О взыскании недоначисленной и не выплаченной заработной платы и компенсации морального вреда



Дело № 2-979/2012

РЕШЕHИЕ

Именем Российской Федерации

г. Вельск 01 августа 2012 года

Вельский районный суд Архангельской области

в составе председательствующего Сидорак Н.В.,

при секретаре Боковиковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске 01 августа 2012 года гражданское дело по исковому заявлению П. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Шунемская основная общеобразовательная школа № 19» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и компенсации морального вреда,

установил:

П. обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Шунемская основная общеобразовательная школа № 19» (далее – МБОУ «Шунемская основная общеобразовательная школа № 19») о возложении обязанности по начислению заработной платы без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с ххххх года по ххххх в сумме ххххх рублей 00 коп., а также о компенсации морального вреда в размере ххххх рублей 00 коп.

В обоснование заявленных исковых требований П. указал на незаконность действий работодателя по начислению и выплате ему в указанный период заработной платы в размере менее установленного Федеральным законом от 01 июня 2011 года № 106-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимального размера оплаты труда в сумме 4611 рублей (без учета начисления районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера). В связи с тем, что работодатель необоснованно выплачивал заработную плату в размере ниже, чем предусмотрено законодательством, ему причинены нравственные страдания.

В судебное заседание П. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно представленному заявлению П. просил рассмотреть дело без его участия.

МБОУ «Шунемская основная общеобразовательная школа № 19» в судебное заседание своего представителя не направила. Из представленного отзыва следует, что директор МБОУ «Шунемская основная общеобразовательная школа № 19» К. с заявленными исковыми требованиями не согласна в полном объеме. В минимальный размер оплаты труда входят районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Как следует из представленных материалов и не оспаривается сторонами, П. ххххх года принят на работу ххххх в муниципальное образовательное учреждение «Шунемская основная общеобразовательная школа № 19» с оплатой труда по 2 разряду ЕТС, выплатой районного коэффициента в размере 20% и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50%.

Ххххх года между П. и образовательным учреждением заключен трудовой договор № ххххх.

С ххххх года муниципальное образовательное учреждение «Шунемская основная общеобразовательная школа № 19» переименовано в муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Шунемская основная общеобразовательная школа № 19».

П. работает в должности сторожа по настоящее время.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц – муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Шунемская основная общеобразовательная школа № 19», расположена по адресу: ххххх.

Таким образом, муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Шунемская основная общеобразовательная школа № 19» расположено в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

В период с ххххх года по ххххх года П. начислялась заработная плата, состоящая из оклада, районного коэффициента в размере 20%, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50%, надбавок стимулирующего характера, что без учета районного коэффициента и процентной надбавки составляло ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, в сумме 4611 рублей.

Между тем, в силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для работников организаций, расположенных в указанных районах должны начисляться к совокупной заработной плате, размер которой без этих коэффициентов и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

Суд критично относится к доводам ответчика о правильном начислении истцу заработной платы со ссылкой на то, что районный коэффициент и надбавка за работу в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях входит в минимальный размер оплаты труда, как не основанных на нормах материального права в силу следующего.

Действительно, Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации была исключена ч. 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

С 01 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы непрофессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Однако, действующей в настоящее время ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

При этом ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы.

С учетом изложенного, суд, приходит к выводу о том, что в спорный период работодатель незаконно установил П. размер заработной платы, который без учета районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям составлял менее суммы 4611 рублей, то есть минимального размера оплаты труда, предусмотренного Федеральным законом от 01 июня 2011 года № 106-ФЗ.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Часть 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В силу положений ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (ст. 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч.ч. 1 и 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст.ст. 148, 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Изменения, внесенные в ст.ст. 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст.ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Вместе с тем, как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 июня 2011 года по делу № 52-В11-1, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со ст.ст. 315-317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в ст.ст. 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

Следовательно, доводы представителя ответчика сводятся к иному ошибочному их толкованию и не могут рассматриваться иначе, как незаконное лишение работников права на получение вознаграждения за труд не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации.

