Об устранении нарушений природоохранного законодательства



Дело № 2-403/2010 10 мая 2012 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Вельский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Стрюковой Е.С.,

при секретаре Бределевой Н.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вельского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» об устранении нарушений природоохранного законодательства,

у с т а н о в и л :

прокурор Вельского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» с иском об устранении в срок до 1 сентября 2012 года нарушений природоохранного законодательства, а именно: разработать генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования «<данные изъяты>», организовать проведение инвентаризации отходов, разработать проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение и согласовать их с уполномоченными органами в установленном порядке, составить паспорта на отходы I-IV классов опасности.

Обосновал свои требования тем, что прокуратурой была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при размещении отходов потребления, в ходе которой установлено, что ответчик, осуществляющий обращение с отходами потребления не выполнил требования законодательства. Не разработана генеральная схема очистки населенных пунктов на территории МО «<данные изъяты>», не проведена инвентаризация отходов, образующихся в результате осуществления деятельности ответчика, не составлены паспорта на отходы I-IV классов опасности, отсутствуют проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение, согласованные с уполномоченными органами в установленном порядке. Необходимость осуществления ответчиком действий, указанных в исковых требованиях, предусмотрена природоохранным законодательством. Невыполнение ответчиком возложенных на него обязанностей нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании прокурор Рогожникова Я.Н. заявленные требования поддержала по тем же основаниям.

Представитель ответчика администрации МО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В предварительном судебном заседании заявленные требования не признал. В представленном отзыве изложена аналогичная позиция, указано, что в постоянном бессрочном пользовании администрации МО «<данные изъяты>» находится организованная свалка бытовых отходов населения, которая отдана в аренду индивидуальному предпринимателю Саврасову А.В.. Проект нормативов образования отходов и лимиты на их размещение продлен до 2015 года, в связи с чем индивидуальному предпринимателю Саврасову А.В. выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности до ДД.ММ.ГГГГ. Генеральная схема очистки территории населенного пункта не разработана, утверждено Положение «О порядке сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории МО «<данные изъяты>». Инвентаризация отходов не проведена, согласно Правил инвентаризации объектов размещения отходов, ее должен проводить индивидуальный предприниматель Саврасов А.В., эксплуатирующий объект размещения отходов. Паспорта на отходы не разработаны, имеются обоснования отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды.

Третье лицо индивидуальный предприниматель Саврасов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Статья 42 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

На обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду направлен Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Статья 11 указанного Федерального закона предусматривает, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии со статьей 22 данного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обращение с отходами регламентировано Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Статья 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ предусматривает, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе:

соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

На территории Архангельской области проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение проходят процедуру согласования с Управлением Росприроднадзора по Архангельской области.

Статья 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет, что юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт.

Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88.

Пунктом 1.2. СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов (в настоящее время – администрацией муниципального образования).

В судебном заседании установлено, что в феврале 2012 года прокуратурой Вельского района Архангельской области проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при размещении отходов потребления администрацией МО «<данные изъяты>». В ходе нее установлено отсутствие генеральной схемы очистки населенных пунктов на территории МО «<данные изъяты>», инвентаризация отходов, паспортов на отходы I-IV классов опасности, проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (л.д. 9).

Согласно справке по результатам проверки организации сбора, вывоза, размещения твердых бытовых отходов на территории МО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, составленной главным специалистом-экспертом территориального отделения Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, генеральная схема очистки населенных пунктов на территории МО «<данные изъяты>» не представлена проверяющему (л.д. 11)

В соответствии с информационной справкой главы МО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, отходами потребления от деятельности администрации являются шины, ветошь от обслуживания автомобиля, макулатура.

В соответствии со ст. 27 Устава МО «<данные изъяты>», администрация <данные изъяты> сельского поселения является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления <данные изъяты> сельского поселения, организует и обеспечивает решение вопросов местного значения <данные изъяты> сельского поселения (л.д. 53-88).

Администрация МО «<данные изъяты>» зарегистрирована в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 89).

