г. Вельск 04 апреля 2012 года Вельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Сидорак Н.В., при секретаре Боковиковой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске 04 апреля 2012 года гражданское дело по исковому заявлению Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «ххххх» о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства, установил: прокурор Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования «ххххх» об устранении нарушений требований природоохранного законодательства. В обоснование заявленного требования указано, что Архангельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен надзор за соблюдении требований природоохранного законодательства. В ходе осуществления надзора за соблюдением экологических прав граждан выявлены нарушения природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности администрации муниципального образования «ххххх» (далее - администрация МО «ххххх» было установлено, что администрация МО «ххххх» обеспечивает население д. ххххх питьевой водой при помощи водозаборной скважины № ххххх, расположенной в д. ххххх, сооружение 1. Скважина эксплуатируются ООО «ххххх». На момент проверки проект зоны санитарной охраны источников питьевого снабжения населения муниципального образования «ххххх» - скважины номер 51, расположенной в д. ххххх в д. ххххх, сооружение ххххх - отсутствует, благоустройство территории в границах первого пояса ЗСО проведено частично, что является нарушением требований ст.ст. 27, 43, 55 ВК РФ, ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 1.6, 1.12, 1.13, п. 3.2.1.1, п. 3.2.1.2, п. 3.2.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-2 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». В настоящее время деятельность по водоснабжению населения осуществляется без разработанного в установленном порядке проекта зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, обустройство которых призвано не допустить возможность загрязнения данного источника. Выявленные нарушения создают угрозу загрязнения и засорения водных объектов и, как следствие, влекут угрозу жизни и здоровью жителей МО «ххххх» Архангельской области и граждан, находящихся там на отдыхе, создают опасность причинения вреда окружающей среде, приводят к нарушению конституционных прав граждан. На момент проверки разработанная Генеральная схема очистки населенных пунктов муниципального образования отсутствует. Вышеуказанное нарушение свидетельствует о ненадлежащем муниципальным контроле за обеспечением санитарного состояния в границах муниципального образования, создает угрозу окружающей среде, среде обитания объектов животного и растительного мира, реальную опасность нарушения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Просит обязать администрацию МО «ххххх» устранить выявленные нарушения, а именно: разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения муниципального образования - водозаборной скважины №51, расположенной в сооружении ххххх - согласно п. 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 в срок до 01.02.2013 года; благоустроить территории первого и второго пояса ЗСО вышеуказанных источников питьевого снабжения населения муниципального образования (отсыпка дорожек, ограждение территории 1 пояса охраны, планировка территории для отвода поверхностного стока за пределы 1 пояса ЗСО) в соответствии с пунктами 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3, 3.3.3.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 в срок до ххххх года; разработать Генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования в соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 в срок до ххххх года. В судебном заседании прокурор К. поддержал заявленные требования по тем же основаниям. Ответчик представитель МО «ххххх» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. Согласно представленному отзыву, исковые требования признает. Представитель ООО «ххххх» З., в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, указал, что Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в судебном заседании Ч.указал, что ххххх Выслушав пояснения прокурора, исследовав письменные материалы, суд пришел к следующему. Статья 42 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. На обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду направлен Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Статья 11 Федерального закона устанавливает, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Пунктом ст.55 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов населения. Пунктом 10 ст.1 Водного кодекса Российской Федерации определено, что водоснабжение- подача поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах. Под использованием водного объекта понимается его использование различными способами для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц, пункт 14 ст.1 Водного кодекса Российской Федерации. В силу ст.37 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных настоящим кодексом целей. Согласно ч.ч. 1,2 ст.43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно- эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственного- бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения. Статья 18 Федерального закона от 30.03.1990 №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Постановлением Правительства Архангельской области от 13.10.2009 года № 101-пп утвержден Порядок представления на утверждение проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установлено, что организационное обеспечение процедуры рассмотрения и утверждения проектов ЗСО осуществляет агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области. Один из экземпляров утвержденного проекта направляется в муниципальный район Архангельской области, в границах которого находится ЗСО. 14.03.2002 года постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации введены в действие Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» № 10. Пунктом 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. В соответствии с п.1.5 Сан ПиН 2.1.4.1110-02, ЗСО организуется в составе трех поясов: первый пояс ( строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение- защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно- защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленный на предупреждение ухудшения качества воды. В соответствии с требованиями п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта. Пункт 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Пункт 3.2.1.3. СанПиН 2.1.4.1110-02 предусматривает, что территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие (п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02). Не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений (п. 3.2.1.2. СанПиН 2.1.4.1110-02). Здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса. В исключительных случаях при отсутствии канализации должны устраиваться водонепроницаемые приемники нечистот и бытовых отходов, расположенные в местах, исключающих загрязнение территории первого пояса ЗСО при их вывозе. Пунктом 3.3.3.