Р Е Ш Е H И Е Именем Российской Федерации Вельский районный суд Архангельской области в составе: Председательствующего Латфуллина И.Г., при секретаре Роговой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по иску Оськиной Е. Н. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «*» о взыскании недоначисленной заработной платы и компенсации морального вреда, у с т а н о в и л : истец обратился с иском в суд к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «*» о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда. В обоснование, указав, что работает в МБОУ «*» в структурном подразделении -детский сад №* «*» * с * 2009 года по настоящее время. Ее должностной оклад составлял * руб. в месяц, а с *.2011 года составляет * руб.* коп. в месяц, без учета районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Также работает по совместительству на 0,5 ставки в качестве * с * 2012 года и ее должностной оклад составляет * руб. в месяц. Считает, что установленный размер заработной платы нарушает ее трудовые права. С 01 июня 2011 года минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации составляет 4611 руб.. Просит взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01 января 2012 года по 31 мая 2012 года в сумме * руб. * коп., компенсацию морального вреда в сумме * руб.. В судебном заседании истец Оськина Е.Н. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме и по тем же основаниям. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в представленном отзыве иск не признал, указав, что школа является бюджетным учреждением, дополнительных средств у них нет, при начислении заработной платы истцу они руководствовались документами главы района и министерства образования и науки Архангельской области. Одновременно заявила ходатайство о применении пропуска срока обращения в суд за разрешением трудового спора за период 01 февраля 2012 года по 28 февраля 2012 года в соответствии п.1 ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку истец обратилась в суд только *2012 года. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пришел к следующему. Статья 37 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В соответствии с Федеральным законом №106-ФЗ от 01 июня 2011 года « О внесении изменений в статью 1 Федерального закона от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации с 1 июня 2011 года установлен в сумме 4611 рублей. Согласно статье 136 Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок, место и сроки выплаты заработной платы, определено, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. Как было установлено в судебном заседании муниципальное бюджетное образовательное учреждение «*» ( далее МБОУ «*») является юридическим лицом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц. Приказом о приеме на работу № * от * 2009 года Оськина Е.Н. принята * с * 2009 года по 3 разряду единой тарифной сетки. Ей установлена выплата районного коэффициента в размере 20% и северную надбавку в размере 50% и 12% за вредность. С Оськиной Е.Н. заключен трудовой договор (контракт) №*, согласно которого она принята * с * 2009 года, определен рабочий день с 8 часов 00 минут до 17 часов 12 минут, обед с 13 часов до 15 часов, продолжительность еженедельной работы 36 часов. Определ должностной оклад ( тарифная ставка) в размере 3 разряда ЕТС, процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера ( приравненных к ним в местностях) 50% в месяц, районный коэффициент к заработной плате 20% в месяц, премия квартальная в размере из 2% должностного оклада, другие вознаграждения до 15%. Действующей в настоящее время частью 3 ст.133 Трудового кодекса ( в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года №90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года №54-ФЗ» установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда ( трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства ( части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантироваться каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате ( статьи 148,315,316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации). Часть 1 ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату (оплата труда работника) как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом ( статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации). Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов ( тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Согласно "Соглашения о минимальной заработной плате в Архангельской области" (ред. от 01.07.2011) (Вместе с "Предложением о присоединении к соглашению о минимальной заработной плате в Архангельской области" в соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации администрация Архангельской области, объединения (союзы) работодателей и объединения профсоюзных организаций Архангельской области (далее - Стороны), с учетом социально-экономических условий и в целях сохранения минимальных гарантий по оплате труда работников организаций, осуществляющих деятельность на территории Архангельской области, заключили настоящее Соглашение о минимальной заработной плате в Архангельской