О взыскании денежных средств



Дело №2-410/2012 11 мая 2012 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Вельский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Стрюковой Е.С.,

при секретаре Роговой М.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по исковому заявлению Оскорбиной Т.В, и Оскорбина А.М. к администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район», министерству по делам молодежи и спорту Архангельской области, управлению по финансам и исполнению бюджета администрации МО «Вельский муниципальный район», министерству финансов Архангельской области о взыскании денежных средств,

у с т а н о в и л :

Оскорбина Т.В. и Оскорбин А.М. обратились в суд с иском к администрации МО «Вельский муниципальный район» и министерству по делам молодёжи, спорту и туризму Архангельской области о возмещении материального ущерба, причиненного в результате незаконных действий по исключению их семьи из участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы». Просили взыскать с ответчиков <данные изъяты> рублей.

В обоснование заявленного требования указали, что решением Вельского районного суда от 22 февраля 2011 года, оставленным без изменения кассационным определением Архангельского областного суда администрация муниципального образования «Вельский муниципальный район» и министерство по делам молодёжи, спорту и туризму Архангельской области обязаны включить семью Оскорбиной Т.В. и Оскорбина А.М. в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» на получение социальной выплаты в 2010 году. До настоящего времени указанное решение суда ответчиками не исполнено. Это нарушает право истцов на получение социальной выплаты. Размер неполученной истцами социальной выплаты составлял <данные изъяты> рублей. Данная сумма составляет размер ущерба, причиненного незаконными действиями ответчиков.

В порядке ст. 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве соответчиков привлечены управление по финансам и исполнению бюджета администрации МО «Вельский муниципальный район» и министерство финансов Архангельской области.

На основании ст. 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с согласия истцов произведена замена ненадлежащего ответчика министерства по делам молодёжи, спорту и туризму Архангельской области на надлежащего ответчика - министерство по делам молодежи и спорту Архангельской области в связи с изменением наименования ответчика (запись о регистрации в качестве юридического лица министерства по делам молодежи и спорту Архангельской области внесена ДД.ММ.ГГГГ).

В судебном заседании истцы Оскорбина Т.В. и Оскорбин А.М. заявленные требования поддержали в полном объеме по тем же основаниям. Пояснили, что заявляемая ко взысканию сумма является реальным ущербом, понесенным их семьей. Ими был взят кредит в банке для строительства жилья. В связи с тем, что социальная выплата не была получена, обязательства по кредиту исполнялись за счет собственных средств, которые могли бы быть направлены на нужды семьи.

Представитель ответчика Министерства по делам молодежи и спорту Архангельской области Соловьева Е.Н. заявленные требования не признала. Пояснила, что в настоящее время ведется работа, направленная на исполнение решения суда от 22 февраля 2012 года. ДД.ММ.ГГГГ состоится совещание по решению данного вопроса. Участие в программе является добровольным. Для получения свидетельства, на основании которого осуществляется социальная выплата, участники подпрограммы должны подтвердить право на его получение. До этого момента не может заявляться о возникновении ущерба. Материальный ущерб не был причинен истцам, отсутствуют все необходимые элементы для наступления гражданско-правовой ответственности. Кроме того, участие в социальных программах является добровольным.

Представитель ответчика администрации МО «Вельский муниципальный район» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Согласно представленному отзыву, ответчик не признает исковые требования. В обоснование указывает, что решение от 22 февраля 2011 года исполнено администрацией МО «Вельский муниципальный район». Каких-либо незаконных действий администрацией МО «Вельский муниципальный район» не совершено. Кроме того, законодательством не предусмотрена возможность взыскания убытков, причиненных неисполнением решения суда.

Представитель ответчика министерства финансов Архангельской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. Представлен отзыв, согласно которому ответчик просит отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование указано, что обратившись в суд за восстановлением в качестве участников подпрограммы, истцы избрали способ защиты нарушенного права. В настоящее время нет оснований для применения иного способа защиты для восстановления того же нарушенного права. В связи с тем, что министерство финансов Архангельской области не является главным распорядителем средств, оно не является надлежащим ответчиком по иску о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями органов власти Архангельской области.

Представитель ответчика управления по финансам и исполнению бюджета администрации МО «Вельский муниципальный район» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд рассматривает дело в порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Положениями статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Оскорбина Т.В. обратилась к Главе администрации МО «Вельский муниципальный район» с заявлением о включении её семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2002-2010 годы, приложила необходимые документы (л.д. 14).

«Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семьей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (далее – Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

На момент подачи заявления в состав семьи входили супруг Оскорбин А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ у Оскорбиных родился еще один сын ФИО5 (л.д. 23,24).

ДД.ММ.ГГГГ истцы, выступающие как созаемщики, заключили кредитный договор с Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации. В соответствии с указанным договором созаемщикам предоставлен кредит на недвижимость в сумме <данные изъяты> рублей на индивидуальное строительство жилого дома по адресу: <адрес> на срок по ДД.ММ.ГГГГ под <данные изъяты> % годовых (л.д. 16-17).

ДД.ММ.ГГГГ истцы предоставили в банк документы, подтверждающие целевое использование кредита, в виде кассовых и товарных чеков на оплату материалов для строительства жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ Оскорбины представили документы, подтверждающие право общей долевой собственности на земельный участок и построенный на нем жилой дом по адресу: Архангельская область, Вельский муниципальный район, <адрес>. Данные обстоятельства подтверждены справкой Вельского отделения Сбербанка России от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18).

