РЕШЕHИЕ Именем Российской Федерации Вельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Сидорак Н.В., при секретаре Боковиковой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске 26 июля 2012 года гражданское дело по исковому заявлению М. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 92 г. Вельска» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и компенсации морального вреда, установил: М. обратилась в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 92 г. Вельска» (далее – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 92 г.Вельска») о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы без учета НДФЛ за период с ххххх года по ххххх года в размере ххххх рублей ххххх коп., расходов за юридические услуги в размере ххххх рублей 00 коп., компенсации морального вреда в размере ххххх рублей 00 коп. В обоснование заявленных исковых требований М. указала на незаконность действий работодателя по начислению и выплате ей в указанный период заработной платы в размере менее установленного Федеральными законами от 24 июня 2008 года № 91-ФЗ, от 01 июня 2011 года № 106-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимального размера оплаты труда в сумме 4330 рублей и 4611 рублей соответственно (без учета начисления районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера). В связи с тем, что работодатель необоснованно выплачивал заработную плату в размере ниже, чем предусмотрено законодательством, ей причинены нравственные страдания. Также указала, что за оказание юридических услуг по составлению искового заявления понесла расходы в размере ххххх рублей 00 коп. В судебном заседании М. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по тем же основаниям. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 92 г. Вельска» в судебное заседание своего представителя не направило. Из представленного отзыва следует, что директор школы Б. просила рассмотреть дело без участия представителя образовательного учреждения. Также указала, что в минимальный размер оплаты труда входят районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Расчет заработной платы осуществляется в соответствии с постановлениями главы МО «Вельский муниципальный район». Считает, что заработная плата истцу начисляется и выплачивается в полном объеме. При вынесении решения просила учесть, что школа является бюджетным учреждением, финансирование администрацией МО «Вельский муниципальный район» осуществляется в гораздо меньшем объеме, чем запланировано. Одновременно было заявлено ходатайство о применении пропуска срока обращения в суд за разрешением трудового спора за период с хххххгода по ххххх года в соответствии п. 1 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации. Выслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему. Как следует из представленных материалов и не оспаривается сторонами, М. была принята на работу в «ххххх – ххххх № 3 «ххххх» - структурное подразделение МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 92 г. Вельска» ххххх с ххххх года. Ххххх года между М. и образовательным учреждением заключен трудовой договор. Из приказа муниципального дошкольного образовательного учреждения «ххххх – ххххх № 3 «ххххх» от ххххх года №ххххх следует, что М. принята на должность ххххх на ххххх ставку на срок с ххххх года по ххххх года с оплатой по 2 разряду ЕТС с выплатой надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50% и районного коэффициента в размере 20%. Приказом образовательного учреждения № ххххх от ххххх года М. переведена на ххххх ставки с ххххх года постоянно. Впоследствии муниципальное дошкольное образовательное учреждение «ххххх – ххххх № 3 «ххххх» реорганизовано путем присоединения в «ххххх – ххххх № ххххх «ххххх» - структурное подразделение МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 92 г. Вельска». С ххххх года МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 92 г. Вельска» переименовано в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 92 г. Вельска». Согласно приказу МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 92 г. Вельска» № ххххх от ххххх года М. разрешено внутреннее совместительство по должности ххххх на ххххх ставки с ххххх по ххххх года. В соответствии с приказом образовательного учреждения № ххххх от ххххх года М. разрешено внутреннее совместительство по должности ххххх на ххххх ставки, с оплатой с ххххх по ххххх года и выплатой надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50% и районного коэффициента в размере 20%. М. работает в должности ххххх на ххххх ставки по настоящее время. Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц – муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 92 г. Вельска», расположена по адресу: ххххх. Таким образом, муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 92 г. Вельска» расположено в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В период с ххххх года по ххххх года М. начислялась заработная плата, состоящая из оклада, районного коэффициента в размере 20%, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50%, иных выплат стимулирующего характера, что без учета районного коэффициента и процентной надбавки составляло ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации. Между тем, в силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для работников организаций, расположенных в указанных районах должны начисляться к совокупной заработной плате, размер которой без этих коэффициентов и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации. Суд критично относится к доводам ответчика о правильном начислении истцу заработной платы со ссылкой на то, что районный коэффициент и надбавка за работу в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях входит в минимальный размер оплаты труда, как не основанных на нормах материального права в силу следующего. Действительно, Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации была исключена ч. 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 01 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы непрофессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации). Однако, действующей в настоящее время ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы. Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы. С учетом изложенного, суд, приходит к выводу о том, что в спорный период работодатель незаконно установил М. размер заработной платы, который без учета районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям составлял с ххххх года менее суммы 4330 рублей, то есть минимального размера оплаты труда, предусмотренного Федеральным законом от 24 июня 2008 года № 91-ФЗ, а с 01 июня 2011 года менее суммы 4611 рублей, то есть минимального размера оплаты труда, предусмотренного Федеральным законом от 01 июня 2011 года № 106-ФЗ. В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации). Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Приказами образовательного учреждения № ххххх от ххххх года, № ххххх от ххххх года, № ххххх от ххххх года, № ххххх от ххххх года М. произведено начисление доплаты к начисленной заработной плате до минимального размера оплаты труда в Архангельской области. В соответствии с приказами № ххххх от ххххх года, № ххххх от ххххх года, № ххххх от ххххх года, № ххххх от ххххх года истцу произведены выплаты стимулирующего характера. