О возложении обязанности устранения нарушений санитарных норм и правил



Дело № 2-280/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

03 апреля 2012 года г. Вельск

Вельский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Смоленской Ю.А.,

при секретаре Сусловой Н.В.,

с участием помощника прокурора Вельского района Серебренникова А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске хх апреля 2012 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вельского района в защиту неопределенного круга лиц к Правительству Архангельской области в лице Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области, Министерства имущественных отношений Архангельской области, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Вельская стоматологическая поликлиника» о возложении обязанности устранить нарушения санитарных норм и правил,

у с т а н о в и л:

прокурор Вельского района в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Вельская стоматологическая поликлиника», Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о возложении обязанностей по устранению санитарных норм и правил, а именно:

-установить контейнеры для сбора отходов в соответствие с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до хх июня 2012 года;

-утвердить инструкцию, которой определить сотрудников, ответственных за процедуру обращения с медицинскими отходами в организации (п. 9.1-9.2 СанПиН 2.1.7.2790-10) в срок до хх мая 2012 года;

- утвердить схему обращения (сбора, временного хранения, вывоза) с медицинскими отходами (п. 3.6 СанПиН 2.1.7.2790-10) в срок до хх мая 2012 года;

- механизировать процессы перемещения отходов от мест образования к местам временного хранения, загрузки многоразовых контейнеров (п. 3.4 СанПиН 2.1.7.2790-10) в срок до хх мая 2012 года;

- организовать стоматологический прием детей в отдельном кабинете (п. 2.8 раздела 5 СанПиН 2.1.3.-2630-10) в срок до хх мая 2012 года;

- набор и состав помещений стоматологической поликлиники организовать согласно п. 2.13 приложения 2 СанПиН 2.1.3.2630-10;

- в кабинетах поликлиники при наличии нескольких стоматологических кресел установить непрозрачные шторки высотой не ниже 1,5 м. (п. 4.2 раздела 5 СанПиН 2.1.3.2630-10) в срок до хх мая 2012 года;

- в хирургическом кабинете и стерилизационных установить смесители, соответствующие требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства (п. 4.4 раздела 5 СанПиН 2.1.3.2630-10) в срок до хх мая 2012 года;

- в помещениях, в которых расположено более трех стоматологических кресел, выделить помещения для проведения предстерилизационной очистки и стерилизации, с выделением «чистых» и «грязных» зон (п. 8.3.11 СанПиН 2.1.3.2630-10) в срок до хх мая 2012 года.

Свои требования прокурор Вельского района обосновал тем, что прокуратурой района совместно со специалистом Территориального отдела в Вельском, Виноградовском, Коношском, Устьянском и Шенкурском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области была проведена проверка исполнения санитарного и эпидемиологического законодательства при осуществлении медицинской деятельности, а также исполнение санитарных и эпидемиологических требований при сборе, хранении, удалении отходов производства и потребления в здании ГБУЗ Архангельской области «ВСП», расположенном по адресу: Архангельская область, г. Вельск, ул. Дзержинского, д. 42, в результате которой выявлены указанные нарушения СанПиН, что недопустимо, поскольку они нарушают права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, оказание качественной медицинской помощи, и что при отрицательном стечении обстоятельств может повлечь негативное влияние на жизнь и здоровье граждан. Учитывая, что ГБУЗ Архангельской области «ВСП» является государственным бюджетным учреждением здравоохранения, то обязанность по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического состояния прокурор просит также возложить и на учредителя Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области.

Определением Вельского районного суда Архангельской области от хх марта 2012 года к участию в деле привлечено в качестве соответчика Правительство Архангельской области в лице Министерства имущественных отношений Архангельской области.

