О предоставлении жилого помещения



Дело № 2-174/2012 29 февраля 2012 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Вельский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего Пестерева С.А.,

при секретаре Белых С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 февраля 2012 года в городе Вельске гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Вельского района в защиту прав лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей Григорьева О.С. к администрации муниципального образования «**» о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

исполняющий обязанности прокурора Вельского района Е.Н. Ермошко в защиту прав и законных интересов Григорьева О.С. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «**» о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма в срок до 01 декабря 2012 года, в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной на территории МО «**», отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте муниципального образования «**» Вельского района Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Обосновывает требования тем, что Григорьев О.С. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его родители лишены родительских прав. С 2002 года по 2003 год истец находился в ГОУ «***», а затем ему была назначена опекуном его бабушка **. Закрепленное за ним жилое помещение, расположенное по адресу: **** где он был зарегистрирован по месту жительства матери, которая злоупотребляла спиртными напитками, признано непригодным для проживания в связи с чем, постановлением МО «Вельский муниципальный район» за ним было закреплено право на внеочередное получение жилого помещения на территории МО «**». До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Григорьеву О.С. не предоставлено и в собственности жилья он не имеет. Полагает, что у истца возникло право

требовать предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории МО «**», соответствующего санитарным и техническим нормам.

В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Голяев С.С. настоял на удовлетворении иска по тем же основаниям, уточнив требования в части общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая должна составлять не менее 12 кв.м., что основано на решении МО «**» №*от *. «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории поселения «*».

Григорьев О.С. в судебном заседании также настоял на удовлетворении иска по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив, что за ним как сиротой ранее было закреплено право на проживание в жилом помещении в пос.*, которое признано не пригодным для проживания, в связи, с чем за ним закреплено право на внеочередное получение жилого помещения на территории МО «*», где он проживает. До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма не предоставлено, то вынужден проживать у знакомых в пос.*.

Представитель ответчика администрации МО «*» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Согласно представленному отзыву иск не признают, так как он не основан на законе и ходатайствуют рассмотреть дело без участия их представителя (л.д.38-40).

Представитель 3-го лица администрации МО «Вельский муниципальный район» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д.25).

Представитель Министерства образования науки и культуры Архангельской области на судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что также подтверждено почтовым уведомлением (л.д.23).

Представитель министерства финансов Архангельской области на судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д.98,99). Согласно письменному отзыву ссылаются на то, что предоставление жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам не относится к компетенции органов государственной власти Архангельской области и просят рассмотреть дело без их участия (л.д.31-32).

Суд рассматривает данное гражданское дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав помощника прокурора Голяева С.С., Григорьева О.С., заслушав заключение представителя отдела опеки и попечительства

администрации МО «Вельский муниципальный район» Юнусовой Т.Ю., полагавшей, что исковые требования законны и обоснованны, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст.ст.18,40 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации к основным началам жилищного законодательства относится реализация гражданами права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В условиях рыночной экономики граждане обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.

Вместе с тем статья 40 (части 2 и 3) Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу п. 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решений органа местного самоуправления жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 22 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил

Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

В силу ст. 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Органы местного самоуправления Областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.

В судебном заседании установлено, что Григорьев О.С. родился ***года в пос. **, Вельского района Архангельской области.

Решением Вельского районного суда Архангельской области от ** года, мать истицы – Григорьева О.А. и отец – Григорьев С.А. были лишена родительских прав в отношении сына – Григорьева Олега (л.д.10).

Таким образом, Григорьев О.С. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.9).

Постановлением главы МО «Вельский район» №* от * года Григорьев О.С. устроен в интернатное учреждение и за ним закреплено право на проживание в ***района (л.д.15). В этом же жилом помещении Григорьев О.С. зарегистрирован с ** года по настоящее время (л.д.13). Указанный дом под номером * на балансе МО «**» не состоит и договор социального найма администрацией МО «**» с Григорьевым О.С. не заключался, что следует из справок Главы названного муниципального образования (л.д.14-15 обр. сторона).

Постановлением и.о. главы МО «Вельский муниципальный район» №* от ** года **. назначена опекуном над несовершеннолетним Григорьевым О.С. (л.д.9).

Григорьев О.С. в период с 2002 по 2003 год находился в государственном образовательном учреждении «**».

Постановлением Главы МО «Вельский муниципальный район» №**от ** года за Григорьевым О.С. закреплено право на внеочередное получение жилого помещения, поскольку ранее закрепленное жилое помещение по ** не пригодно для проживания. Данное постановление не оспорено, не отменено и действует по настоящее время.

Согласно Акту осмотра жилого фонда находящегося на территории МО «**» от ** года, составленному уполномоченной на то комиссией, следует, что ** не пригодна для проживания (л.д.47).

Согласно Решению общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО «**» от ** года Григорьев О.С. поставлен на учет на внеочередное получение жилого помещения (л.д.41).

Другого жилого помещения по договору социального найма либо в собственности на территории МО «**» и Вельского района истец не имеет.

