Об обязании устранить допущенные нарушения



Дело № 2-541/2012 24 мая 2012 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Вельский районный суд Архангельской области

В составе председательствующего, судьи, Латфуллина И.Г.,

при участии прокурора Канаева А.И.,

при секретаре Роговой М.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Вельске гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Вельского района в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №* г.Вельска» об обязании устранить допущенные нарушения путем приведения пунктов 2.10, 2.11 и пункта 3.12.4 в части Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №* г.Вельска» в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации,

установил:

Прокурор Вельского района Архангельской области обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №* г.Вельска» об обязании устранить допущенные нарушения путем приведения 2.10, 2.11 и пункта 3.12.4 в части Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4* г.Вельска» в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В обоснование указав, что согласно п.2.10, п.2.11 Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №* г.Вельска» (далее МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №* г.Вельска» или учреждение ), учреждение вправе в пределах и сверх установленного муниципального задания выполнять работы, оказывать услуги (для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях), относящиеся к следующим основным видам деятельности: 80.1.Дошкольное и начальное общее образование; 80.10. Дошкольное и начальное общее образование; 80.10.1. Дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию); 80.10.2. Начальное общее образование;80.10.3. Дополнительное образование детей;80.2. Основное общее, среднее (полное) общее, начальное и среднее профессиональное образование; 80.21. Основное общее и среднее ( полное) общее образование; 80.21.1. Основное общее образование; 80.21.2. Среднее (полное) общее образование. Данные пункты Устава противоречат п.3 ст.5 Федерального закона «Об образовании». Согласно пункту 3.12.4 Устава, учреждение может оказывать на договорной основе обучающимся (воспитанникам), населению, предприятиям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами, обучение на дошкольном эстетическом отделении ( развитие музыкальных способностей, развитие художественных способностей, английский язык). К данным услугам, как самостоятельным видам услуг, отнесены в том числе амортизация музыкальных инструментов (фортепиано, баян, аккордеон, гармонь, домра, балалайка, гитара, скрипка, виолончель) в процессе обучения; амортизация художественного форда в процессе обучения. Амортизация музыкальных инструментов и амортизация художественного фонда в процессе обучения не относится к дополнительным образовательным услугам, фактически данные положения п.3.12.4 Устава устанавливаются повторно плату за дополнительную образовательную услугу по обучению на дошкольном эстетическом отделении.

В судебном заседании прокурор Канаев А.И поддержал заявленные исковые требования в полном объеме и по тем же основаниям.

Представитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №* г.Вельска» Лодыгина Н.В. иск не признала, указав, что положение Устава соответствую Типовому положение об общеобразовательном учреждении и не противоречат закону об образовании.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса РФ, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признаны судом недействительным.

Согласно ч.2 ст.13 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в ред. от 03.12.2011 г.) Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем. Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образовательного учреждения - органом местного самоуправления.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №196 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» на основе настоящего Типового положения общеобразовательное учреждение разрабатывает свой устав. Устав общеобразовательного учреждения утверждается учредителем. Для негосударственных общеобразовательных учреждений настоящее Типовое положение выполняет функцию примерного.

Согласно п.6.7.1 Устава внесение изменений и дополнений в Устав и Локальные правовые акты образовательного учреждения относятся к компетенции общего собрания трудового коллектива Образовательного учреждения. Устав считается принятым, если за него проголосовали не менее двух третей педагогического совета.

В судебном заседании установлено, что Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №* г.Вельска» утвержден собранием трудового коллектива школы, протокол №* от 27 сентября * года и зарегистрирован в Межрайонной ИФНС России по Архангельской области и НАО №* от 01.11.* г..

Согласно п.2.10. и п.2.11 Устава, учреждение вправе сверх и в пределах установленного муниципального задания выполнять работы, оказывать услуги (для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях), относящиеся к следующим основным видам деятельности: 80.1.Дошкольное и начальное общее образование; 80.10.Дошкольное и начальное общее образование; 80.10.1. Дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию); 80.10.2. Начальное общее образование;80.10.3. Дополнительное образование детей; 80.2. Основное общее, среднее (полное) общее, начальное и среднее профессиональное образование; 80.21. Основное общее и среднее ( полное) общее образование; 80.21.1. Основное общее образование; 80.21.2. Среднее (полное) общее образование.

В силу п.3 ст.5 Федерального закона «Об образовании» от 10.07.1992 г. №3266-1 (далее ФЗ «Об образовании»), государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего ( полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего и профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с п.2 ст.7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

В силу п.4 ст.9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного ( муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Образовательное учреждение оказывает часть образовательных услуг бесплатно для потребителей, а часть - за плату, все эти образовательные услуги оказываются в рамках образовательной деятельности. Бесплатные услуги оказываются в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, а платные - за их пределами.

