О признании действий незаконными и понуждению к производству перерасчёта оплаты коммунальных услуг



Дело № 2-191/2012 27 марта 2012 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вельский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего Пестерева С.А.,

при секретаре Белых С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске 27 марта 2012 года гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Вельского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «***» о признании действий незаконными и возложении обязанности не производить начисления гражданам платы за утилизацию твердых бытовых отходов,

установил:

исполняющий обязанности прокурора Вельского района Е.Н.Ермошко в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «**» о признании действий по установлению и взиманию платы за утилизацию твердых бытовых отходов незаконными и возложении обязанности не производить начисления гражданам платы за утилизацию указанных отходов.

Обосновывает требования тем, что прокуратурой Вельского района по обращениям администрации и граждан МО «**» о законности начислений ООО «**» платы за утилизацию твердых бытовых отходов, была проведена проверка, в ходе которой установлено, что ООО «**» в ноябре 2011 года начислило жильцам домов, находящихся в управлении вышеуказанной организации, плату за утилизацию ТБО за 10 месяцев 2011 года и за ноябрь 2011 года. Плата за утилизацию ТБО начислена ООО «**» в связи тем, что является коммунальной услугой, поэтому платежи за нее обязательны. Размер платы исчислен на основании тарифа, установленного для ООО «**» постановлением и.о. главы МО «Вельский муниципальный район» от 20 марта 2009 года № ** в размере ** рублей за 1 куб.м. Утилизацию ТБО (захоронение) осуществляет ООО «Чистый город» на основании договора на захоронение отходов № ** от ** года, заключенного с ООО «**». Вместе с тем, действия ООО «**» в части начисления платы за утилизацию ТБО являются незаконными, так как противоречат действующему законодательству, в том числе п. 2 ст. 154 ЖК РФ, п. 3 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307. Согласно указанных норм закона, услуги по утилизации твёрдых бытовых отходов не включены в перечень коммунальных услуг, предоставляемых гражданам, проживающим в жилых помещениях, а плата за услуги по утилизации ТБО не входит в состав платы за коммунальные услуги. При этом работы по утилизации твёрдых бытовых отходов не предусмотрены в составе работ по содержанию общего имущества. Тариф за утилизацию твердых бытовых отходов для граждан органами местного самоуправления не установлен, а установлен для организации, осуществляющей эксплуатацию объекта для утилизации, то есть ООО «**», и лиц, обязанных производить её оплату, то есть ООО «**». Таким образом, действия ООО «**» по установлению и взиманию платы за утилизацию твёрдых бытовых отходов являются незаконными, так как плата за утилизацию не может начисляться отдельно как самостоятельная плата за данную услугу. Данными действиями создаются условия и предпосылки к значительным материальным потерям граждан, ограничению их конституционных прав.

В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Кубенин А.А. настоял на удовлетворении иска по тем же основаниям, пояснив, что ответчик своими незаконными действиями по установлению и взиманию платы за утилизацию твёрдых бытовых отходов, нарушает права и интересы граждан, установленные Конституцией РФ.

Представитель ООО «**» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается распиской (л.д.112). В предварительном судебном заседании 01 марта 2012 года представитель ООО «**» по доверенности Коровяковская Т.А. иск не признала, пояснив, что на основании решения 30-ти многоквартирных домов, расположенных в пос. Кулой Вельского района, ООО «**» является управляющей компанией. На момент заключения договора управления, вопрос о включении в плату за содержание и текущий ремонт платы за размещение (захоронение) твердых бытовых отходов, образуемых в результате жизнедеятельности населения, не стоял, в виду отсутствия лицензированного предприятия имеющего право заниматься выше указанной деятельностью. В настоящее время утилизацией отходов занимается ООО «**», которое имеет соответствующую лицензию. Поскольку в силу действующего законодательства, организация по сбору, вывозу, размещению отходов, образовывающихся в многоквартирных домах, находится в ведении Управляющей организации, то с 2011 году был заключен договор с ООО «**». В 2010 году проводилось собрание собственников многоквартирных домов, где ставился вопрос о включении в плату за содержание и текущий ремонт платы за захоронение твёрдых бытовых отходов. Из всего количества многоквартирных домов решение о принятии нового тарифа было принято 10–ю домами, явка же остальных собственников не была обеспечена, поэтому и перечень оказываемых услуг на новый год изменен не был. Администрация МО «**» отказала в утверждении нового тарифа за оказание ТБО. В связи с тем, что предприятие понесло убытки по жилым домам, не принявшим новый тариф по размещению и захоронению отходов, и с учетом того, что собственники должны нести бремя расходов за содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей долевой собственности на это имущество, то и была начислена плата за утилизацию твёрдых бытовых отходов. Утверждение тарифов на утилизацию твердых бытовых отходов возможно только единожды в год, в настоящее время он не утвержден, следовательно, и в перечень отказываемых услуг на новый год не войдет, лишь спустя 2 месяца указанный тариф, возможно будет представить на собрание собственников.