области (далее - Соглашение). Соглашением устанавливается размер минимальной заработной платы с 1 июня 2011 года в сумме 5675 рублей в месяц для работников, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших норму труда (трудовые обязанности). Соглашение распространяется на организации, осуществляющие деятельность на территории Архангельской области, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета. Отраслевыми соглашениями может быть установлен более высокий размер минимальной заработной платы (п. 2 в ред. Дополнительного соглашения от 01.07.2011). В размер минимальной заработной платы в Архангельской области включаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2009 года и действует до заключения нового соглашения о минимальной заработной плате в Архангельской области, но не более трех лет. Однако не может быть принято во внимание данное соглашение, заключенное администрацией Архангельской области об установлении минимального размера оплаты труда в Архангельской области в размере 5675 руб. в месяц и указанием о включении в эту сумму, в том числе районный коэффициент и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, так как в соответствии со ст.133.1 Трудового кодекса Российской Федерации размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом. Вместе с тем за вычетом районного коэффициента в размере 20 % и северной надбавки в размере 50% установленный данным соглашением МРОТ составляет 1863 руб.75 коп., что значительно ниже размера МРОТ, установленного федеральным законом №106-ФЗ от 1 июня 2011 года в сумме 4611 руб.. При таких обстоятельствах указанное соглашение не подлежит применению, поскольку в силу ст.6 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, если закон или иной нормативный акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему кодексу или иным Федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим кодексом или иными Федеральными законами, применяется настоящий кодекс или иной федеральный закон. Вместе с тем, в силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно – правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума. Заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях. Согласно положения о системе оплаты труда работников МБОУ «*» (далее Положение) п.п.2 п.4 месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда ( трудовые обязанности), не может быть ниже минимальной заработной платы в Архангельской области. Согласно п.5 Положения система оплаты труда в учреждениях устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборного профсоюзного органа ( а при его отсутствии – иного представительного органа работников) и в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Архангельской области, МО «Вельский муниципальный район» Архангельской области, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением. В силу п.10 Положения размеры окладов ( должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения из расчета минимальных размеров окладов ( должностных окладов), ставок заработной платы с учетом повышающих коэффициентов по профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, а также с учетом сложности и объема выполняемой работы. Руководитель учреждения в пределах установленного фонда оплаты труда имеет право увеличить размеры рекомендованных окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, предусмотренных Постановлением главы администрации МО «Вельский муниципальный район» №* от 21.09.2010 г. МБОУ «*» приказом №* от * 2012 года в соответствии с постановлением главы администрации МО «Вельский муниципальный район» №* от 25.12.2008 г. «Об оплате труда работников бюджетной сферы» произведена доплата до минимального размера оплаты труда за январь 2012 года работникам детского сада, в том числе и Оськиной Е.Н. в размере * руб.. МБОУ «*» приказом №* от * 2012 года в соответствии с постановлением главы администрации МО «Вельский муниципальный район» №* от 25.12.2008 г. «Об оплате труда работников бюджетной сферы» произведена доплата до минимального размера оплаты труда за февраль 2012 года работникам детского сада, в том числе Оськиной Е.Н. в размере * руб. и * руб.. МБОУ «*» приказом №* от * 2012 года в целях социальной поддержки работников муниципальных учреждений МО «Вельский муниципальный район» и постановления администрации МО «Вельский муниципальный район» №* от 09.11.2011 г. произведены выплаты стимулирующего характера за март 2012 года работникам детского сада, в том числе Оськиной Е.Н. за должность помощника воспитателя в размере 15%, и должность машинистки по стирке белья 15%. МБОУ «*» приказом №* от * 2012 года в соответствии со ст.135 Трудового кодекса РФ в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы по недопущению снижения и (или) ухудшения размеров и условий оплаты труда работников образовательного учреждения произведены доплаты к основному окладу работникам, в том числе и Оськиной Е.