Дело № 2-362/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Вельск 06 апреля 2012 года Вельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Сидорак Н.В., при секpетаpе Боковиковой Ю.В., pассмотpев в отрытом судебном заседании в городе Вельске 06 апреля 2012 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора района в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области, государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «ххххх центральная районная больница» и Министерству имущественных отношений Архангельской области о возложении обязанности по водоснабжению и водоотведению, установил: прокурор района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области, государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «ххххх центральная районная больница» о возложении обязанности по надлежащему водоснабжению и водоотведению поликлиники по адресу: ххххх в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до ххххх года. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка по публикации в газете «ххххх» от ххххх года «ххххх?» по вопросу исполнения санитарно-эпидеомилогического законодательства при организации водоснабжения и водоотведения в поликлинике ГБУЗ Архангельской области «центральная районная больница», расположенной по адресу: ххххх. В ходе проверки установлено, что поликлиника размещается в деревянном одноэтажном здании. Водопровод и канализация находится в нерабочем состоянии. Вода в амбулаторию доставляется во фляге водителем медицинской машины МБУ «ххххх». Однако данный транспорт предназначен для медицинского обслуживания больных на дому. Не определен водоисточник, из которого забирается вода. Кроме указанного установлено, что в поликлинике имеется небольшой запас воды, хранящийся в трех кастрюлях в подсобном помещении, на дне емкостей значительный осадок бурого цвета. Во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалете отсутствуют умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями, умывальник (без смесителя) установлен только в процедурной, но в нем на момент проверки вода отсутствовала. Также отсутствует горячее водоснабжение. Образующиеся сточные воды собираются в тазы и выливаются на территорию, прилегающую к поликлинике. Туалет не работает. Таким образом, медицинская деятельность в здании поликлиники ГБУЗ Архангельской области «ххххх центральная районная больница» осуществляется с нарушением СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Определением суда от 27 марта 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство имущественных отношений Архангельской области, в качестве третьего лица - администрация муниципального образования «ххххх». ххххх года в соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор Вельского района уточнил заявленные требования, просив обязать ГБУЗ Архангельской области «ххххх ЦРБ», Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области и Министерство имущественных отношений Архангельской области привести здание поликлиники по адресу: ххххх в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, в срок до ххххх года: восстановить устойчивое водоснабжение из водопроводной сети; обеспечить отводом сточных вод; во врачебных кабинетах, комнатах персонала, туалете и вспомогательных помещениях установить умывальники, с подводкой горячего и холодного водоснабжения, оборудованные смесителями. В судебном заседании старший помощник прокурора района Г., уточненные заявленные требования поддержал в полном объеме по тем же основаниям. Представитель ГБУЗ Архангельской области «ххххх ЦРБ» К. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями согласился в части необходимости установки умывальников во врачебных кабинетах, комнатах персонала, туалете и вспомогательных помещениях, с подводкой горячего и холодного водоснабжения, оборудованных смесителями. При этом пояснил, что водоснабжение амбулатории осуществлялось водопроводом от предприятия «ххххх» через водопроводную сеть ххххх. В связи с большим объемом утечки воды на протяжении водопроводной сети от бывшего здания кафе ххххх до здания амбулатории и предъявлении счетов на потребленную воду в повышенном объеме, учреждение было вынуждено отказаться от поставки воды. В настоящее время организован подвоз воды из водопроводной сети главного корпуса в пластмассовых емкостях транспортом, обслуживающим пищеблок. Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В представленном отзыве указано, что с ххххх года ГБУЗ Архангельской области «ххххх центральная районная больница» является для министерства подведомственным. Министерство осуществляет полномочия учредителя ГБУЗ АО «ЦРБ». Полномочия собственника имущества ГБУЗ Архангельской области «Вельская центральная районная больница» от имени Архангельской области в части распоряжения им осуществляет министерство имущественных отношений Архангельской области. Контроль за сохранностью, эффективностью использования и использованием по назначению имущества ГБУЗ Архангельской области «ххххх центральная районная больница» осуществляет министерство имущественных отношений Архангельской области. Подпунктом 3 пункта 3.3 Устава ГБУЗ Архангельской области «ххххх центральная районная больница» установлено, что учреждение обязано содержать в надлежащем состоянии (отвечающим всем нормам и правилам) находящееся у учреждения движимое и недвижимое имущество. В соответствии с пунктом 1.7 устава ГБУЗ Архангельской области «Вельская центральная