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что границы второго пояса ЗСО на пересечении дорог, пешеходных троп и пр. обозначаются столбами со специальными знаками. В судебном заседании установлено, что в муниципальной собственности МО «ххххх» находятся водозаборная скважина с номером ххххх, расположенная в сооружении ххххх. ххххх года за администрацией МО «ххххх» зарегистрировано право собственности на водозаборную скважину с номером ххххх, расположенную в сооружении ххххх, д. ххххх. Таким образом, источник водоснабжения, водозаборная скважина № ххххх, являются муниципальной собственностью В соответствии со ст. 26 Устава МО «ххххх» администрация ххххх сельского поселения является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления ххххх поселения. Администрация МО «ххххх» организует и обеспечивает решение вопросов местного значения. В настоящее время деятельность по водоснабжению населения осуществляется без разработанного в установленном порядке проекта зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, обустройство которых призвано не допустить возможность загрязнения данного источника. Данные обстоятельства ответчиком не оспаривается. Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88. Пунктом 1.2. СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов (в настоящее время – администрацией муниципального образования). Из сообщения Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в Вельском, Виноградовском, Коношском, Устьянском и Шенкурском районах следует, что в муниципальном образовании «ххххх» генеральная схема очистки и уборки территории населенных мест не разработана, поэтому начальник считает исковое заявление прокурора обоснованным. В судебном заседании нашел подтверждение факт того, что администрацией МО «ххххх» не разработан и не утвержден проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения муниципального образования - водозаборной скважины № ххххх, расположенной в сооружении ххххх, также не благоустроена территория первого и второго пояса ЗСО вышеуказанного источника питьевого снабжения населения муниципального образования (отсыпка дорожек, ограждение территории 1 пояса охраны, планировка территории для отвода поверхностного стока за пределы 1 пояса ЗСО), а также не разработана Генеральная схема очистки населенных пунктов муниципального образования. На основании изложенного и принимая внимание, что представитель ответчика администрации МО «ххххх» исковые требования признал, суд приходит к выводу, что администрация МО «ххххх» осуществляет ненадлежащий контроль за обеспечением санитарного состояния в границах муниципального образования, что нарушает права и законные интересы населения муниципального образования, создает угрозу окружающей среде, среде обитания объектов животного и растительного мира, реальную опасность нарушения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. На основании ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод граждан, неопределенного круга лиц, если решениями, действиями ( бездействиями) органов местного самоуправления нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод. Поскольку со стороны органа местного самоуправления МО «ххххх» имеет место незаконное бездействие, на администрацию указанного муниципального образования должна быть возложена обязанность совершить конкретные действия, которые при рассмотрении дела в порядке ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании требований прокурора определяет суд. Перечень конкретных мер и способов, направленных на реализацию указанных полномочий, орган местного самоуправления поселения должен определить самостоятельно и в установленной законом процедуре. Срок для выполнения указанных выше мероприятий до ххххх года, заявленный прокурором, суд находит необходимым для скорейшего устранения нарушений прав граждан и неопределенного круга лиц и достаточным для исполнения судебного решения. При таких обстоятельствах, суд считает, что исковое заявление Архангельского межрайонного природоохранного прокурора подлежит удовлетворению. Статья 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает в случае удовлетворения требований взыскание государственной пошлины, от уплаты которой истец был освобожден, с ответчика. В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Исходя из этого, с ответчика - администрации муниципального образования «ххххх», являющейся органом местного самоуправления, государственная пошлина взысканию не подлежит. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, решил: исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «ххххх» о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «ххххх»: - разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения муниципального образования - водозаборной скважины №51, расположенной в сооружении ххххх - согласно п. 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 в срок до 01.02.2013 года; - благоустроить территории первого и второго пояса ЗСО вышеуказанных источников питьевого снабжения населения муниципального образования (отсыпка дорожек, ограждение территории 1 пояса охраны, планировка территории для отвода поверхностного стока за пределы 1 пояса ЗСО) в соответствии с пунктами 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3, 3.3.3.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 в срок до 01.02.2013 года; - разработать Генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования в соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 в срок до ххххх года. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд путем подачи жалобы через Вельский районный суд Архангельской области. Председательствующий Н.В. Сидорак Согласовано. Судья Н.В. Сидорак