия требованиям законодательства создают угрозу жизни и здоровью жителей МО «<данные изъяты>», а также временно пребывающих там лиц, нарушают право на благоприятную окружающую среду. В судебном заседании прокурор Рогожникова Я.Н. поддержала заявленные требования по тем же основаниям. Ответчик представитель МО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. Согласно представленному отзыву, исковые требования признает, в настоящее время решается вопрос о разработке проекта зоны санитарной охраны источников водоснабжения, принято решение о подготовке заявки на включение в ведомственную целевую программу «Охрана окружающей среды на территории МО «Вельский муниципальный район» на 2012-2013 г.г.», разрабатывается генеральная схема очистки населенных пунктов МО «<данные изъяты>», планируется благоустройство территории первого и второго пояса ЗСО источников водоснабжения. Представитель третьего лица ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. Суд рассматривает дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выслушав пояснения прокурора, исследовав письменные материалы, суд пришел к следующему. Статья 42 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. На обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду направлен Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Статья 11 указанного Федерального закона предусматривает, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Статья 18 указанного Федерального закона определяет, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Ранее действовавшая редакция данной части статьи до внесения изменений Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ определяла, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Постановлением Правительства Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ №-пп утвержден Порядок представления на утверждение проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установлено, что организационное обеспечение процедуры рассмотрения и утверждения проектов ЗСО осуществляет агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области. Один из экземпляров утвержденного проекта направляется в муниципальный район Архангельской области, в границах которого находится ЗСО. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 г. № 10 введены в действие Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» Пункт 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 определяет, что зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (пункт 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02). В соответствии с требованиями п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п. 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02). Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие (п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02). Не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений (п. 3.2.1.2. СанПиН 2.1.4.1110-02). Здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса. В исключительных случаях при отсутствии канализации должны устраиваться водонепроницаемые приемники нечистот и бытовых отходов, расположенные в местах, исключающих загрязнение территории первого пояса ЗСО при их вывозе (п. 3.2.1.3. СанПиН 2.1.4.1110-02). Границы второго пояса ЗСО на пересечении дорог, пешеходных троп и пр. обозначаются столбами со специальными знаками (п. 3.3.3.5. СанПиН 2.1.4.1110-02). В судебном заседании установлено, что в муниципальной собственности МО «<данные изъяты>» находятся водозаборные скважины с номерами 159, 1272, 1225, расположенными в <адрес>, водозаборной скважины №, расположенной в <адрес>, водозаборной скважины б/н, расположенной в <адрес>, водозаборной скважины №, расположенной в <адрес> Архангельской области. Согласно ст. 29 Устава МО «<данные изъяты>» администрация <данные изъяты> сельского поселения является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления <данные изъяты> поселения, который организует и обеспечивает решение вопросов местного значения. Ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «<данные изъяты>» заключен договор аренды объектов муниципальной собственности, в соответствии с которым ООО «<данные изъяты>» передано во временное владение и пользование имущество, относящееся к водоснабжению и водоотведению, в том числе водозаборные скважины. Договор действует по ДД.ММ.ГГГГ. По представленной ответчиком истцу ДД.ММ.ГГГГ информации, в отношении источников водоснабжения - водозаборных скважин с номерами 159, 1272, 1225, расположенными в <адрес>, водозаборной скважины №, расположенной в <адрес>, водозаборной скважины б/н, расположенной в <адрес>, водозаборной скважины №, расположенной в <адрес> Архангельской области не разработаны проекты зон санитарной охраны. Одновременно сообщено, что генеральной схемы очистки и уборки территории МО «<данные изъяты>» нет. Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88. Пунктом 1.2. СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов (в настоящее время – администрацией муниципального образования). По сообщению Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, в муниципальных образованиях <адрес> генеральные схемы очистки и уборки территории населенных мест не разработаны. В предварительном судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ глава МО «<данные изъяты>» Петров А.В. признал исковые требования в полном объеме, пояснив, что указанные в исковом заявлении нарушения допущены вследствие нехватки финансовых средств в муниципальном бюджете. В соответствии со статьей 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Статья 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Ответчик признал иск, признание иска выражено свободно, без принуждения. Оно не нарушает права и законные интересы других лиц. Указанные в исковом заявлении нарушения, об устранении которых просит прокурор, нашли подтверждение в судебном заседании. В соответствии со статьей 55 Водного кодекса российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий. С учетом того, что источники водоснабжения, указанные в исковых требованиях, являются муниципальной собственностью, обязанным устранить выявленные нарушения лицом является администрация МО «<данные изъяты>». Лицом, обязанным разработать Генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования «<данные изъяты>», ответчик является в силу прямого указания СанПиН. Вместе с тем, прокурором в числе иных заявлено требование к ответчику утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения, несмотря на то, что непосредственно утверждение проектов зоны санитарной охраны источников водоснабжения относится к компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В связи с этим исковые требования прокурора подлежат удовлетворению с иной формулировкой возлагаемой на ответчика обязанности. Необходимо обязать ответчика разработать и представить на утверждение компетентного органа исполнительной власти Архангельской области проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения муниципального образования - водозаборных скважин с номерами 159, 1272, 1225, расположенными в <адрес>, водозаборной скважины №, расположенной в <адрес>, водозаборной скважины б/н, расположенной в <адрес>, водозаборной скважины №, расположенной в <адрес> Архангельской области – согласно п. 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 в срок до ДД.ММ.ГГГГ; благоустроить территории первого и второго пояса зоны санитарной охраны вышеуказанных источников питьевого снабжения населения муниципального образования (провести отсыпку дорожек, ограждение территории 1 пояса охраны, планировку территории для отвода поверхностного стока за пределы 1 пояса зоны санитарной охраны) в соответствии с пунктами 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3., 3.3.3.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 в срок до ДД.ММ.ГГГГ, разработать Генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования «<данные изъяты>» в соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Статья 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает в случае удовлетворения требований взыскание государственной пошлины, от уплаты которой истец был освобожден, с ответчика. В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Исходя из этого, с ответчика - администрации муниципального образования «<данные изъяты>», являющейся органом местного самоуправления, государственная пошлина взысканию не подлежит. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, р е ш и л : исковые требования прокурора Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» об устранении нарушений требований природоохранного законодательства удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» разработать и представить на утверждение компетентного органа исполнительной власти Архангельской области проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения муниципального образования - водозаборных скважин с номерами 159, 1272, 1225, расположенными в <адрес>, водозаборной скважины №, расположенной в <адрес>, водозаборной скважины б/н, расположенной в <адрес>, водозаборной скважины №, расположенной в <адрес> Архангельской области – согласно п. 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 в срок до ДД.ММ.ГГГГ; благоустроить территории первого и второго пояса зоны санитарной охраны вышеуказанных источников питьевого снабжения населения муниципального образования (провести отсыпку дорожек, ограждение территории 1 пояса охраны, планировку территории для отвода поверхностного стока за пределы 1 пояса зоны санитарной охраны) в соответствии с пунктами 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3., 3.3.3.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 в срок до 01 февраля 2013 года, разработать Генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования «<данные изъяты>» в соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 в срок до 01 февраля 2013 года. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд путем подачи жалобы через Вельский районный суд Архангельской области. Председательствующий подпись Е.С. Стрюкова