Дело № 2-491/2012 21 мая 2012 года Р Е Ш Е H И Е Именем Российской Федерации Вельский районный суд Архангельской области В составе председательствующего Латфуллина И.Г., при секретаре Роговой М.С., с участием прокурора Рогожниковой Я.Н. и представителя органа опеки и попечительства Юнусовой Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Вельского района в защиту прав и охраняемых законом интересов Дятлова А. А. к администрации муниципального образования «*» о возложении обязанности предоставить жилое помещение, у с т а н о в и л : Прокурор Вельского района обратился в суд с иском в защиту прав и охраняемых законом интересов Дятлова А.А. к администрации муниципального образования «*» о возложении обязанности по предоставлению вне очереди по договору социального найма жилого помещения, соответствующего санитарным и техническим нормам в границах муниципального образования «*», за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В обоснование заявленного требования указал, что Дятлов А.А. является лицом, из числа детей оставшихся без попечения родителей и поэтому обладает гарантированным правом на внеочередное предоставление жилья. В настоящее время он не имеет жилого помещения, признан нуждающимся в жилом помещении, состоит в очереди, но жилье не предоставлено. В судебном заседании помощник прокурора Рогожникова Я.Н. поддержала иск по тем же основаниям. Истец Дятлов А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, иск поддержал. Представитель ответчика администрации МО «*», в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Представитель 3 лица и органа опеки и попечительства – Отдела опеки и попечительства администрации МО «Вельский муниципальный район» Юнусова Т.Ю. поддержала право истца, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, на получение жилья. Представители третьих лиц – администрации МО «Вельский муниципальный район», Министерства образования, науки и культуры Архангельской области, Министерства финансов Архангельской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Суд рассматривает дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям: Согласно ст. ст. 18, 40 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации к основным началам жилищного законодательства относится реализация гражданами права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В условиях рыночной экономики граждане обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы. Вместе с тем статья 40 Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, положения Федерального закона № 159 распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. В судебном заседании установлено, что истец Дятлов А. А. родился * года в г.*. Мать истца Дятлова Е. Г. умерла 02 июня * года, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.16). Отец истца Дятлов А. Г. умер * года, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.17). Таким образом, истец Дятлов А.А. имел статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей. 17 января * года постановлением исполняющим обязанности главы МО «Вельский муниципальный район» №* за Дятловым А.А. сохранено право на жилое помещение по адресу: Архангельская область, Вельский район, пос. *, ул.*, д.8 (л.д.18). Согласно копии диплома №*, выданного 28.06.2007 г. Дятлов А.А. окончил ГОУ НПО «*» по профессии «Сварщик». После окончания ГОУ НПО «*» Дятлов А.А. в течение 1 года проживал по адресу: Вельский район, пос. *, ул.*, д.*. В связи с тем, что закрепленное жилое помещение является собственностью Чиркова А.Г. постановлением администрации МО «Вельский муниципальный район» №* от * г. отменено постановление главы администрации МО «Вельский муниципальный район» №* от * г. и за Дятловым А.А. закреплено право на внеочередное получение жилья. Согласно выписке из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО «*» от * г. Дятлов А.А. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Дятлов А.А. временно проживает на съемной квартире по адресу : Ленинградская область, г.*, ул.*, д.*, кв.*, со своей семьей: женой- Дятловой М.А. и малолетним ребенком- Дятловым Д., * года рождения. В собственности и по договору социального найма в Ленинградской и в Архангельской области Дятлов А.А. жилое помещение не имеет. До настоящего времени ответчиком жилое помещение Дятлову А.А. не представлено. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Областного закона № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений. Законом Архангельской области № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области» полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей наделены органы местного самоуправления муниципальных образований. Согласно ч. 1, 3 ст. 6.1 Областного закона № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется по месту их рождения или первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области. Жилое помещение детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа предоставляется по месту их учета на территории соответствующего городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области. Таким образом, указанными правовыми актами установлено, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, возложено на органы местного самоуправления по месту жительства таких детей. Судом установлено, что за Дятловым А.А. признано право на внеочередное получение жилого помещения, в связи с тем, что он относится к лицам, оставшимся без попечения родителей. В этой связи, истец был поставлен на внеочередное получение жилья в установленном законом порядке органом местного самоуправления по месту жительства, жилых помещений за истцом в настоящее время не закреплено. На момент судебного разбирательства жилищные права Дятлова А.А. как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не восстановлены, жилое помещение на территории МО «*», либо компенсация за него не предоставлены. Доказательств обратному, в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком в судебное заседание представлено не было. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна быть реализована только после предоставления жилого помещения. В судебном заседании установлено, что Дятлов А.А. не обеспечен жилой площадью по договору социального найма и ему не предоставлено жилое помещение. С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что истец не лишен возможности воспользоваться гарантированным и нереализованным правом на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, у него возникло право требования жилого помещения. Таким образом, администрация МО «*» обязана исполнить обязательство по предоставлению истцу жилого помещения. В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Решением администрации МО «*» утверждена норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма* кв.м. общей площади на одного человека. На основании изложенного, руководствуясь принципом восстановления права истца, суд считает необходимым обязать администрацию МО «*» предоставить Дятлову А.А. жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее * кв.м., применительно к данному муниципальному образованию, отвечающее санитарным и техническим требованиям. В соответствии со статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков. Следовательно, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит. Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л : исковые требования Прокурора Вельского района в защиту прав и охраняемых законом интересов Дятлова А.А. к администрации муниципального образования «*» о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «*» предоставить Дятлову А. А. жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее * кв.м., на семью из одного человека, в черте муниципального образования «*» Вельского района Архангельской области, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования «*», и отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд. Председательствующий И.Г.Латфуллин