районная больница» учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. Поликлиника является структурным подразделением - амбулаторией ГУЗ Архангельской области «ххххх центральная районная больница». В исключительных случаях, при невозможности устройства водопровода, допускается использование привозной воды в закрытых сменяемых емкостях, ежедневно подвергающихся мойке и дезинфекции. Качество воды для хозяйственно-питьевого назначения должно соответствовать требованиям санитарных правил. По информации, полученной министерством от ГБУЗ Архангельской области «ххххх центральная районная больница» учреждением проведены следующие мероприятия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации: организован подвоз воды в закрытых (пластмассовых) сменяемых емкостях, которые подвергаются мойке и дезинфекции; забор воды осуществляется из источника, вода в котором соответствует требованиям санитарных правил. Министерство имущественных отношений Архангельской области в судебное заседание своего представителя не направило, в представленном отзыве указано, что здание, расположенное по адресу: ххххх находится на праве оперативного управления ГБУЗ АО «ххххх центральная районная больница» и является собственностью Архангельской области. Обязанность по сохранности и содержанию в надлежащем виде областного имущества, переданного в оперативное управление государственным учреждениям Архангельской области, к компетенции министерства не отнесена. Исполнение части полномочий собственника не означает несение ответственности за содержание имущества. Кроме того, нормы ст. 296, 298, 300, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положения Устава учреждения указывают на обязанность учреждения обеспечивать сохранность, находящегося у него на праве оперативного управления имущества, эффективно использовать его по назначению, осуществлять его капитальный и текущий ремонт. Представитель третьего лица ООО «ххххх» З. в судебном заседании указал, что в здании поликлиники ГБУЗ Архангельской области «ххххх центральная районная больница», расположенном по адресу: ххххх, централизованное водоснабжение и водоотведение отсутствует. Между тем, техническая возможность установления водоснабжения и водоотведения к указанному зданию имеется. Против удовлетворения исковых требований прокурора не возражал. Администрация МО «ххххх» в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте рассмотрения извещена надлежащим образом. Согласно представленному отзыву представитель третьего лица администрации МО «ххххх» П. указала, что на территории, прилегающей к улице ххххх имеется центральные сети водоснабжения и водоотведения. Против удовлетворения исковых требований не возражает. Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Санитарно- эпидемиологические требования представляют собой обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно- эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами. В силу ст. 11 Закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39). Здание поликлиники, расположенное по адресу: Архангельская область, Вельский район, МО «ххххх», ххххх, находится в оперативном управлении муниципального учреждения здравоохранения «ххххх центральная районная больница», о чем Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ххххх года, выдано свидетельство ххххх. Согласно Уставу ГБУЗ Архангельской области «ххххх центральная районная больница» относится к государственным бюджетным учреждениям здравоохранения, его учредителем является Архангельская область в лице Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области (пп. 1.3, 1.4). Право государственной собственности Архангельской области на ГБУЗ Архангельской области «ххххх центральная районная больница» (ранее - МУЗ «ххххх центральная районная больница») возникло с ххххх года в связи безвозмездной передачей из собственности муниципальных образований в государственную собственность Архангельской области муниципального учреждения здравоохранения, как имущественного комплекса, что подтверждается распоряжением Правительства Архангельской области от 20 декабря 2011 года № 847-рп «О безвозмездной передаче муниципальных учреждений здравоохранения как имущественных комплексов в государственную собственность Архангельской области». В соответствии с п. 1.5 Устава учреждение является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, самостоятельным балансом, лицевыми счетами в органах Федерального казначейства. В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведена проверка по вопросу исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства при организации водоснабжения и водоотведения в поликлинике ГБУЗ Архангельской области «ххххх центральная районная больница», расположенной по адресу: ххххх. Как следует из технического паспорта, составленного филиалом ГУ «Бюро технической инвентаризации» по состоянию на ххххх года, здание поликлиники, расположено в деревянном здании, общей площадью ххххх кв.