Из свидетельств о государственной регистрации права следует, что жилой дом, расположенный по адресу: Архангельская область, Вельский муниципальный район, <адрес> принадлежат на праве общей долевой собственности по 1/4 доле в праве ФИО2, ФИО3, Оскорбиной Т.В, и Оскорбину А.М. (л.д. 19-22).

ДД.ММ.ГГГГ министерство по делам молодежи, спорту и туризму направило в адрес главы МО «Вельский муниципальный район» список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2010 году. Под номером 1 в данном списке числилась семья истцов, обозначен общий размер социальной выплаты, предоставляемой молодой семье – <данные изъяты> рублей (л.д. 25-29).

В связи с возникшими сомнениями о возможности семьи истцов быть участниками подпрограммы администрация МО «Вельский муниципальный район» обратилась за разъяснением в министерство по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области. ДД.ММ.ГГГГ министерством был дан ответ о невозможности семьи Оскорбиных претендовать на получение социальной выплаты ввиду того, что государственная регистрация права собственности на жилое помещение осуществлена без обременения, с использованием неипотечного кредита на недвижимость (л.д. 11).

Об исключении из списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2010 году Оскорбиной Т.В. было сообщено председателем комиссии письмом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).

Семья истцов не вошла в число претендентов на получение социальной выплаты в 2010 году. Оскорбины обратились в суд за защитой нарушенного права.

Решением Вельского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Оскорбиных удовлетворены. Судебным актом признано незаконным решение министерства по делам молодёжи, спорту и туризму Архангельской области по исключению семьи Оскорбиной Т.В. и Оскорбина А.М, из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы». Администрация муниципального образования «Вельский муниципальный район» и Министерство по делам молодёжи, спорту и туризму Архангельской области были обязаны в судебном порядке включить семью Оскорбиной Т.В, и Оскорбина А.М, в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» на получение социальной выплаты в 2010 году. Решение Вельского районного суда от 22 февраля 2011 года вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 182-186).

Для обеспечения исполнения решения Вельского районного суда от 22 февраля 2011 года возбуждены исполнительные производства.

ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «Вельский муниципальный район» во исполнение решения суда от 22 февраля 2011 года направила министру по делам молодежи, спорту и туризму список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» с указанием в нем семьи Оскорбиных (л.д. 50, 179-181).

Как следует из материалов исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ, министерство по делам молодежи и спорту до настоящего времени не исполнило решение суда от 22 февраля 2011 года, при этом неоднократно обращалось в заявлениями о прекращении исполнительного производства (л.д. 42-163).

Семья истцов включена в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году.

Исследованными в судебном заседании доказательствами установлено, что семья Оскорбиных, подавшая заявление на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг., была незаконно исключена из числа участников.

В 2011 году истцы обратились за судебной защитой своих прав. Вступившим в законную силу решением суда от 22 февраля 2011 года их права были восстановлены, ответчики обязаны включить семью Оскорбиных в число участников подпрограммы.

Обращаясь с настоящим иском, Оскорбины указали, что им причинен материальный ущерб в связи с незаконным исключением их семьи из числа участников подпрограммы.

Вместе с тем, в соответствии с принципом диспозитивности гражданского процесса, истец, являясь стороной по делу, вправе распорядиться принадлежащим ему правом на защиту прав и свобод в судебном порядке. При этом сторона также вольна в выборе способа защиты права.

В 2011 году истцами был избран способ защиты нарушенного незаконным исключением из числа участников подпрограммы права - восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право (заявлены требования о включении в число участников подпрограммы).

Решение суда вступило в законную силу, находится в стадии исполнения. Установленный Федеральным законом «Об исполнительном производстве» двухмесячный срок исполнения судебного акта не является пресекательным. Кроме того, представителем ответчика заявлено о принятии мер по исполнению решения суда от 22 февраля 2011 года.

В настоящее время истцы, основываясь на факте нарушения, в отношении которого судом применен избранный ими ранее способ защиты, просят о применении иного способа защиты. При этом удовлетворение требований о возмещении ущерба в размере социальной выплаты не является основанием для прекращения исполнения решения от 22 февраля 2011 года, что в случае удовлетворения требований истцов создавало бы возможность повторного получения суммы, равной социальной выплате. При таких обстоятельствах действия истцов расцениваются как злоупотребление правом. В соответствии со ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации данное обстоятельство служит основанием для отказа в защите принадлежащего истцам права.

Кроме того, истцы, заявившие о наличии реального ущерба в размере <данные изъяты> рублей, не представили доказательств его возникновения. Данные обстоятельства в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежали доказыванию стороной истца. Взятие кредита и погашение его из личных средств не свидетельствует о возникновении реального ущерба в размере истребуемой суммы в результате действий ответчиков, так как кредитный договор заключен в 2007 году, задолго до исключения истцов из участников подпрограммы, признанного судом незаконным.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л :

Оскорбиной Т.В. и Оскорбину А.М, в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район», министерству по делам молодежи и спорту Архангельской области, управлению по финансам и исполнению бюджета администрации МО «Вельский муниципальный район», министерству финансов Архангельской области о взыскании в счет возмещения причиненного материального ущерба в результате незаконных действий по исключению семьи из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» <данные изъяты> рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.

Председательствующий Е.С. Стрюкова