В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Серебренников А.И. в связи с частичным устранением нарушений уточнил исковые требования, а именно: просил суд возложить на ответчиков обязанность по устранению следующих нарушений санитарных норм и правил в здании Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Вельская стоматологическая поликлиника», расположенном по адресу: Архангельская область, г. Вельск, ул. Дзержинского, д. 42:

- установить контейнеры для сбора отходов в соответствии с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до хх июня 2012 года;

- механизировать процессы перемещения отходов от мест образования к местам временного хранения, загрузки многоразовых контейнеров в соответствии с п. 3.4 СанПиН 2.1.7.2790-10 в срок до хх мая 2012 года;

- организовать стоматологический прием детей в отдельном кабинете в соответствии с п. 2.8 раздела 5 СанПиН 2.1.3.2630-10 в срок до хх мая 2012 года;

- организовать набор и состав помещений стоматологической поликлиники согласно п. 2.13 приложения 2 СанПиН 2.1.3.2630-10 в срок до хх декабря 2012 года;

- установить непрозрачные шторки высотой не ниже 1,5 м в кабинетах поликлиники при наличии нескольких стоматологических кресел в соответствии с п. 4.2 раздела 5 СанПиН 2.1.3.2630-10 в срок до хх мая 2012 года;

- выделить помещения для проведения предстерелизационной очистки и стерилизации, с выделением «чистых» и «грязных» зон в соответствии с п. 8.3.11 СанПиН 2.1.3.2630-10 в срок до хх мая 2012 года.

Представитель ответчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Вельская стоматологическая поликлиника» Шестакова Л.Н. в судебном заседании уточненные прокурором Вельского района исковые требования признала частично, указав, что требование относительно механизации процессов перемещения отходов от мест образования к местам временного хранения является нецелесообразным ввиду небольшого объема отходов, требование о выделении отдельного помещения для проведения предстерелизационной очистки и стерилизации не требуется, поскольку СанПиН допускает расположение места для «чистых» и «грязных» зон в кабинетах, не превышающем трех стоматологических кресел, организовать стоматологический прием детей в отдельном кабинете, а также обеспечить соответствующий набор и состав помещений стоматологической поликлиники в настоящее время не представляется возможным ввиду отсутствия свободных помещений, при этом требуемый прокурором Вельского района срок для устранения данного нарушения является нереальным. Однако факты проверки и наличие выявленных нарушений не оспаривала, указав, что они допущены в связи недостаточностью денежных средств.

Представитель ответчика Правительство Архангельской области в лице Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом, согласно отзыву просил рассмотреть дело без их участия, указав, что в целях устранения выявленных в учреждении нарушений ГБУЗ Архангельской области «ВСП» утвержден план мероприятий по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, на двадцать девятой сессии Архангельского областного Собрания депутатов хх марта 2012 года были приняты изменения в областной закон от хх декабря 2011 года № 407-27-ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», согласно которым для проведения текущего ремонта в нормативные затраты на содержание имущества ГБУЗ Архангельской области «ВСП» выделено ххх,х тысяч рублей. Кроме того, в настоящее время рассматривается вопрос о выделении дополнительных средств, направленных на устранение отдельных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства учреждением.

Представитель ответчика Правительство Архангельской области в лице Министерства имущественных отношений Архангельской области на судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно отзыву просил рассмотреть дело без участия своего представителя, указав, что с исковыми требованиями прокурора не согласен, поскольку в соответствии с Областным законом от хх октября 2008 года № 585-30-ОЗ «Об управлении и распоряжении государственным имуществом Архангельской области» и Постановлением Правительства Архангельской области от хх апреля 2011 года № 99-пп «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных отношений Архангельской области» обязанность по сохранности и содержанию в надлежащем виде областного имущества, переданного в оперативное управление государственным учреждениям Архангельской области, к компетенции Министерства не отнесена. В соответствии со ст.ст. 296, 298, 300, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положений Устава учреждение обязано самостоятельно обеспечивать сохранность находящегося у него на праве оперативного управления имущества, эффективно использовать его назначению, осуществлять его капитальный и текущий ремонт.

Представитель третьего лица территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в Вельском, Виноградовском, Коношском, Устьянском и Шенкурском районах Бобыляк Н.П. в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора Вельского района поддержала в полном объеме и по тем же основаниям, указав, что выявленные в ходе проверки нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил являются существенными, нарушают права граждан и могут отразиться на жизни и здоровье пациентов, в связи с чем, главный врач ГБУЗ Архангельской области «ВСП» Шестакова Л.Н. хх марта 2012 года привлечена к административной ответственности по ст. 6.3 и ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В настоящее время часть нарушений стоматологической поликлиникой устранена, что нашло отражение в уточненных исковых требованиях прокурора Вельского района.