м., благоустройство здания - имеет центральный водопровод, центральную канализацию и внутреннее электроосвещение. В соответствии с лицензией № ххххх от ххххх года в указанном здании оказывается доврачебная помощь по специальностям: сестринское дело. Амбулаторно-поликлиническая помощь, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому по специальностям: общая врачебная практика (семейная медицина), педиатрия. Прочие работы и услуги по специальностям: экспертиза временной нетрудоспособности. Таким образом, в указанном здании осуществляется медицинская деятельность. В силу п. 5.1 СанПиН 2.1.3.2630-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 года № 58 (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10) все вновь строящиеся, реконструируемые и действующие лечебные учреждения должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, централизованным горячим водоснабжением. Качество воды для хозяйственно-питьевого назначения должно соответствовать требованиям санитарных правил. При наличии собственного источника водоснабжения водопотребление лечебным учреждением возможно при наличии санитарно-эпидемиологического заключения на данный источник. В соответствии с п. 5.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 очистка и обеззараживание сточных вод от ЛПО должна осуществляться на общегородских или других канализационных очистных сооружениях, гарантирующих эффективную очистку и обеззараживание сточных вод. При отсутствии общегородских или других очистных сооружений сточные воды ЛПО должны подвергаться полной биологической очистке и обеззараживанию на локальных сооружениях. Согласно подпункту 5.5 СанПиН 2.1.3.2630-10 во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалетах, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями. Пунктом 5.1 раздела VI «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и эксплуатации фельдшерско-акушерских пунктов, амбулаторий» предусмотрено, что здания ФАПов, амбулаторий должны быть оборудованы системой централизованного водоснабжения или водопроводом от местных источников. При наличии собственного источника водоснабжения водопотребление на ФАПах, амбулаториях возможно при наличии санитарно-эпидемиологического заключения на данный источник. В исключительных случаях, при невозможности устройства водопровода, допускается использование привозной воды в закрытых сменяемых емкостях, ежедневно, подвергающихся мойке и дезинфекции. Качество воды для хозяйственно-питьевого назначения должно соответствовать требованиям санитарных правил. Пунктом 5. 2 указанного раздела установлено, что медицинские кабинеты ФАПов, амбулаторий оборудуются горячим водоснабжением от централизованного или местного источника (допускается использование электронагревательных устройств проточного или накопительного действия). На случай отключения централизованного горячего водоснабжения для процедурных, перевязочных и других функциональных помещений, требующих соблюдения особого противоэпидемического режима, предусматривается резервный источник горячего водоснабжения. В соответствии с п.п. 5.3, 5.4 раздела в процедурных, перевязочных кабинетах должны быть установлены умывальники для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями, дозаторами с жидким мылом и растворами антисептиков. Для удаления сточных вод предусматривается система канализации (допускается использование выгребных септиков). В ходе проверки установлено, что медицинская деятельность в поликлинике ГБУЗ Архангельской области «ххххх центральная районная больница» осуществляется с нарушением СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», а именно раздела 1 «Общие требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», подраздела 5 «Требования к водоснабжению и канализации», раздела VI «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и эксплуатации фельдшерско-акушерских пунктов, амбулаторий», подраздела 5 «Требования к водоснабжению и канализации». Так, поликлиника размещается в деревянном одноэтажном здании. Водопровод и канализация находятся в нерабочем состоянии. Вода в амбулаторию доставляется во фляге водителем медицинской машины МБУ «ххххх». Однако данный транспорт предназначен для медицинского обслуживания больных на дому, то есть, не может быть использован для доставки воды. Кроме того, не определен водоисточник, из которого забирается вода. На момент проверки фляга, в которой доставляется вода пустая. Дно фляги деформированное, отсутствуют ручки. Кроме этого проверкой выявлено, что в поликлинике имеется небольшой запас воды, хранящийся в трех кастрюлях в подсобном помещении, на дне емкостей значительный осадок бурого цвета. Во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалете отсутствуют умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями, умывальник (без смесителя) установлен только в процедурной, но в нем на момент проверки вода отсутствовала. Также отсутствует горячее водоснабжение. Образующиеся сточные воды собираются в тазы и выливаются на территорию, прилегающую к поликлинике. Туалет не работает. По данному факту постановлением начальника ТО Управления Роспотребнадзора, главным государственным врачом по Вельскому, Виноградовскому, Коношскому, Устьянскому и Шенкурскому районам от ххххх года № ххххх должностное лицо – главный врач ГБУЗ Архангельской области «ххххх центральная районная больница» был признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий и ему назначено наказание в виде административного штрафа. Постановлением начальника ТО Управления Роспотребнадзора, главным государственным врачом по Вельскому, Виноградовскому, Коношскому, Устьянскому и Шенкурскому районам от ххххх года юридическое лицо - ГБУЗ Архангельской области «ххххх центральная районная больница» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий и ему назначено наказание в виде административного штрафа. По сообщению ООО «ххххх» от ххххх года ООО «ххххх» отпускает