Решением Совета депутатов муниципального образования «**» №* от *. «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории поселения «*» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м. общей площади и норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма в размере 12 кв.м. общей площади на одного человека(л.д.48).

По заключению начальника отдела опеки и попечительства администрации МО «Вельский муниципальный район» исковые требования прокурора в интересах Григорьева О.С. подлежат удовлетворению (л.д.28).

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку, суд приходит к выводу, что исковые требования исполняющего обязанности прокурора Вельского района в интересах Григорьева О.С. подлежат удовлетворению, поскольку основаны на законе.

К данному выводу суд пришёл по следующим основаниям.

Так постановлением главы МО «Вельский муниципальный район» № ** за Григорьевым О.С. закреплено право на внеочередное получение жилого помещения. Закрепленное ранее за истцом жилое помещение в пос.**, Вельского района непригодно для проживания. На учете граждан нуждающихся во внеочередном получении жилья истец состоит с ** года, первоначально в МО «**».

Согласно статьям 45, 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа государственными полномочиями Архангельской области» государственными полномочиями, в том числе государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, наделяются органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области, городских и сельских поселений и городских округов Ненецкого автономного округа.

В соответствии с конституционными принципами правового государства, в силу которых права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства (статья 2; статья 45, часть 1, Конституции Российской Федерации), органы государственной власти обязаны осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы соблюдались права и свободы человека и гражданина, а в случаях их нарушения - обеспечивалось максимально быстрое и полное их восстановление.

Поскольку закрепленное за истцом прежнее жилое помещение после лишения по решению суда его родителей родительских прав не сохранено для установленного назначения, тем самым обязательство, предусмотренное ст. 55 ЖК РФ, обеспечить его жилым помещением по договору социального найма по окончании срока учебы в учебном заведении, а также по достижении совершеннолетия, должно быть возложено на МО «**», за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Таким образом, согласно действующему законодательству, право на внеочередное получение жилого помещения у истца возникло.

Григорьев О.С. обладая статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей и имея право на внеочередное предоставление жилого помещения, приобрел право для предоставления ему жилого помещения вне очереди, поскольку обратное будет свидетельствовать о нарушении конституционного принципа равенства всех перед законом и права на жилище (ст.18, 40 Конституции РФ).

На момент судебного разбирательства жилищные права Григорьева О.С., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не восстановлены, то есть жилое помещение по договору социального найма по месту постановки на учет на получение жилья на территории МО «**», компенсации за него, не предоставлено.

Доказательств обратному, в соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в судебное заседание представлено не было.

Представленные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка и в соответствии с положениями ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд относит их к числу допустимых доказательств по данному гражданскому делу.

За Григорьевым О.С. закреплено право на внеочередное получение жилого помещения и он поставлен на внеочередной учет на территории МО «**», то и правоотношения по найму жилого помещения у Григорьева О.С. возникли с МО «**».

Отсутствие финансирования не может являться основанием к отказу в иске, поскольку будет противоречить нормам права.

Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна быть реализована только после предоставления жилого помещения.

Григорьев О.С. до настоящего времени не обеспечен жилой площадью по договору социального найма и ему не предоставлено жилое помещение, то в данном случае он не лишен возможности воспользоваться гарантированным и нереализованным правом на внеочередное предоставление жилья, которое не было ем получено, что не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

В связи с тем, что Григорьев О.С. имеет закрепленное право на внеочередное предоставление жилого помещения и в силу названных выше норм права МО «**» обязано исполнить обязательство по предоставлению истцу жилого помещения. Предоставление субвенций по выполнению государственных гарантий по предоставлению жилья данной категории лиц, является механизмом по исполнению названного законодательства, то суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в отношении надлежащего ответчика МО «**» на которого и надлежит возложить указанную обязанность.

В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Учетная норма площади жилого помещения и норма общей площади предоставляемого жилого помещения на территории МО «**» по договору социального найма на одного человека составляет 12 кв.м.

Суд, руководствуясь принципом восстановления права истца, считает возможным обязать администрацию МО «**» предоставить вне очереди жилое помещение Григорьеву * по договору социального найма общей площадью не менее 12 кв.м., применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте МО «*», с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по этому муниципальному образованию, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Согласно положениям ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и возникшему праву у истца на внеочередное получение жилого помещения, суд считает, что жилое помещение по договору социального найма Григорьеву О.С. должно быть предоставлено по вступлению решения суда в законную силу.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Администрация муниципального образования «*» является органом местного самоуправления и выступает по данному делу в качестве ответчика, следовательно, в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

иск исполняющего обязанности прокурора Вельского района в интересах Григорьева О.С. – удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «*» предоставить Григорьеву О.С. по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 12 квадратных метров, расположенное в черте муниципального образования «*», отвечающее санитарно – техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по муниципальному образованию «*», за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Архангельском областном суде через Вельский районный суд.

Председательствующий С.А. Пестерев