Суд рассматривает дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшегося необходимым удовлетворить заявленные исковые требования, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от xx.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Закона) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Санитарно-эпидемиологические требования представляют собой обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

В силу ст. 11 Закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39).

В судебном заседании установлено и это подтверждается письменными материалами дела, что Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Вельская стоматологическая поликлиника» находится по адресу: Архангельская область, г. Вельск, ул. Дзержинского, д. 42.

Согласно Уставу ГБУЗ Архангельской области «ВСП» относится к государственным бюджетным учреждением здравоохранения, его учредителем является Архангельская область в лице Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области (пп. 1.3, 1.4).

Установлено, что право государственной собственности Архангельской области на ГБУЗ Архангельской области «ВСП» (ранее МУЗ «Вельская стоматологическая поликлиника») возникло с хх января 2012 года в связи безвозмездной передачей из собственности муниципальных образований в государственную собственность Архангельской области муниципального учреждения здравоохранения как имущественного комплекса, что подтверждается распоряжением Правительства Архангельской области от хх декабря 2011 года № 847-рп «О безвозмездной передаче муниципальных учреждений здравоохранения как имущественных комплексов в государственную собственность Архангельской области», решением тридцать первой сессии Собрания депутатов МО «Вельский муниципальный район» четвертого созыва от хх июня 2011 года № 395 «О согласовании передачи муниципального учреждения здравоохранения «Вельская стоматологическая поликлиника» как имущественного комплекса в государственную собственность Архангельской области».

Согласно п. 1.5 Устава учреждение является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, самостоятельным балансом, лицевыми счетами в органах Федерального казначейства.

В судебном заседании установлено, что в январе 2012 года прокуратурой Вельского района совместно со специалистами ТО Роспотребнадзора в Вельском, Виноградовском, Коношском, Устьянском и Шенкурском районах проведена проверка исполнения санитарного и эпидемиологического законодательства при осуществлении медицинской деятельности, а также исполнения санитарных и эпидемиологических требований при сборе, хранении, удалении отходов производства и потребления в здании ГБУЗ Архангельской области «ВСП», расположенном по адресу: Архангельская область, г. Вельск, ул. Дзержинского, д. 42, в ходе которой были выявлены многочисленные нарушения норм и правил санитарно-эпидемиологических требований, что подтверждается справкой по проверке от хх января 2012 года, с которой главный врач ГБУЗ Архангельской области «ВСП» Шестакова Л.Н. ознакомлена хх февраля 2012 года. В адрес юридического лица прокурором Вельского района хх февраля 2012 года внесено представление об устранении нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства № 07-34-2012.

В судебном заседании представитель ГБУЗ Архангельской области «ВСП» - главный врач Шестакова Л.Н. факт проведения проверки и выявления, указанных в справке нарушений санитарно-эпидемиологических требований, не оспаривала.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, и это следует из письменных материалов дела, а также объяснений лиц, участвующих в деле, что ГБУЗ Архангельской области «ВСП» в добровольном порядке частично устранило выявленные в ходе проверки нарушения, и фактически на момент судебного заседания с учетом уточненных прокурором исковых требований выявленные и неустраненные учреждением нарушения выражаются в следующем.

Так установлено, что медицинские отходы от деятельности ГБУЗ Архангельской области «ВСП» класса Б в одноразовых пакетах помещаются в контейнеры, расположенные на территории хозяйственной зоны поликлиники, изготовленные из материалов, устойчивых к механическому воздействию, контейнеры не закрываются крышками. При этом контейнерная площадка не имеет твердого покрытия, границы ее не обозначены, площадка не огорожена. Контейнеры не промаркированы по классам опасности. Не производится производственный контроль за сбором, временным хранением, обезвреживанием медицинских отходов, что является нарушением п. 4.16, п. 6.5, пп. 9.1-9.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к обращению с медицинскими отходами», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от хх декабря 2010 года № 163 (далее СанПиН 2.1.7.2790-10).