питьевую воду по договору ххххх обществу, зона ответственности ООО «ххххх» - задвижка в производственном цехе предприятия. На данный момент подача воды ххххх обществу приостановлена из-за неисправности водопроводных сетей потребителя. Относительно подачи воды к зданию по адресу: ххххх, информацией не располагают. Из сообщения ххххх общества от ххххх года следует, что ххххх общество выступало в качестве посредника в предоставлении водоснабжения поликлиники, расположенной по адресу: ххххх. ххххх года в адрес ххххх общества поступило ходатайство от МУЗ «ххххх ЦРБ» на отключение подачи воды. Так, в ходатайстве МУЗ «ххххх ЦРБ» от ххххх года содержится просьба об отключении подачи холодного водоснабжения в здание поликлиники на неопределенный срок. Возобновление подачи водоснабжения по предварительно согласованной заявке. ххххх года ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в Вельском, Виноградовском, Коношском, Устьянском и Шенкурском районах, проведен осмотр здания амбулатории пос. ххххх ГБУЗ «ххххх центральная районная больница», по адресу: ххххх. В соответствии со справкой по результатам осмотра ГБУЗ Архангельской области «ххххх центральная районная больница» установлено, что здание амбулатории первоначально было оборудовано системой централизованного водоснабжения от артезианской скважины, однако, с ххххх месяца ххххх года в связи с замерзанием водопроводных труб, централизованное холодное водоснабжение не функционирует в нарушение п. 5.1 СанПиН 2.1.3.2630-10. В настоящее время вода доставляется в амбулаторию ежедневно в шести десятилитровых пластмассовых канистрах на медицинской машине МБУ «ххххх». Таким образом, амбулатория ежедневно имеет в своем распоряжении 60 литров воды. Вода набирается в канистры на пищеблоке ГБУЗ Архангельской области «ххххх ЦРБ». В силу конструктивных особенностей, канистры не могут быть подвергнуты ежедневной мойке дезинфекции, что является нарушением п. 5.1 СанПиН 2.1.3.2630-10. В медицинских кабинетах, комнате персонала установлены умывальники, в которые наливается холодная вода; в туалете умывальник отсутствует, что является нарушением п.п.5.3,5.5 СанПиН 2.1.3.2630-10. Медицинские кабинеты амбулатории не оборудованы горячим водоснабжением от централизованного или местного источника, использование электронагревательных устройств проточного или накопительного действия не представляется возможным в нарушение п.п.5.1, 5.2 СанПиН 2.1.3.2630-10. Для подогрева воды имеется два бытовых чайника, которые греются на бытовой электрической плитке. Водоотведение от умывальников осуществляется в раковины, затем по трубам сточные воды поступают в септик. В санитарной комнате установлен один унитаз, вода в сливном бачке отсутствует. Таким образом, что медицинская деятельность в амбулатории ГБУЗ «ххххх центральная районная больница» по адресу: ххххх, осуществляется с нарушением п.п. 5.1, 5.2, 5.5 раздела 2 «Общие требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», п.п. 5.1 – 5.4 раздела VI «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и эксплуатации фельдшерско-акушерских пунктов, амбулаторий» СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». В судебном заседании Б. – ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в Вельском, Виноградовском, Коношском, Устьянском и Шенкурском районах, подтвердила, что в здании поликлиники выявлены указанные выше нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. В настоящее время нарушения СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно -эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» не устранены. Данные обстоятельства представителем ответчика ГБУЗ «ххххх центральная районная больница» не оспариваются, доказательств, свидетельствующих о невозможности приведения здания поликлиники в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.2630-10, суду не представлено. Таким образом, суд считает, что факт ненадлежащего исполнения ГБУЗ Архангельской области «ххххх центральная районная больница» требований санитарно-эпидемиологического законодательства в здании поликлиники, расположенной по адресу: ххххх, нашел подтверждение в судебном заседании. В силу п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Абзацем 5 п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Согласно статье 33 Федерального закона Российской Федерации от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» положения абзаца шестого пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года. В соответствии с пунктом 1.5 Устава государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «ххххх центральная районная больница» учреждение является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, самостоятельным балансом, лицевыми счетами в органах Федерального казначейства, круглой печатью со своим полным наименованием. Согласно пункту 1.7 Устава, учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. Пунктом 1.8 Устава предусмотрено, что финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета Архангельской области, а также за чет средств, полученных в результате приносящей доходы деятельности. В силу пункта 5.1 Устава имущество учреждения находится у него на праве оперативного управления. Учреждение владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных федеральными законами, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества. Согласно пункту 5.5 Устава имущество учреждения является государственной собственностью