Не может быть принято во внимание наличие действовавшего до 31 декабря 2011 года в субъекте трехстороннего соглашения, заключенного администрацией Архангельской области с представителями профсоюзов работодателей (в редакции дополнительного соглашения от 01 июля 2011 года), об установлении минимального размера оплаты труда в Архангельской области в размере 5675 рублей и указанием о включении в эту сумму, в том числе районного коэффициента и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, так как в соответствии со ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Вместе с тем, за вычетом районного коэффициента в размере 20% и процентной надбавки в размере 50% установленный данным соглашением МРОТ составляет ниже размера МРОТ, определенного Федеральным законом от 01 июня 2011 года № 106-ФЗ в сумме 4611 рублей. При таких обстоятельствах указанное соглашение не подлежит применению, поскольку в силу ст. 6 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, если закон или иной нормативный акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящем кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий кодекс или иной федеральный закон.

То обстоятельство, что заработная плата истца без начисленного районного коэффициента и северной надбавки составляла меньшую сумму, чем установленный действующим законодательством размер МРОТ, подтверждается материалами дела.

Постановлением главы МО «Вельский муниципальный район» № 696 от 29 апреля 2011 года установлено, что работникам, полностью отработавшим месячную норму рабочего времени и выполнившим норму труда (трудовые обязанности) необходимо производить начисление ежемесячной доплаты к начисленной заработной плате до 5675 рублей в месяц.

На основании вышеуказанных норм суд приходит к выводу, что работодатель незаконно установил истцу размер заработной платы, который без учета районного коэффициента и надбавки за работу в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет после 01 июня 2011 года менее суммы 4611 рублей. Данные действия ответчика являются незаконными.

В МБОУ «Шунемская основная общеобразовательная школа № 19» днями выплаты заработной платы являются: за первую половину месяца – ххххх числа текущего месяца; за вторую половину месяца – ххххх числа последующего месяца.

Заработная плата в 2012 году за ххххх подлежит выплате ххххх, за ххххх – ххххх, за май – ххххх. П. обратился в суд с иском ххххх года. Таким образом, срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора истцом не пропущен.

П. должно быть доначислено без учета подлежащего удержанию налога на доходы физических лиц за ххххх года ххххх рублей ххххх коп., за ххххх года ххххх рубля ххххх коп., за ххххх года ххххх рублей ххххх коп.

Таким образом, в пользу истца подлежит взысканию недоначисленная и невыплаченная заработная плата за период с ххххх года по ххххх года без учета подлежащего удержанию налога на доходы физических лиц в размере ххххх рублей 00 коп.

Статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работник имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым Кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.

В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Действия МБОУ «Шунемская основная общеобразовательная школа № 19» нарушают права и законные интересы П., связанные с его трудовой деятельностью, и являются неправомерными.

Определяя размер подлежащей взысканию с ответчика компенсации морального вреда, суд принимает во внимание все обстоятельства данного спора, учитывает несвоевременность выплаты заработной платы в полном объеме, а также принцип разумности и справедливости, возражения ответчика относительно заявленного размера компенсации, в связи с чем считает возможным взыскать с МБОУ «Шунемская основная общеобразовательная школа № 19» в пользу П. в счет компенсации морального вреда ххххх рублей 00 коп.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Следовательно, в доход бюджета муниципального образования «Вельский муниципальный район» с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере ххххх рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

иск П. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Шунемская основная общеобразовательная школа № 19» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда - удовлетворить.

Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Шунемская основная общеобразовательная школа № 19» в пользу П. в счет недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с ххххх года по ххххх года ххххх рублей 00 коп., в счет компенсации морального вреда ххххх рублей 00 коп, всего – ххххх рублей 00 коп.

Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Шунемская основная общеобразовательная школа № 19» производить начисление и выплачивать П., работающему в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Шунемская основная общеобразовательная школа № 19» ххххх, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполненной норме труда, заработную плату с учетом минимального размера оплаты труда по Российской Федерации, не менее суммы, исчисляемой из минимального размера оплаты труда по Российской Федерации, с начислением на данную сумму районного коэффициента и установленной П. процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Шунемская основная общеобразовательная школа № 19» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Вельский муниципальный район» в размере ххххх рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд.

Председательствующий Н.В. Сидорак