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37). По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума. Часть 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В силу положений ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (ст. 7). Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146). Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч.ч. 1 и 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст.ст. 148, 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации). Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях. Изменения, внесенные в ст.ст. 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст.ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях. Вместе с тем, как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 июня 2011 года по делу № 52-В11-1, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со ст.ст. 315-317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях. Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в ст.ст. 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации. Следовательно, доводы представителя ответчика сводятся к иному ошибочному их толкованию и не могут рассматриваться иначе, как незаконное лишение работников права на получение вознаграждения за труд не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации. То обстоятельство, что заработная плата истца без начисленного районного коэффициента и северной надбавки составляла меньшую сумму, чем установленный действующим законодательством размер МРОТ, подтверждается материалами дела. Директором образовательного учреждения заявлено о применении последствий пропуска срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора в соответствии с п. 1 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации и отказе в удовлетворении иска в части взыскания недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с ххххх года по ххххх года. В силу п. 1 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске данного срока по уважительной причине суд вправе его восстановить. В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» № 2 от 17 марта 2004 года разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи). В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона представляет суду доказательства по тем обстоятельствам, на которые она ссылается, как на основания заявленных требований. Истцом не предоставлено доказательств, свидетельствующих об уважительных причинах пропуска трехмесячного срока обращения в суд. М., работая в структурном подразделении МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 92 г. Вельска» получала заработную плату ежемесячно, с расчетными листками. В расчетных листках состав заработной платы, виды начислений и удержаний изложены в доступной форме. В соответствии с трудовым договором работнику установлена 5-дневная рабочая неделя с двумя выходными днями. Продолжительность рабочей недели не может превышать 36 часов. В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 92 г. Вельска» днями выплаты заработной платы являются: за первую половину месяца – ххххх, за вторую половину месяца – ххххх. Из пояснений истца следует, что заработную плату она получает один раз в месяц, а именно ххххх числа каждого месяца, ввиду отказа по собственной инициативе получать аванс. Заработная плата в ххххх году за ххххх подлежит выплате ххххх, за ххххх - ххххх, за ххххх - ххххх, за ххххх – ххххх. М. обратилась в суд с иском ххххх года. Следовательно, исходя из буквального толкования п. 1 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации срок истцом для разрешения индивидуального трудового спора не пропущен начиная с ххххх года по ххххх года. Однако, поскольку ответчиком заявлено ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности в отношении периода с ххххх года по ххххх года, поэтому с МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 92 г. Вельска» в пользу М. подлежит взысканию недоначисленная и невыплаченная заработная плата за ххххх и ххххх года. В удовлетворении исковых требований М. в части взыскания недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с хххххгода по ххххх года следует отказать. За ххххх года истцу должно быть доначислено ххххх рубля ххххх коп. За ххххх года М. должно быть доначислено с учетом выполнения норм труда ххххх рублей ххххх коп. Таким образом, в пользу истца подлежит взысканию недоначисленная и невыплаченная заработная плата за период с ххххх года по ххххх года в размере ххххх рублей ххххх коп. При этом недоначисленная и невыплаченная сумма заработной платы определена судом без учета подлежащего удержанию налога на доходы физических лиц. Статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работник имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым Кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами. В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости. Действия МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 92 г. Вельска» нарушают права и законные интересы М., связанные с ее трудовой деятельностью, и являются неправомерными. Определяя размер подлежащей взысканию с ответчика компенсации морального вреда, суд принимает во внимание все обстоятельства данного спора, учитывает несвоевременность выплаты заработной платы в полном объеме, а также принцип разумности и справедливости, возражения ответчика относительно заявленного размера компенсации, в связи с чем считает возможным взыскать с МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 92 г. Вельска» в пользу М. в счет компенсации морального вреда ххххх рублей 00 коп. В соответствии со ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в частности, суммы, подлежащие выплате экспертам, расходы на оплату услуг представителей, другие расходы, признанные судом необходимыми. В силу ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 настоящего Кодекса. Частью 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Согласно представленной в материалы дела квитанции № ххххх от ххххх года М. произвела уплату ххххх рублей 00 коп. ООО «ххххх» за оказанные услуги по составлению искового заявления. Данные расходы являются реальными, разумными и достаточными при тех обстоятельствах, при которых происходило рассмотрение дела, подтверждаются соответствующими документами, а поэтому подлежат взысканию с образовательного учреждения в пользу М. В соответствии со ст.ст. 98, 102, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в пользу бюджета муниципального образования «Вельский муниципальный район» пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решил: исковые требования М. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 92 г. Вельска» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда - удовлетворить частично. Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 92 г. Вельска» в пользу М. в счет недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с ххххх года по ххххх года ххххх рублей ххххх коп., в счет компенсации морального вреда ххххх рублей 00 коп, в счет возмещения судебных расходов ххххх рублей 00 коп., всего – ххххх рублей ххххх коп. Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 92 г. Вельска» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Вельский муниципальный район» в размере ххххх рублей 00 копеек. В иске М. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 92 г. Вельска» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с ххххх года по ххххх года отказать. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд. Председательствующий Н.В. Сидорак