Пункты 2.10 и 2.11 Устава, не противоречат п.3 ст.5 Федерального закона «Об образовании», так как пункты 2.1-2.9 Устава обеспечивают гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в пределах федеральных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 ст.7 закона «Об образовании», если образование данного уровня гражданин получает впервые. Пунктом 2.9 Устава установлено, что учредитель –Управление образования администрации МО «Вельский муниципальный район» формирует и утверждает муниципальные задания. Муниципальное задание формируется в порядке, установленном распоряжением управления образования МО «Вельский муниципальный район» №474 от 30.06.2011 года «Об утверждении Положения о порядке формирования муниципальных заданий муниципальным учреждением, подведомственным управлению образования администрации МО «Вельский муниципальный район» Архангельской области и порядке финансового обеспечения выполнения этих заданий». Основные виды деятельности финансируются из бюджета Архангельской области путем предоставления субсидии на выполнение муниципального задания.

Доказательств о том, что ответчиком не обеспечивается общедоступность и бесплатность дошкольного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в пределах федеральных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и о том, что платные услуги оказываются в пределах государственных образовательных стандартов прокурором в порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предоставлено.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что пункты 2.10 и 2.11 Устава не противоречат закону и не подлежат отмене.

Согласно п.3.12.4 Устава, образовательное учреждение может оказывать на договорной основе обучающимся (воспитанникам), населению, предприятиям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами, обучение на дошкольном эстетическом отделении ( развитие музыкальных способностей, развитие художественных способностей, английский язык). К данным услугам, как самостоятельным видам услуг, отнесены, в том числе амортизация музыкальных инструментов (фортепиано, баян, аккордеон, гармонь, домра, балалайка, гитара, скрипка, виолончель) в процессе обучения и амортизация художественного фонда в процессе обучения.

В силу ст.45 Федерального закона «Об образовании» государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятие с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами, устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 ст.7Закона.

Согласно словаря Ожегова амортизация это постепенное снижение ценности имущества вследствие его изнашивания.

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

Амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования (статья 258 НК РФ). Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества и с учетом Классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОК 013-94), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (в редакции изменения 1/98 от 14.04.1998) объектами классификации в ОКОФ являются основные фонды (основные средства).

Согласно оборотно-сальдовой ведомости музыкальные инструменты и произведения ( изделия) художественного фонда отнесены к основным средствам ответчика.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, является Министерство финансов Российской Федерации.

Порядок учета на балансе организаций объектов основных средств регулируется приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01"

Согласно п. 17 данного Положения стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.

Таким образом, амортизация музыкальных инструментов и амортизация художественного фонда в процессе обучения не относится к дополнительным образовательным услугам, фактически данные положения п.3.12.4 Устава устанавливают плату за не оказанную услугу.

При таких обстоятельствах, суд, дав анализ приведенных норм и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, пришел к выводу, что п.3.12.4 Устава в части о том, что образовательное учреждение может оказывать на договорной основе обучающимся (воспитанникам), населению, предприятиям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами в виде амортизации музыкальных инструментов (фортепиано, баян, аккордеон, гармонь, домра, балалайка, гитара, скрипка, виолончель) в процессе обучения и виде амортизации художественного фонда в процессе обучения противоречат п.3 ст.5 Федерального закона «Об образовании» и п.2 ст.7 и ст.45 Федерального закона «Об образовании» и подлежит исключению.

Представителем ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №* г.Вельска» в соответствии ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств обратному, в суд не предъявлено.

Решение суда о признании недействующим и исключения п.3.12.4 в части Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №* г.Вельска» вступает в законную силу по правилам, предусмотренным ст. 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и влечёт за собой утрату силы этого нормативного правового акта в указанной в решении части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим в указном части нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.

Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

р е ш и л :

исковые требования Прокурора Вельского района в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №* г.Вельска» об обязании устранить допущенные нарушения путем приведения пунктов 2.10, 2.11 и пункта 3.12.4 в части Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №* г.Вельска» в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации удовлетворить частично.

Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №* г.Вельска» устранить допущенные нарушения путем приведения Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №* г.Вельска» в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, исключив из пункта 3.12.4 Устава платные дополнительные образовательные услуги, предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами, в виде амортизации музыкальных инструментов (фортепиано, баян, аккордеон, гармонь, домра, балалайка, гитара, скрипка, виолончель) в процессе обучения и в виде амортизации художественного фонда в процессе обучения.

В остальной части иска прокурору Вельского района отказать.

Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд, в течение месяца

со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд.

Председательствующий И.Г.Латфуллин