В соответствии с п. 4.16 СанПиН 2.1.7.2790-10 медицинские отходы класса Б из подразделений в закрытых одноразовых емкостях (пакетах) помещают в контейнеры и затем в них перемещают на участок по обращению с отходами или помещение для временного хранения медицинских отходов до последующего вывоза транспортом специализированных организаций к месту обеззараживания/обезвреживания. Доступ посторонних лиц в помещения временного хранения медицинских отходов запрещается. Контейнеры должны быть изготовлены из материалов, устойчивых к механическому воздействию, воздействию высоких и низких температур, моющих и дезинфицирующих средств, закрываться крышками, конструкция которых не должна допускать их самопроизвольного открывания.

Согласно п. 6.5 СанПиН 2.1.7.2790-10 контейнерная площадка должна располагаться на территории хозяйственной зоны не менее чем в 25 м от лечебных корпусов и пищеблока, иметь твердое покрытие. Размер контейнерной площадки должен превышать площадь основания контейнеров на 1,5 метра во все стороны. Площадка должна быть ограждена.

В нарушение п. 3.4 СанПиН 2.1.7.2790-10, предусматривающего, что процессы перемещения отходов от мест образования к местам временного хранения и/или обеззараживания, выгрузки и загрузки многоразовых контейнеров должны быть механизированы (тележки, лифты, подъемники, автокары и так далее), в ГБУЗ Архангельской области «ВСП» перемещение отходов не механизировано.

В нарушение п. 2.8 раздела 5 СанПиН 2.1.3.2630-10, утвержденного Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от хх мая 2010 года № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (далее СанПиН 2.1.3.2630-10), предусматривающего, что для организации стоматологического приема детей должен выделяться отдельный кабинет, не допускается использование кабинетов взрослого приема для приема детского населения по графику, для организации приема детей следует по возможности выделять отдельный отсек с ожидальней и санузлом, в ГБУЗ Архангельской области «ВСП» отдельный кабинет для приема детей не выделен, в одном кабинете установлено два кресла: для проведения стоматологического приема детей и взрослых.

В соответствии с п. 2.13 приложения 2 СанПиН 2.1.3.2630-10 набор помещений определяется мощностью стоматологической медицинской организации и видами деятельности. Минимальные площади помещений и их минимальный набор представлены в приложении 2.

Вместе с тем, установлено, что в ГБУЗ Архангельской области «ВСП» набор и состав помещений стоматологической поликлиники не соответствует требованиям указанного пункта, поскольку отсутствует кабинет приема детей, стерилизационная, недостаточен набор помещений операционного блока.

В нарушение п. 4.2 раздела 5 СанПиН 2.1.3.2630-10, предусматривающего, что при наличии нескольких стоматологических кресел в кабинете, они подлежат разделению непрозрачными перегородками высотой не ниже 1,5 м., в ГБУЗ Архангельской области «ВСП» разделение стоматологических кресел в одном кабинете не произведено,

В соответствии с п. 8.3.11 СанПиН 2.1.3.2630-10 при наличии в стоматологической медицинской организации более трех стоматологических кресел предстерилизационную очистку и стерилизацию проводят в специально выделенных помещениях - стерилизационных (автоклавных), с выделением "чистых" и "грязных" зон и соблюдением поточности. В остальных случаях предстерилизационную очистку и стерилизацию изделий медицинского назначения допускается проводить в кабинетах, для чего в них должно быть установлено необходимое оборудование. Предстерилизационную очистку изделий осуществляют после дезинфекции или при совмещении с дезинфекцией в одном процессе (в зависимости от применяемого средства): ручным или механизированным (в соответствии с инструкцией по эксплуатации, прилагаемой к конкретному оборудованию) способом.