Третье лицо - представитель администрации МО «**» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д.112). В предварительном судебном заседании 01 марта 2012 года представитель по доверенности Борская Т.С. с исковыми требованиями согласилась, пояснив, что администрация муниципального образования «**» считает действия ООО «**» по взиманию платы с граждан за утилизацию твердых бытовых отходов не законными. Согласно норм жилищного законодательства Российской Федерации, расходы по утилизации твердых бытовых отходов не могут быть указаны в составе структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, как самостоятельный вид коммунальных услуг с взиманием за нее платы по отдельному тарифу, поскольку данная плата за их утилизацию может быть включена в плату за содержание и ремонт жилого помещения при обязательном согласовании с потребителем соответствующих услуг и работ. Считает, что своими действиями по начислению и взиманию платы за утилизацию твердых бытовых отходов с граждан в качестве самостоятельной платы за соответствующую услугу ООО «**» нарушает нормы действующего законодательства РФ, тем самым ущемляя права и законные интересы граждан. Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель отдела по защите прав потребителей администрации МО «Вельский муниципальный район» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом (л.д.115). В представленном отзыве ссылаются на законность заявленных требований прокурора Вельского района и поддерживают их в полном объеме, поскольку действия ответчика нарушают нормы Закона «О защите прав потребителей», ответчик не вправе без согласия потребителя услуг выполнять дополнительные работы (услуги), которой и является услуга по утилизации (размещении, захоронении) твердых бытовых отходов, не является она и отдельной жилищно-коммунальной услугой. Кроме того, данная услуга не включена в перечень содержания общего имущества в многоквартирном доме. Согласно представленных документов, тариф за утилизацию твердых бытовых отходов для граждан органами местного самоуправления не установлен, а установлен для ООО «**», то есть для организации, осуществляющей эксплуатацию объекта для утилизации, а ООО «**» не оказывает услуги непосредственно жильцам многоквартирных домов.

Представитель третьего лица администрации МО «Вельский муниципальный район» на судебное заседание также не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д.114)

Суд рассматривает дело в порядке ст.167 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Выслушав помощника прокурора Вельского района Кубенина А.А., исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги.

2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - лица, приобретающие по договору электрическую и тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.

В судебном заседании установлено, что на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов, расположенных в пос. ** Вельского района Архангельской области, ООО «**» является управляющей компанией (л.д.83-88). Между ООО «**», как Управляющей компанией и представителями собственников помещений многоквартирных домов заключены договоры управления многоквартирными домами (л.д.15-18, 72-82).

В ноябре 2011 года ООО «**» начислило жильцам домов, находящихся в управлении вышеуказанной организации плату за утилизацию твердых бытовых отходов (далее по тексту ТБО) за 10 месяцев 2011 года и за ноябрь 2011 года (л.д.13,20,24-25).

Размер платы исчислен на основании тарифа, установленного для ООО «**» постановлением и.о. главы МО «Вельский муниципальный район» от 20 марта 2009 года № ** в размере ** рублей за 1 куб.м. (л.д.35). Данное обстоятельство не оспаривается сторонами, то суд считает его установленным.

Постановлением главы названного муниципального образования от 26 декабря 2011 года № ** данное постановление отменено. (л.д.36)

В настоящее время утилизацию ТБО (захоронение) осуществляет ООО «**» на основании договора на захоронение отходов № 145 от 11.01.2011, заключенного с ООО «**». (л.д.33-34)

Прокуратурой Вельского района проведена проверка по обращениям администрации МО «**», жителей пос. Кулой, Вельского района о законности начисления ООО «**» платы за утилизацию твердых бытовых отходов, (л.д.9-12,19,21,22-23) в ходе которой было установлено, что действие по начислению и взиманию ООО «**» платы за утилизацию ТБО, не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку, проверив обоснованность доводов искового заявления, суд считает, что оно подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Так, установлено, что ООО «**» является управляющей компанией многоквартирных жилых домов, расположенных в пос. ** Вельского района, которая осуществляет начисление и взимание платы за утилизацию БТО за 10 месяцев 2011 года и за ноябрь 2011 года, ссылаясь на то обстоятельство, что утилизация ТБО является коммунальной услугой и подлежит обязательной оплате. При этом, размер платы исчислен на основании тарифа, установленного для иной организации, а именно ООО «**», с которой ООО «Кулой ЖКХ» заключило договор на утилизацию (захоронение) ТБО.

