Дело № 2-574/2012 18 июня 2012 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Вельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Пестерева С.А., при секретаре Белых С.А. рассмотрев в открытом судебном заседании 18 июня 2012 года в городе Вельске гражданское дело по иску прокурора Вельского района в защиту прав лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей Сумароковой * к администрации муниципального образования «*» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, у с т а н о в и л : прокурор Вельского района в защиту прав и законных интересов Сумароковой А.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «*» о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям МО «*»,в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной на территории муниципального образования, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте муниципального образования «*» Вельского района Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Обосновывает требования тем, что Сумарокова А.В. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ранее она проживала совместно с родителями в жилом доме, принадлежащим бабушке истца - Леонович А.П., которая в свою очередь в отношении жилья оставила завещание, где указала наследниками трех дочерей, в том числе и Сумарокову С.С. (мать Сумароковой А.В.). Отец истца умер в 1999 году, мать в 2006 году. После их смерти за Сумароковой А.В. было сохранено право на проживание в жилом помещении, в котором она проживала, то есть в завещанном наследникам Леонович А.П. жилом доме. На момент сохранения данного права Сумарокова А.В. обучалась в МБОУ «*», а в 2007 году поступила в *», который окончила в июне 2011 года. Поскольку истец не был указан в завещании, после смерти бабушки в 2005 году, Сумарокова А.В. не имела возможности воспользоваться наследственной трансмиссией. В настоящее время, закрепленное за ней жилое помещение, принадлежит на праве собственности посторонним людям, в связи с чем, на основании заключения отдела опеки и попечительства, главой МО «Вельский муниципальный район» было вынесено постановление о закреплении за Сумароковой А.В. права на внеочередное получение жилого помещения на территории МО «*». На данный момент, жилое помещение с правом постоянного проживания Сумароковой А.В. не предоставлено. Поэтому, считает, что у истицы возникло право требовать предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории МО «*», соответствующего санитарным и техническим нормам. А поэтому просит обязать ответчика предоставить Сумароковой А.В. в срок до 01 марта 2013 года жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям МО «*», в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной на территории МО «*», соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте МО «*» Вельского района Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, и лиц их числа. В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Кубенин А.А. уточнил исковые требования в части предоставления по договору социального найма жилого помещения общей площадью на менее 10 квадратных метров, в иной части иск поддержал по тем же основаниям, пояснив, что до настоящего времени жилье Сумароковой А.В. не предоставлено. Сумарокова А.В. на судебное заседание не явилась, согласно представленному сообщению просит рассмотреть дело без ее участия и заявленные требования поддерживает. Представитель администрации МО «*» Коротаева Г.А. в судебном заседании иск признала, пояснив, что у администрации МО «*не имеется возможности предоставить жилое помещение истцу, поскольку на территории данного муниципального образования нет свободного жилья, не ведется и не планируется строительство нового жилья. При этом Коротаевой Г.А. разъяснена ст.173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Представитель 3-го лица МО «Вельский муниципальный район» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д.19). Представитель Министерства образования и науки Архангельской области на судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело без участия их представителя. В письменном отзыве ссылаются на то, что полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления. На исполнение указанных полномочий ежегодно предусматриваются субвенции, размер которых и распределение по муниципальным образованиям области утверждаются областным законом «Об Областном бюджете» на очередной финансовый год. На 2012 год сумма субвенции выделенная МО «Вельский муниципальный район» составила * рублей, которые перечислены названному муниципальному образованию. Учитывая, что родители Сумароковой А.В. умерли, а закрепленное за ней жилое помещение, расположенное в МО «*», принадлежит другим людям, и она в настоящее время не имеет жилья, то полагают, что должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди по договору социального найма на территории МО «*» (л.д.33-35). Представитель министерства финансов Архангельской области и администрации Архангельской области на судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д.22). Отзыв относительно исковых требований в судебное заседание не представили. Выслушав помощника прокурора Кубенина А.А., заслушав заключение представителя отдела опеки и попечительства администрации МО «Вельский муниципальный район» Юнусовой Т.Ю., полагавшей, что иск является законным и обоснованным, то его надлежит удовлетворить, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему. Согласно ст.ст.18,40 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса РФ к основным началам жилищного законодательства относится реализация гражданами права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В условиях рыночной экономики граждане обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы. Вместе с тем статья 40 (части 2 и 3) Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу п. 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решений органа местного самоуправления жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 22 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам. В силу ст. 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органы местного самоуправления Областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений. В судебном заседании установлено, что Сумарокова А.В. родилась *года. Ее мать - Сумарокова С.С. умерла в * году, отец - Сумароков В.В. - в 1* году, что подтверждается свидетельствами о смерти (л.д.12). Таким образом, Сумарокова А.В. приобрела статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В период жизни родителей, Сумарокова А.В. совместно с ними проживала в принадлежащем её бабушке - Леонович А.П., жилом доме № * в пос. *, Вельского района. В 2000 году Леонович А.П. составила завещание, которым завещала указанное жилое помещение своим трем дочерям, в том числе и Сумароковой С.С., матери истца по делу (л.д.16). После смерти матери истицы, постановлением главы МО «Вельский район» № * от * года за Сумароковой А.В. было сохранено право на проживание в жилом помещении по адресу: Архангельская область, Вельский район, пос. * (л.д. 15), где зарегистрировано и проживает 11 человек. Данные обстоятельства подтверждаются предоставленной администрацией МО «*» информацией от * года (л.д.47). На момент закрепления жилого помещения Сумарокова А.В. обучалась до 2005 года в МБОУ «*» (л.