По информации Управления Роспотребнадзора по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ, в муниципальных образованиях Вельского района не разработаны генеральные схемы очистки и уборки территории населенных мест.

Управление Росприроднадзора по Архангельской области сообщило, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение МО «<данные изъяты>» в Управление не поступал.

В обоснование своих доводов ответчиком представлено Положение «О порядке сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории МО «<данные изъяты>» и решение о его утверждении (л.д. 40, 41-44), свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок, где располагается свалка (л.д. 45), договор аренды данного участка с индивидуальным предпринимателем Саврасовым А.В. (л.д. 47), копию лицензии на осуществление Саврасовым А.В. деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности (л.д. 48-49), ведомость для проведения инвентаризации объектов размещения отходов, в которой в графе «наименование эксплуатирующей организации объекта размещения отходов» указан индивидуальный предприниматель Саврасов А.В. (л.д. 93-97).

Исследованными в судебном заседании доказательствами установлено наличие нарушений ответчиком требований природоохранного законодательства, указанных в исковом заявлении. Несоблюдение требований природоохранного законодательства нарушает права лиц, проживающих на территории МО «<данные изъяты>» на благоприятную окружающую среду.

Доводы ответчика об отсутствии необходимости возложения на него указанных в требованиях прокурора обязанностей являются несостоятельными.

Администрация МО «<данные изъяты>» является юридическим лицом, что подтверждено документально. В данном качестве, как и любое иное юридическое лицо, деятельность которого связана с обращением с отходами, ответчик обязан разработать и согласовать с уполномоченным органом проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, организовать проведение инвентаризации отходов, составить паспорта на отходы I-IV классов опасности.

Ответчик утверждает, что разработал и согласовал в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Вместе с тем, на титульном листе представленного им проекта указано, что срок его действия прекращается в 2010 году. Автоматической пролонгации утвержденного проекта на следующие 5 лет законодательство не предусматривает. Управление Росприроднадзора по Архангельской области, являющееся уполномоченным органом в данной сфере, сообщило, что по состоянию на 28 апреля 2012 года проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение МО «<данные изъяты>» в Управление не поступал. Доказательств продления срока действия данного проекта ответчиком, обязанным предоставить данные сведения в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации? не представлено. При таких обстоятельствах нет оснований считать, что возложенная ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязанность исполнена. Мнение ответчика о необходимости проведения инвентаризации отходов индивидуальным предпринимателем Саврасовым А.В. основано на неверном толковании закона, который предусматривает как инвентаризацию отходов, так и инвентаризацию объектов их размещения. В связи с этим выполнение Саврасовым А.В. инвентаризации объекта размещения отходов не снимает с администрации МО «<данные изъяты>» как юридического лица обязанности провести инвентаризацию отходов.

Обязанность разработать генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования «<данные изъяты>» возложена СанПиН 42-128-4690-88 на ответчика как на орган местного самоуправления.

В связи с тем, что ответчик не исполнил самостоятельно возложенные на него природоохранным законодательством обязанности, суд находит заявленные исковые требования обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно: разработать генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования «<данные изъяты>», организовать проведение инвентаризации отходов, разработать проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение и согласовать их с уполномоченными органами в установленном порядке, составить паспорта на отходы I - IV классов опасности подлежащими удовлетворению.

Статья 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает в случае удовлетворения требований взыскание государственной пошлины, от уплаты которой истец был освобожден, с ответчика. В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Исходя из этого, с ответчика - администрации муниципального образования «<данные изъяты>», являющейся органом местного самоуправления, государственная пошлина взысканию не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

р е ш и л :

исковые требования прокурора Вельского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» об устранении нарушений природоохранного законодательства удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно:

разработать генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования «<данные изъяты>»,

организовать проведение инвентаризации отходов,

разработать проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение и согласовать их с уполномоченными органами в установленном порядке,

составить паспорта на отходы I - IV классов опасности.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд путем подачи жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.

Председательствующий Е.С. Стрюкова