Однако данное требование также ГБУЗ Архангельской области «ВСП» не выполнено, несмотря на то, что в данной организации наличие стоматологических кресел превышает указанное количество – 3 кресла. Фактически в здании учреждения вообще отсутствует отдельный стерилизационный кабинет. Предстерилизационную очистку и стерилизацию проводят в кабинетах, где осуществляется прием пациентов.

Таким образом, учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что факт ненадлежащего исполнения ГБУЗ Архангельской области «ВСП» требований санитарно-эпидемиологического законодательства в здании стоматологической поликлиники, расположенном по адресу: Архангельская область, г. Вельск, ул. Дзержинского, д. 42, нашел подтверждение в судебном заседании.

В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от xx.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии с пп. 1.7-1.8 Устава учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиков в суде. Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за свет средств областного бюджета Архангельской области, а также за счет средств, полученных в результате приносящей доходы деятельности.

Согласно п. 5.1 Устава имущество учреждения находится у него на праве оперативного управления. Учреждение владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных федеральными законами, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества.

В силу п. 5.5 Устава имущество учреждения является государственной собственностью Архангельской области. Полномочия собственника имущества учреждения от имени Архангельской области в части распоряжения им осуществляет министерство имущественных отношений Архангельской области.

Согласно ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Вместе с тем, в соответствии с абзацем 6 п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретаемым за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Согласно ст. 33 Федерального закона от хх мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» положения абзаца 6 пункта 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до хх января 2011 года.

Учитывая указанные нормы материального права, суд приходит к выводу, что собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе владеть, пользоваться и распоряжаться (за исключением случаев, предусмотренных законом) таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения. Таким образом, имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, должно использоваться самим учреждением в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и назначением этого имущества.

Согласно Уставу министерство имущественных отношений Архангельской области осуществляет контроль за сохранностью, эффективностью использования и использованием по назначению имущества учреждения (п. 5.5 Устава).

При этом в силу п. 3.3 Устава ГБУЗ Архангельской области «ВСП» обязано: использовать имущество учреждения эффективно и строго по целевому назначению; обеспечивать сохранность имущества учреждения; содержать в надлежащем состоянии (отвечающем всем нормам и правилам) находящееся у учреждения движимое и недвижимое имущество, в установленном порядке своевременно проводить капитальный и текущий ремонт этого помещения и.т.д.

Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета Архангельской области, а также за счет средств, полученных в результате приносящей доходы деятельности (п. 1.8 Устава).

Установлено, что ГБУЗ Архангельской области «ВСП» имеет право согласно Уставу распоряжаться бюджетными средствами, предоставленными в качестве субсидий и иных бюджетных ассигнований, а также бюджетных инвестиций, в соответствии с условиями их предоставления. При этом учреждение обязано вносить учредителю предложения по финансовому обеспечению деятельности учреждения в очередном финансовом году и представлять проект плана финансово-хозяйственной деятельности.

Таким образом, финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета и на основании бюджетной сметы, возложение на распорядителя средств финансового обеспечения сверх установленного на основании сметы размера обеспечения законом не предусмотрено. Кроме того, бюджетные средства не являются единственным источником финансовых средств.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является ГБУЗ Архангельской области «ВСП», а в иске к учредителю учреждения и собственнику его имущества - Архангельской области в лице Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области и Министерства имущественных отношений Архангельской области следует отказать.

Наличие нарушений требований санитарного законодательства в помещении здания стоматологической поликлиники ГБУЗ Архангельской области «ВСП» установлено имеющимися в деле доказательствами, нашло свое подтверждение при рассмотрении дела по существу, и чему судом дана надлежащая оценка. На момент судебного заседания выявленные нарушения требований санитарного и эпидемиологического законодательства в полном объеме не устранены.

При этом доводы представителя ответчика ГБУЗ Архангельской области «ВСП» Шестаковой Л.Н. относительно необоснованности требований прокурора в части организации приема детей в отдельном кабинете, возможности проведения предстерилизационной очистки и стерилизации в кабинетах, а также ручном перемещении отходов от мест их образования к местам хранения, поскольку это нецелесообразно, суд находит несостоятельными ввиду того, что требования СанПиН 2.1.7.2790-10, СанПиН 2.1.3.2630-10 относятся к императивным нормам, являются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации юридическими лицами без каких-либо исключений и альтернатив, и за несоблюдение которых предусматривается ответственность для юридических и должностных лиц.

