РЕШЕНИЕ г. Вельск 23 июля 2012 года при секретаре Боковиковой Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Вельске 23 июля 2012 года гражданское дело по исковому заявлению С. к администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район», администрации муниципального образования «ххххх» о признании незаконным постановления администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» № ххххх от ххххх года и предоставлении жилого помещения, установил: С. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «ххххх» (далее – администрация МО «ххххх»), администрации муниципального образования «ххххх» (далее – администрация МО «ххххх») о признании незаконным постановления администрации МО «ххххх» № ххххх от ххххх года «ххххх» и о предоставлении отдельного жилого помещения по договору социального найма, по месту регистрации п. ххххх, отвечающего санитарным и техническим правилам, площадью не менее ххххх кв.м., в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных исковых требований С. указала, что она имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Основанием получения указанного статуса, послужил тот факт, что ее мать – С., является инвалидом ххххх группы, а отец – С. умер. Постановлением главы администрации «ххххх» над ней была учреждена опека. Постановлением № ххххх от ххххх года закреплено право на внеочередное получение жилого помещения и ххххх года она была поставлена в очередь на улучшение жилищных условий. Однако постановлением главы МО «Вельский муниципальный район» № ххххх от ххххх года постановление о закреплении за ней права на внеочередное получение жилого помещения отменено, поэтому она была снята с очереди на улучшение жилищных условий. Считает снятие ее с жилищного учета как ребенка, оставшегося без попечения родителей, нуждающегося во внеочередном предоставлении жилья незаконным, поскольку она проживает в жилом помещении, принадлежащем ее матери, общая площадь помещения составляет ххххх кв.м. При этом жилое помещение признано ветхим и в нем проживает ххххх человек, один из которых болен ххххх. В судебном заседании С. и ее представитель Ш. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по тем же основаниям. В судебном заседании представитель отдела опеки и попечительства администрации МО «ххххх» Ю. заявленные исковые требования Степановой З.В. не признала, указав, что С. снята с учета лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения на основании постановления главы администрации № ххххх от ххххх года, в связи с поступившим в адрес администрации протестом прокурора Вельского района. В ходе проверки проведенной прокуратурой было установлено, что за С. сохранено жилое помещение, расположенное по адресу: ххххх. Основанием закрепления жилого помещения за С. послужило нахождение жилого помещения в чужой собственности. Собственником указанного жилого помещения на основании договора купли-продажи от ххххх года, является М., умерший ххххх года. С. является дочерью М. и матерью С. Считает, что С. имеет право пользования жилым домом № ххххх по ул. ххххх в п. ххххх, так как собственником указанного жилого помещения в настоящее время является мать С., поэтому отсутствуют основания для удовлетворения требований истца. Администрация МО «Вельский муниципальный район» своего представителя в судебное заседание не направила, из представленного заявления следует, что представитель администрации МО «Вельский муниципальный район» З. просила рассмотреть дело безе участия. В отзыве от ххххх года представитель администрации МО «ххххх» З. указала, что с исковыми требованиями С. не согласна, поскольку она была снята с учета лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения на основании постановления главы администрации № ххххх от ххххх года, в связи с поступившим в адрес администрации протестом прокурора Вельского района. В судебное заседание администрация МО «ххххх» своего представителя не направила. Согласно представленному заявлению от ххххх года исполняющая обязанности главы администрации МО «ххххх» Ш. просила рассмотреть дело без участия представителя администрации. В соответствии с отзывом главы администрации МО «ххххх» К. от ххххх года с иском администрация не согласна, просит в удовлетворении заявленных исковых требований С. отказать, в связи с тем, что С. ххххх года общественной комиссией по жилищным вопросам при администрации муниципального образования «ххххх» была поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении как ребенок-сирота на основании постановления главы муниципального образования «Вельский муниципальный район» № ххххх от ххххх года «О закреплении права на внеочередное получение жилого помещения за С.», ххххх года рождения». ххххх года С. была снята с учета нуждающихся в жилом помещении граждан в муниципальном образовании «Кулойское» на основании постановления главы муниципального образования «Вельский муниципальный район» № ххххх от ххххх года «Об отмене постановления». В связи с отменой постановления главы муниципального образования «Вельский муниципальный район» № ххххх от ххххх года «ххххх» общественная комиссия по жилищным вопросам при администрации муниципального образования «ххххх» вынуждена была снять истца с соответствующего учета. Поскольку в настоящее время С. не стоит на учете, нуждающихся в жилом помещении в муниципальном образовании «ххххх», на основании ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Архангельской области № 79-5-03 от 20 сентября 2005 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» ей не может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма. Министерство образования, науки и культуры Архангельской области, а также Министерство финансов Архангельской области в судебное заседание своих представителей не направило, согласно представленным ходатайствам, представители просили рассмотреть дело без их участия. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение органа опеки и попечительства, суд пришел к следующему. В соответствии со ст.ст. 18, 40 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно статье 1 Жилищного кодекса Российской Федерации к основным началам жилищного законодательства относится реализация гражданами права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В условиях рыночной экономики граждане обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы. Вместе с тем, статья 40 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным, указанным в законе гражданам, дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, Положения Федерального закона № 159 распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Согласно п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В судебном заседании установлено, что родителями С., ххххх года рождения, уроженки п. С., являются С. и С. Мать истца – С., является инвалидом ххххх группы, нуждается в постоянном постороннем уходе и не может исполнять родительские обязанности. Отец – С. умер ххххх года. Данные обстоятельства подтверждаются делом освидетельствования С. в Вельском бюро МСЭ, а также выпиской из актовой записи о смерти № ххххх от ххххх года. С. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации МО «Вельский район» № ххххх от ххххх года, над несовершеннолетней С. учреждена опека, опекуном назначена И. Согласно постановлению главы администрации МО «Вельский район» № ххххх от ххххх года за несовершеннолетней С. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: ххххх. В соответствии с постановлением главы МО «Вельский муниципальный район» № ххххх от ххххх года в постановлении администрации МО «Вельский район» № ххххх от ххххх года исключены слова «С., ххххх». За С. сохранено право на внеочередное получение жилого помещения. ххххх года на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования «ххххх» С. общественной комиссией была поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении как ребенок, оставшийся без попечения родителей, на основании постановления главы муниципального образования «Вельский муниципальный район» № ххххх от ххххх года. Администрацией МО «ххххх» рассмотрен протест прокурора Вельского района от ххххх года № ххххх на постановление главы МО «Вельский муниципальный район» от ххххх года № ххххх «О закреплении права на внеочередное получение жилого помещения за С., ххххх года рождения», указанное постановление отменено. Данные обстоятельства подтверждаются Постановлением «Об отмене постановления» № ххххх от ххххх года. Основанием принесения протеста в адрес администрации МО «Вельский муниципальный район» послужил тот факт, что прокуратурой Вельского района проведена проверка Постановления МО «Вельский муниципальный район» от ххххх года № ххххх «О закреплении права на внеочередное получение жилого помещения за С., ххххх года рождения». В ходе проверки установлено, что за С. сохранено жилое помещение, расположенное по адресу: ххххх. Основанием закрепления жилого помещения за С. послужило нахождение жилого помещения в чужой собственности. Собственником указанного жилого помещения на основании договора купли-продажи от ххххх года, является М., умерший ххххх года. С. является дочерью М. и матерью С. Таким образом, указанное постановление нарушает положения ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право лица, оставшегося без попечения родителей С. на сохранение за ней закрепленного жилого помещения и подлежит отмене. ххххх года С. снята с учета, нуждающихся в жилом помещении граждан в муниципальном образовании «ххххх» на основании постановления главы муниципального образования «Вельский муниципальный район» № ххххх от ххххх года «Об отмене постановления». Между тем, в судебном заседании установлено, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года детьми, оставшимися без попечения родителей являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке Данные лица в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. С. является лицом, оставшимся без попечения родителей: ее мать является инвалидом первой группы, а отец умер. Имеющийся у истца статус лицами, участвующими в деле, не оспаривался. Мать истца - С. является дочерью и наследником первой очереди М., умершего ххххх года. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела № ххххх о праве наследования к имуществу М. Наследственным имуществом после смерти М., является дом, расположенный по адресу: ххххх. С. фактически приняла наследство после смерти своего отца М. Довод представителя истца о том, что данный жилой дом признан ветхим, является несостоятельным, поскольку соответствующий акт составлен неуполномоченными лицами. Кроме того, отсутствуют сведения о возможности проживания в данном жилом помещении. Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку, суд приходит к выводу, что исковые требования С. к администрации МО «Вельский муниципальный район», администрации МО «ххххх» подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям. В ххххх году С. завершила обучение в ГАО УСПО «ххххх». Так, по сообщению ГАО УСПО «ххххх» от ххххх года в период с ххххх года по ххххх года С. обучалась в ГОУ НПО «ххххх» по профессии – продавец контролер – кассир. С ххххх года переведена на полное государственное обеспечение. За С. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: ххххх. Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от ххххх года следует, что сведения о правах С. на объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. Довод представителя отела опеки и попечительства администрации МО «Вельский муниципальный район» Ю. о том, что С. имеет право пользования жилым домом № ххххх по ул. ххххх, так как собственником указанного жилого помещения является мать С., является несостоятельным, поскольку истец имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, жилые помещения у нее в собственности либо на условиях договора социального найма отсутствуют. Кроме того, в жилом помещении, расположенном по адресу: ххххх, общей площадью ххххх кв. м., в том числе жилой площадью ххххх кв.м., зарегистрированы ххххх человек. Суд приходит к выводу, что С. как ребенок, оставшийся без попечения родителей в возрасте до ххххх лет, имеет право на закрепление за ней права на внеочередное получение жилого помещения. Следовательно, постановление главы МО «Вельский муниципальный район» «Об отмене постановления» № ххххх от ххххх года, является незаконным и подлежащим отмене. Право С. на получение жилья до настоящего времени не реализовано. Таким образом, в соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации у С. возникло право на обеспечение по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статьями 45 и 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области» определено, что органы местного самоуправления муниципальных образований городских и сельских поселений наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания их в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Постановлением администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» № ххххх от ххххх года утвержден порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений. Согласно данному порядку, ежегодно, до 15 ноября текущего года администрации поселений направляют в отдел опеки и попечительства несовершеннолетних и совершеннолетних лиц администрации МО «Вельский муниципальный район» заявления на выделение субвенции и списки лиц, подлежащих обеспечением жильем в планируемом году за счет средств областного бюджета, сообщают сведения о лицах, которые будут обеспечены жилыми помещениями из жилищного фонда поселения. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется путем предоставления приобретенного жилого помещения на условиях социального найма согласно сводному реестру нуждающихся в жилых помещениях граждан данной категории и решения комиссии соответствующего поселения по распределению жилых помещений. Договор социального найма заключается администрацией поселения. Таким образом, указанными правовыми актами установлено, что обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, возложено на органы местного самоуправления по месту жительства таких детей. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна быть реализована только после предоставления жилого помещения. С. выявлена как лицо, оставшееся без попечения родителей, на территории МО «ххххх» Вельского района. Статья 6.1 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 79-5-03 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» предусматривает, что жилое помещение детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа предоставляется по месту их учета на территории соответствующего городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области. До настоящего времени право на получение жилья вне очереди не реализовано по независящим от С. причинам. Доказательств обратному, в соответствии со ст.5 6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в судебное заседание ответчиками представлено не было. При этом, требования С. о предоставлении жилого помещения площадью не менее ххххх кв.м. является необоснованным. Так, в соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, и других факторов. В соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования «ххххх» № ххххх от ххххх года установлена норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма в размере ххххх кв.м. общей площади на одного человека. Суд, руководствуясь принципом восстановления права истца, считает необходимым обязать администрацию МО «ххххх» предоставить С. в срок не позднее ххххх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу жилое помещение по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям муниципального образования «ххххх», в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной на территории МО «ххххх», соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте поселка ххххх. В соответствии со статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков. Следовательно, государственная пошлина взысканию с ответчиков не подлежит. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решил: исковые требования С. удовлетворить частично. Признать постановление главы муниципального образования «Вельский муниципальный район» «Об отмене постановления» № ххххх от ххххх года, незаконным. Обязать администрацию муниципального образования «Кулойское» предоставить С. в срок не позднее ххххх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу жилое помещение по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям муниципального образования «ххххх» и отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее ххххх кв.м., расположенное в черте поселка ххххх за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. С. в удовлетворении заявленных исковых требований к администрации муниципального образования «ххххх» о признании незаконным постановления главы муниципального образования «Вельский муниципальный район» «Об отмене постановления» № ххххх от ххххх года отказать. С. в удовлетворении заявленных исковых требований к администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения отказать. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд. Председательствующий Н.В. Сидорак