д.11), а в 2007 году поступила в ГАОУ НПО «*», который окончила в июне 2011 года (л.д. 11 оборот). Поскольку истица не была указана в завещании, то Сумарокова А.В., после смерти бабушки в 2009 году, не имела возможности воспользоваться наследственной трансмиссией. Жилое помещение, в котором за Сумароковой А.В. было сохранено право на проживание, в настоящее время принадлежит другим людям, что сторонами в судебном заседании не оспаривается и подтверждается Актом обследования сохранности жилого помещения от * года (л.д.14), справкой администрации МО «*е» от * года № 214.(л.д.48). Вследствие этого, за истцом, на основании заключения органа опеки и попечительства от * года (л.д.13) постановлением главы МО «Вельский муниципальный район» от * года № *, закреплено право на внеочередное получение жилого помещения. Этим же постановлением отменено постановление главы названного муниципального образования № * о сохранении за истцом права на проживание в жилом помещении Вельский район, пос. *. (л.д.13 оборот) Решением общественной жилищной комиссии МО «*» от *принято решение о закреплении права на внеочередное получение жилого помещения за Сумароковой А.В. Одновременно, она была поставлена на получение вне очереди жилья, где состоит под номером №*. (л.д.43,46) Другого жилого помещения по договору социального найма либо в собственности на территории МО «*» и МО «Вельское» Сумарокова А.В. не имеет. Решением Совета депутатов МО «*» № * года «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» на территории данного муниципального образования установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 8 кв.м. общей площади и норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма 10 кв.м. общей площади на одного человека (л.д.44). Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Вельского района в интересах Сумароковой А.В. подлежат удовлетворению. К данному выводу суд пришёл по следующим основаниям. Так, сохраненное право на проживание в 2006 году за истицей в жилом помещение в пос. *, Вельского района утрачено, и это жилье принадлежит посторонним истцу людям. Право на внеочередное получение жилья истица имеет с марта 2012 года на территории МО «*». Согласно статьям 45, 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа государственными полномочиями Архангельской области» государственными полномочиями, в том числе государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, наделяются органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области, городских и сельских поселений и городских округов Ненецкого автономного округа. В соответствии с конституционными принципами правового государства, в силу которых права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства (статья 2; статья 45, часть 1, Конституции Российской Федерации), органы государственной власти обязаны осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы соблюдались права и свободы человека и гражданина, а в случаях их нарушения - обеспечивалось максимально быстрое и полное их восстановление. Поскольку закрепленное за истицей прежнее жилое помещение после смерти ее родителей не сохранено, тем самым обязательство, предусмотренное ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспечить ее жилым помещением по договору социального найма по окончании срока учебы в учебном заведении, а также по достижении совершеннолетия, должно быть возложено на администрацию МО «*», за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Таким образом, согласно действующему законодательству, право на внеочередное получение жилого помещения у истца возникло после окончания пребывания его в образовательном учреждении, то есть с июня 2011 года. Сумарокова А.В. обладая статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей и имея право на внеочередное предоставление жилого помещения, приобрела право для предоставления ей жилого помещения вне очереди, поскольку обратное будет свидетельствовать о нарушении конституционного принципа равенства всех перед законом и права на жилище (ст.18, 40 Конституции РФ). На момент судебного разбирательства жилищные права Сумароковой А.В., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не восстановлены, то есть жилое помещение по договору социального найма по месту постановки на учет на получение жилья на территории МО «*», компенсации за него, не предоставлено. Доказательств обратному, в соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в судебное заседание представлено не было. Установлено, что за истицей закреплено право на внеочередное получение жилого помещения на территории МО «*», то и правоотношения по найму жилого помещения у Сумароковой А.В. возникли с администрацией МО «*». Отсутствие финансирования, продаваемого либо строящегося жилья на территории названного муниципального образования, не может являться основанием к отказу в иске, поскольку будет противоречить нормам права. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна быть реализована только после предоставления жилого помещения. Сумарокова А.В. до настоящего времени не обеспечена жилой площадью по договору социального найма и ей не предоставлено жилое помещение, то в данном случае она не лишена возможности воспользоваться гарантированным и нереализованным правом на внеочередное предоставление жилья, которое не было ей получено, что не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. В связи с тем, что Сумарокова А.В. имеет закрепленное право на внеочередное предоставление жилого помещения и в силу названных выше норм права администрация МО «*» обязана исполнить обязательство по предоставлению истице жилого помещения. Предоставление субвенций по выполнению государственных гарантий по предоставлению жилья данной категории лиц, является механизмом по исполнению названного законодательства, то суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Норма общей площади предоставляемого жилого помещения на территории МО «*» по договору социального найма на одного человека составляет 10 кв.м. Суд, руководствуясь принципом восстановления права истца, считает возможным обязать администрацию МО «*» в срок до * года предоставить вне очереди жилое помещение Сумароковой А.В. по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной на территории МО «*», то есть не менее 10 кв.м., применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте МО «*» за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Кроме этого суд принимает признание иска представителем ответчика Коротаевой Г.А., поскольку это волеизъявление не противоречит закону, не нарушает права и интересы иных лиц, то в соответствии с положениями ст.173 ГПК РФ иск надлежит удовлетворить. Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л : иск прокурора Вельского района в интересах Сумароковой * – удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «*» предоставить Сумароковой * в срок до 01 марта 2013 года жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям МО «*», общей площадью на менее 10 квадратных метров, соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте МО «*» Вельского района Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, и лиц их числа. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Архангельском областном суде, путем подачи апелляционной жалобы, через Вельский районный суд.