Дело №2-70/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Вельск 31 января 2012 года Вельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Сидорак Н.В., с участием старшего помощника прокурора Вельского района Рогожниковой Я.Н., при секретаре Брагиной С.А., рассмотрев в отрытом судебном заседании в городе Вельске 31 января 2012 года гражданское дело по заявлению прокурора Вельского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «ххххх» по непринятию мер по организации сбора и вывоза отходов и мусора, установил: прокурор района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» (далее - администрация МО «Вельский муниципальный район») по непринятию мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов лесопиления. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Вельского района проведена проверка исполнения земельного и природоохранного законодательства при размещении и складировании отходов переработки древесины, в ходе которой установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: ххххх, осуществляется несанкционированное размещение отходов лесопиления (горбыль, опилок), вдоль линии электропередач. Государственная собственность на земельный участок не разграничена, категория земель не установлена, право на земельные участки третьим лицам не передавалось. С учетом того, что собственник отходов, размещенных на спорном земельном участке, не установлен, обязанность по ликвидации захламления лежит на собственнике данного земельного участка, то есть на администрации МО «Вельский муниципальный район». Несанкционированное размещение отходов лесопиления создает угрозу их возгорания и распространения лесных пожаров, поскольку указанные отходы расположены в непосредственной близости от лесного массива. Прокурор района просил признать незаконным бездействие администрации МО «Вельский муниципальный район», выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов лесопиления на земельном участке, расположенном по адресу: ххххх и обязать администрацию ликвидировать свалку в течение ххххх дней с момента вступления решения в законную силу. 25 января 2012 года на основании статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор Вельского района изменил заявленные требования, просив признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Муравьевское» (далее -администрация МО «Муравьевское») Вельского района Архангельской области по организации сбора и вывоза отходов и мусора, расположенных на земельном участке, расположенном по адресу: ххххх, и возложить на администрацию МО «Муравьевское» обязанность по организации сбора и вывоза отходов и мусора, расположенных на земельном участке, расположенном по адресу: ххххх, вдоль линии электропередач в срок до ххххх года. В судебном заседании старший помощник прокурора Вельского района Р. измененные требования поддержала в полном объеме, указав, что к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возложена на органы местного самоуправления поселений, то есть на администрацию МО «Муравьевское». Представитель администрации МО «Вельский муниципальный район» Р. в судебном заседании пояснила, что организация сбора и вывоза отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, не возражает против удовлетворения заявленных требований. Представитель администрации МО «Муравьевское» Ю. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных прокурором Вельского района требований, при этом пояснила, что к компетенции МО «Муравьевское» относится организация сбора и вывоза бытовых отходов, поскольку данная несанкционированная свалка расположена в границах МО «Муравьевское». Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду. На основании статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под санитарно-эпидемиологическом благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Нормами ст.ст. 4, 22 указанного Закона установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. В судебном заседании установлено, что прокуратурой района Архангельской области проведена проверка исполнения земельного законодательства при размещении и складировании отходов переработки древесины. В ходе проверки выявлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: ххххх, осуществляется несанкционированное размещение отходов лесопиления (горбыль, опилок), вдоль линии электропередач. Из сообщения директора электрических сетей от ххххх года следует, что Вельские электрические сети просят передать в связи с отсутствием надобности сельским администрациям земли подсобного хозяйства общей площадью ххххх га прочих земель, в том числе ххххх сельской администрации ххххх га и ххххх сельской администрации ххххх га. Постановлением администрации Вельского района № ххххх от ххххх года переданы в связи с минованием надобности земли подсобного хозяйства х электрических сетей общей площадью ххххх га прочих земель, из них земли запаса ххххх сельской администрации - ххххх га и ххххх сельской администрации - ххххх га. В подтверждение факта наличия несанкционированной свалки заявителем представлены фотоснимки. Согласно сообщению Комитета по управлению муниципальным имуществом и работе с муниципальными предприятиями администрации МО «Вельский муниципальный район» от ххххх года земельные участки, расположенные в кадастровых кварталах ххххх, используемые под размещение отходов лесопиления (горбыль, опилок) вдоль линии электропередач, находятся в границах муниципального образования «Муравьевское», государственная собственность на участки не разграничена, категория земель не установлена, право на земельные участки третьим лицам не передавалось. В силу ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. На основании пункта 2 части 3 статьи 6 Закона Архангельской области от 23 июня 2005 года № 66-4-03 «Об охране окружающей среды на территории Архангельской области» на территории Архангельской области запрещается размещение несанкционированных свалок отходов производства и потребления. В силу статьи 14 п. 1 пп. 18 Федерального закона № 131 -ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичные положения закреплены в пп. 18 п. 1 статьи 7 Устава муниципального образования «Муравьевское», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования «Муравьевское» от 15 ноября 2005 года№ 14. В соответствии с положениями п. 1 ст. 27 Устава муниципального образования «Муравьевское», администрация Муравьевского сельского поселения является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Муравьевского сельского поселения. В пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения Муравьевского сельского поселения. Таким образом, обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возложена на органы местного самоуправления поселений. Поскольку, администрация МО «Муравьевское» является исполнительно-распорядительным органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования, поэтому на администрацию МО «Муравьевское» возложена обязанность по организации сбора и вывоза отходов и мусора. Земельный участок, расположенный по адресу: ххххх, входит в границы муниципального образования «Муравьевское», данные обстоятельства сторонами не оспариваются. Факт размещения на указанном земельном участке, несанкционированной свалки подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, в том числе представленными фотоснимками и не оспаривается участниками судебного заседания. Администрацией МО «Муравьевское» не представлено доказательств, свидетельствующих, что несанкционированная свалка находится вне границ муниципального образования «Муравьевское». В настоящее время несанкционированная свалка не ликвидирована. В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. Суд, проверив, доказательства, представленные сторонами, приходит к выводу, что администрация МО «Муравьевское» не исполняет обязанности по организации сбора и вывоза отходов и мусора, возложенные на нее законом, тем самым допускает бездействие. Данное бездействие нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин неисполнения данной обязанности, суду не представлено, законные основания к неисполнению обязанности отсутствуют. Таким образом, требования прокурора района о признании незаконным бездействия администрации МО «Муравьевское» по непринятию мер по организации сбора и вывоза отходов и мусора, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, с заинтересованного лица - администрации МО «Муравьевское», являющейся органом местного самоуправления, государственная пошлина взысканию не подлежит. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решил: заявление прокурора Вельского района о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Муравьевское» по непринятию мер по организации сбора и вывоза отходов и мусора удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Муравьевское» по непринятию мер по организации сбора и вывоза отходов и мусора, расположенных на земельном участке по адресу: ххххх. Обязать администрацию муниципального образования «Муравьевское» организовать сбор и вывоз отходов и мусора, расположенных на земельном участке по адресу: ххххх в срок до ххххх года. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд. Председательствующий Н.В. Сидорак