Из материалов дела следует, что постановлениями № 31/07/2012 и № 30/04/2012 о назначении административного наказания от хх марта 2012 года, вступившими в законную силу, должностное лицо – главный врач ГБУЗ Архангельской области «Вельская стоматологическая поликлиника» Шестакова Л.Н. признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 8.2 и 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей соответственно назначено наказание в виде штрафа в размере ххххх рублей и предупреждения.

Вместе с тем, несмотря на то, что ответчиком ГБУЗ Архангельской области «ВСП» принимались меры для получения бюджетных средств на проведение работ по устранению допущенных нарушений, недостаточность бюджетных средств не является основанием для освобождения юридического лица независимо от его организационно-правовой формы от исполнения обязанности по соблюдению санитарно-эпидемиологической безопасности. Выявленные и неустраненные до настоящего времени нарушения требований санитарного законодательства, установленных стандартами, нормами и правилами, создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, и юридическое лицо не вправе ссылаться на финансовые затруднения как на оправдание нарушения конституционного права граждан на жизнь и охрану здоровья.

Принимая во внимание доводы представителя ГБУЗ Архангельской области «ВСП», учитывая указанные и иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе необходимость включения соответствующих расходов в план учреждения и иную финансово-хозяйственную, техническую документацию учреждения, для чего требуются соответствующие расчеты, получение необходимых согласований, то суд полагает возможным в соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определить для ответчика выполнение отдельных обязанностей в срок до хх июля 2013 года.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьями 88, 94, 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика ГБУЗ Архангельской области также подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Вельский муниципальный район» государственная пошлина в размере ххх рублей 00 копеек, поскольку исковое заявление прокурором Вельского района подано в защиту неопределенного круга лиц, от уплаты государственной пошлины прокурор при подаче иска в суд был освобожден.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковое заявление прокурора Вельского района в защиту неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Вельская стоматологическая поликлиника» о возложении обязанности устранить нарушения санитарных норм и правил - удовлетворить.

Возложить на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Вельская стоматологическая поликлиника» обязанность устранить выявленные нарушения санитарных норм и правил в здании Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Вельская стоматологическая поликлиника», расположенном по адресу: Архангельская область, г. Вельск, ул. Дзержинского, д. 42, а именно:

- установить контейнеры для сбора отходов в соответствии с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического законодательства в соответствии с пп. 4.16, 6.5 СанПиН 2.1.7.2790-10 в срок до хх июня 2012 года;

- механизировать процессы перемещения отходов от мест образования к местам временного хранения, загрузки многоразовых контейнеров в соответствии с п. 3.4 СанПиН 2.1.7.2790-10 в срок до хх мая 2012 года;

- организовать стоматологический прием детей в отдельном кабинете в соответствии с п. 2.8 раздела 5 СанПиН 2.1.3.2630-10 в срок до хх мая 2012 года;

- организовать набор и состав помещений стоматологической поликлиники согласно п. 2.13 приложения 2 СанПиН 2.1.3.2630-10 в срок до хх июля 2013 года;

- установить непрозрачные шторки высотой не ниже 1,5 м в кабинетах поликлиники при наличии нескольких стоматологических кресел в соответствии с п. 4.2 раздела 5 СанПиН 2.1.3.2630-10 в срок до хх мая 2012 года;

- выделить помещения для проведения предстерелизационной очистки и стерилизации, с выделением «чистых» и «грязных» зон в соответствии с п. 8.3.11 СанПиН 2.1.3.2630-10 в срок до хх июля 2013 года.

В иске прокурору Вельского района к Правительству Архангельской области в лице Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области, Министерства имущественных отношений Архангельской области отказать.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Вельская стоматологическая поликлиника» в доход бюджета муниципального образования «Вельский муниципальный район» государственную пошлину в размере ххх рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.

Председательствующий Ю.А. Смоленская