Архангельской области. Полномочия собственника имущества учреждения от имени Архангельской области в части распоряжения им осуществляет министерство имущественных отношений Архангельской области в установленном порядке. В соответствии с пунктом 5.7 Устава источниками формирования имущества учреждения, в том числе финансовых средств, является, в том числе имущество, закрепляемое за учреждением на праве оперативного управления. Таким образом, имущество закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, обязано использоваться самим учреждением в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и назначением этого имущества. Согласно пункту 5.5 Устава министерство имущественных отношений Архангельской области осуществляет контроль за сохранностью, эффективностью использования и использованием по назначению имущества учреждения. В соответствии с областным законом от 29 октября 2008 года № 585-30-ОЗ «Об управлении и распоряжении государственным имуществом Архангельской области» и Постановлением Правительства Архангельской области от 05 апреля 2011 года № 99-nn «Об утверждении положения о министерстве имущественных отношений Архангельской области» на министерство имущественных отношений Архангельской области не возложена обязанность по сохранности и содержанию в надлежащем виде областного имущества, переданного в оперативное управление государственным учреждениям Архангельской области. Согласно пункту 3.3 Устава государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «ххххх центральная районная больница» учреждение обязано использовать имущество эффективно и строго по целевому назначению, обеспечивать сохранность имущества учреждения, содержать в надлежащем состоянии (отвечающим всем нормам и правилам) находящееся у учреждения движимое и недвижимое имущество, в установленном порядке своевременно проводить капитальный и текущий ремонт этого имущества, не допускать ухудшения технического состояния имущества учреждения (за исключением ухудшений, связанных с нормативным износом имущества в процессе эксплуатации). В силу пункту 1.8 Устава финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета Архангельской области, а также за счет средств, полученных в результате приносящей доходы деятельности. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «ххххх центральная районная больница» имеет право распоряжаться бюджетными средствами. Таким образом, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «ххххх центральная районная больница», а в иске к министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области и министерству имущественных отношений Архангельской области следует отказать. Наличие нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в помещении поликлиники государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «ххххх центральная районная больница» по адресу: ххххх установлено имеющимися в деле доказательствами и нашло подтверждение при рассмотрении дела. Довод представителя ГБУЗ Архангельской области «ххххх центральная районная больница» об отсутствии денежных средств на устранение выявленных нарушений, является несостоятельным и не может быть принят во внимание, поскольку отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей. Ссылка ответчика ГБУЗ Архангельской области «ххххх центральная районная больница» о выполнении требований прокурора только при условии восстановления участка водопровода собственником сети до балансовой разграниченности сетей до ввода в здание амбулатории, необоснованна, так как организации, осуществляющие медицинскую деятельность, в любом случае обязаны соблюдать требования санитарно-эпидемиологического законодательства. Выявленные и неустраненные до настоящего времени нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей. В соответствии со ст. ст. 88, 94 и 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ГБУЗ Архангельской области «ххххх центральная районная больница» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета МО «ххххх» в размере 200 рублей. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решил: заявление прокурора района в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «ххххх центральная районная больница» о возложении обязанности по водоснабжению и водоотведению удовлетворить. Обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «ххххх центральная районная больница» привести здание поликлиники государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «ххххх центральная районная больница», расположенное по адресу: ххххх, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: - восстановить устойчивое водоснабжение из водопроводной сети; - обеспечить отводом сточных вод; - во врачебных кабинетах, комнатах персонала, туалете и вспомогательных помещениях установить умывальники, с подводкой горячего и холодного водоснабжения, оборудованные смесителями, в срок до ххххх года. В удовлетворении исковых требований прокурору района к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области, Министерству имущественных отношений Архангельской области о возложении обязанности по водоснабжению и водоотведению отказать. Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «ххххх центральная районная больница» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Вельский муниципальный район» в размере 200 рублей 00 копеек. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд. Председательствующий Н.В. Сидорак Согласовано. Судья Н.В. Сидорак