Таким образом, начисляя и предъявляя к оплате услугу по утилизации твердых бытовых отходов, ООО «**» не учло, что исходя из смысла действующего законодательства, утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов не может быть признана жилищно-коммунальной услугой, предоставляемой населению пос. Кулой, Вельского района, поскольку потребителем услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов в силу ст. 2 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» являются не граждане, проживающие в жилых помещениях, находящихся в управлении Управляющей организации, в данном случае ООО «**», а непосредственно сама Управляющая организация, в лице ответчика. Именно ООО «**», как потребитель услуги ООО «**», обязано оплачивать предоставляемую ему услугу в соответствии с установленным органом местного самоуправления тарифом. Этим же объясняется установление тарифа в единицах объема, а не в количестве граждан, проживающих в том или ином жилом помещении, как это установлено в постановлении № **, в последствие отмененным.

Органами местного самоуправления, в соответствии с нормами ч. 2,3,7 ст. 156, ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, тариф для граждан на утилизацию ТБО не устанавливался.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги как для граждан, занимающих жилые помещения по договорам найма, так и для граждан-собственников жилых помещений, в соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, и плату за коммунальные услуги. Оплату гражданами иных услуг указанные нормы Жилищного кодекса РФ не предусматривают.

Следовательно, взимание с граждан платы за утилизацию ТБО противоречит действующему законодательству.

Кроме того, согласно нормам ст.ст. 154, 157 Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» услуги по утилизации твёрдых бытовых отходов (ТБО) не включены в перечень коммунальных услуг, предоставляемых гражданам, проживающим в жилых помещениях, а плата за услуги по утилизации ТБО не входит в состав платы за коммунальные услуги.

В силу ч. 1 статьи 156 Жилищного кодекса РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, сбор и вывоз твёрдых и жидких бытовых отходов.

При этом работы по утилизации твёрдых бытовых отходов указанным пунктом правил не предусмотрены в составе работ по содержанию общего имущества.

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённые Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, также предусматривают в Перечне работ по содержанию жилых домов только сбор и вывоз мусора.

Ответчик своими действиями по начислению и взимании платы за утилизацию данных отходов фактически осуществляет возмещение своих затрат по оплате оказанных ему услуг ООО «**» по захоронению отходов.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия ООО «**» по установлению и взиманию платы за утилизацию твёрдых бытовых отходов являются незаконными, так как плата за утилизацию не может начисляться отдельно как самостоятельная плата за данную услугу.

Данный вывод суда согласуется и с мнением Министерства регионального развития Российской Федерации, которое в своем письме от 03 октября 2008 года № 25080-СК/14 дало разъяснения относительно того, что утилизация ТБО является регулируемым видом услуг оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. В данном разъяснении указывается, что услуга по сбору и вывозу ТБО входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержания жилого помещения, при согласии потребителя стоимость утилизации может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу ТБО.

Поскольку начисление и взимание платы за утилизацию данных отходов, как за самостоятельную оказываемую услугу, приводит к созданию условий и предпосылок к значительным материальным потерям граждан, а также ограничению их конституционных прав, то требование прокурора Вельского района о признании действий по установлению и взиманию платы за утилизацию твердых бытовых отходов незаконными и возложении обязанности не производить начисления гражданам платы за утилизацию указанных отходов, является законными и обоснованными.

Доказательств, об имеющихся законных основаниях к начислению и взиманию платы за оказание данной дополнительной услуги у ООО «**», в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, в судебное заседание не предоставлено.

Согласно статей 98 и 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в размере ** рублей в доход бюджета МО «Вельский муниципальный район», поскольку государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. При этом суд учитывает, что законных оснований предусмотренных ст.ст.333.20, 333.36 Налогового кодекса РФ для уменьшения размера государственной пошлины или об освобождении от ее уплаты по данному делу не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил :

исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Вельского района удовлетворить.

Признать незаконным действие общества с ограниченной ответственностью «**» по установлению и взиманию платы за утилизацию твердых бытовых отходов.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «**» не производить начисления гражданам поселка Кулой, Вельского района Архангельской области платы за утилизацию твердых бытовых отходов.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «**» в пользу бюджета муниципального образования «Вельский муниципальный район» государственную пошлину в размере ** рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда, путем подачи апелляционной жалобы, через Вельский районный суд.

Председательствующий С.А. Пестерев