О возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства



Дело № 2-358/2012 12 апреля 2012 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вельский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего Пестерева С.А.,

при секретаре Белых С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске 12 апреля 2012 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вельского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «**» о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства,

установил:

прокурор Вельского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «**» о возложении обязанности до 01 сентября 2012 года устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно: разработать и согласовать в установленном законом порядке паспорта на опасные отходы, нормативы и лимиты на их размещение, разработать генеральную схему очистки населенных пунктов МО «**», организовать проведение инвентаризации отходов.

Обосновывает требования тем, что прокуратурой Вельского района проведена проверка исполнения администрацией МО «**» природоохранного законодательства при размещении отходов потребления. В ходе проверки установлено, что в нарушение действующего законодательства в МО «**» отсутствует генеральная схема очистки населенных пунктов, не разработаны паспорта на отходы, образующиеся в администрации МО «**», нормативы и лимиты на их размещение. Таким образом, отсутствие в администрации МО «**» генеральной схемы очистки населенных пунктов, инвентаризации отходов, паспортов на опасные отходы, проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в указанном муниципальном образовании. А поэтому просит возложить на администрацию МО «**» обязанность в срок до 01 сентября 2012 года устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно: разработать генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования «**», организовать проведение инвентаризации отходов, разработать проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение и согласовать их с уполномоченными органами в установленном законом порядке, составить паспорта на отходы I-IV классов опасности.

В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Рогожникова Я.Н., настояла на удовлетворении иска по тем же основаниям, пояснив, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в соответствии с нормами Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998г. «Об отходах производства и потребления», Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления» относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений. Кроме того, на территории МО «**» при проверке выявлен факт размещения ответчиком отработанных масел, люминесцентных ламп, картона, осуществляется эксплуатация автомобиля, следовательно, имеется и такой вид отходов как автомобильные шины, относящиеся к III-IV классу опасности.

Представитель администрации МО «**» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Согласно представленному заявлению просят рассмотреть дело без участия их представителя.

Представитель третьего лица - ОАО «**» Купцова М.А. и представитель ТО Управление Роспотребнадзора по Архангельской области в Вельском, Виноградовском, Устьянском и Шенкурском районах Черняев В.Н. в судебном заседании поддержали иск прокурора, считая, что требования являются законными и обоснованными.

Суд рассматривает дело в порядке ст.167 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Выслушав помощника прокурора Вельского района Рогожникову Я.Н., представителей третьего лица – Купцову М.А. и Черняева В.Н., исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду.

На основании ч. 1,2 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьёй 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению.

В соответствии с п. 1.1. «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарными правилами содержания территорий населенных мест», утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88 (далее по тексту - Правила) организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна соответствовать требованиям «Санитарных правил содержания территорий населенных мест».

Пунктом 1.2. Правил предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведения прокуратурой Вельского района плановой проверки исполнения администрацией МО «**» природоохранного законодательства при размещении отходов потребления, были выявлены нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности администрации МО «**», а именно:

в МО «**» не разработана генеральная схема очистки населенных пунктов на территории названного муниципального образования.

Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

Очистка территорий населенных пунктов — одно из важнейших мероприятий, направленных на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды. Генеральная схема очистки территории — проект, направленный на решение комплекса работ по организации, сбору, удалению, обезвреживанию бытовых отходов и уборке городских территорий. Генеральная схема определяет очередность осуществления мероприятий, объемы работ по всем видам очистки и уборки, системы и методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки отходов, необходимое количество уборочных машин, механизмов, оборудования и инвентаря, целесообразность проектирования, строительства, реконструкции или расширения объектов системы санитарной очистки, их основные параметры и размещение, ориентировочные капиталовложения на строительство и приобретение технических средств.

Кроме того было установлено отсутствие инвентаризации отходов, образующихся при осуществлении деятельности ответчика, паспортов на опасные отходы, проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

К данному выводу, суд пришел на основании следующего.

Так, в силу пп. 18 п. 1 ст. 14, пп. 14 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что организация по сбору и вывозке отходов входит в круг полномочий МО «**».

В ходе судебного заседания установлен факт отсутствия разработанной генеральной схемы очистки населенных пунктов МО «**», то есть фактически не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, что противоречит требованиям Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления».

Обращаясь в суд с требованием об обязании администрацию разработать генеральную схему очистки территории муниципального образования, прокурор Вельского района исходил из того, что именно генеральная схема очистки территорий призвана обеспечить наиболее рациональный способ организации системы сбора, хранения, регулярного вывоза отходов и уборки территорий.

С данным выводом суд соглашается и считает требования в этой части подлежащими удовлетворению. Факт отсутствия генеральной схемы не оспаривался ответчиком, то суд считает его установленным.

Также прокурор сослался на факт размещения на территории МО «**» отработанных масел, люминесцентных ламп, картона, эксплуатацию автомобиля, то имеется и такой вид отходов как автомобильные шины, относящиеся к III-IV классу опасности, что не оспорено в судебном заседании ответчиком, подтверждается представленными доказательствами и пояснениями представителей третьих лиц.

В силу пунктов 2 и 3 статьи 14 Закона об отходах производства и потребления - хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение этих отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности составляется паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

В связи с тем, что в процессе деятельности администрации МО «**» образуются отходы I - IV класса опасности в отношении которых инвентаризация не проведена, паспорта с указанием их состава и свойств, оценки их опасности не оформлены, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение не разработаны, договор на их хранение и утилизацию со специализированной организацией не заключен, то в действиях (бездействия) администрации МО «**» имеются нарушения ст. 14 и ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Доказательств обратному, в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, в судебное заседание не предоставлено.

Помимо этого, суд разъясняет, что действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями.

Согласно статьям 12,132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, какие – либо доводы о недостаточности финансирования не могут являться обоснованными.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Администрация МО «**» является органом местного самоуправления, следовательно, в силу закона по данному делу она освобождена от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил :

иск прокурора Вельского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «**» в срок до 01 сентября 2012 года устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно:

разработать генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования «**»;

организовать проведение инвентаризации отходов от деятельности администрации муниципального образования «**»;

разработать проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение и согласовать их с уполномоченными органами в установленном законом порядке;

составить паспорта на отходы I-IV классов опасности.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда, путем подачи апелляционной жалобы, через Вельский районный суд.

Председательствующий С.А. Пестерев