Н. за должность помощника воспитателя в размере 72,92%, за должность машинистки по стирке белья в размере 63,76 %. МБОУ «*» приказом №* от * 2012 года в соответствии со ст.135 Трудового кодекса РФ в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы по недопущению снижения и (или) ухудшения размеров и условий оплаты труда работников образовательного учреждения произведены доплаты к основному окладу работникам за апрель, в том числе и Оськиной Е.Н. за должность помощника воспитателя в размере 72,92%, за должность машинистки по стирке белья в размере 63,76 %. МБОУ «*» приказом №* от * 2012 года в целях социальной поддержки работников муниципальных учреждений МО «Вельский муниципальный район» и Постановления администрации МО «Вельский муниципальный район» №* от *.2011 года произведены выплаты стимулирующего характера за апрель 2012 года, в том числе Оськиной Е.Н. за должность помощника воспитателя в размере 15%, за должность машинистки по стирке белья в размере 15 %. МБОУ «*» приказом №* от * 2012 года в соответствии со ст.135 Трудового кодекса РФ в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы по недопущению снижения и (или) ухудшения размеров и условий оплаты труда работников образовательного учреждения произведены доплаты к основному окладу работникам за май, в том числе и Оськиной Е.Н. за должность помощника воспитателя в размере 72,92%, за должность машинистки по стирке белья в размере 63,76 %. МБОУ «*» приказом №*от * 2012 года в целях социальной поддержки работников муниципальных учреждений МО «Вельский муниципальный район» и Постановления администрации МО «Вельский муниципальный район» №* от *2011 года произведены выплаты стимулирующего характера за май 2012 года, в том числе Оськиной Е.Н. за должность помощника воспитателя в размере 15%, за должность машинистки по стирке белья в размере 15 %. На основании указанных норм суд приходит к выводу, что с 01 января 2012 года по 31 мая 2012 года работодатель незаконно установил истцу размер заработной платы, который без учета районного коэффициента и надбавки за работу в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет менее суммы 4611 руб. Представитель ответчика МБОУ «*» в предоставленном ходатайстве просил применить пропуск срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, в соответствии с п.1 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации и в рассмотрении иска в части взыскания недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 01 января 2012 года по 28 февраля 2012 года отказать. Согласно пункту 1 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Пунктом 3 данной статьи установлено, что при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом. В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи). (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 28.09.2010) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"). Истцом не предоставлено доказательств уважительных причин пропуска срока обращения в суд, на основании этого суд применяет пропуск трехмесячного срока для обращения в суд с заявленными требованиями без уважительных причин за период с 01 января 2012 года по 28 февраля 2012 года. Трудовым договором (контрактом) установлена продолжительность рабочей недели 36 часовая, рабочее время 8 часов до 17 часов 12 минут, обед с 13 часов до 15 часов. Согласно табелей учета использования рабочего времени и лицевых счетов за март, апрель, май 2012 года Оськина Е.Н. отработана норма рабочего времени и выполнены нормы труда ( трудовые обязанности). В МБОУ «*» установлен окончательный срок выплаты заработной платы за месяц- 12 числа месяца следующего за расчетным. Таким образом, заработная плата в 2012 году за март подлежит выплате 12 апреля, за апрель -12 мая, за май -12 июня. Следовательно, исходя из буквального толкования ч.1 ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации срок истицей для разрешения индивидуального трудового спора не пропущен начиная с 01 марта 2012 года по 31 мая 2012 года. Истец заявила требования о взыскании недоначисленной заработной платы по 31 мая 2012 года. На основании изложенного суд приходит к выводу, что с ответчика МБОУ «*» в пользу Оськиной Е.Н. подлежит взысканию недоначисленная заработная плата лишь за три (март, апрель, май ) месяца предшествующих обращению в суд с иском. Истец обратился в суд с иском 13 июня 2012 года, то есть должна быть доначислена и взыскана заработная плата с 01 марта 2012 года по 31 мая 2012 года. Стимулирующие выплаты не предусмотренные трудовым договором не входят в минимальную заработную плату истца, поскольку работнику они начислялись и выплачивались отдельными приказами работодателя. Однако, судом учитывается ежемесячная доплата к должностному окладу, предусмотренные трудовым договором, в виде доплаты до МРОТ и в виде доплаты за вредность. За март 2012 года должно быть доначислено без минуса НДФЛ 13% с учетом совместительства по * руб. (разница между окладом с доплатой и МРОТ + разница за вредность + разница районного коэффициента и северной надбавки). За апрель 2012 года должно быть доначислено без минуса НДФЛ 13% с учетом совместительства по * руб. (разница между окладом с доплатой и МРОТ + разница за вредность + разница районного коэффициента и северной надбавки). За май 2012 года должно быть доначислено без минуса НДФЛ 13% с учетом совместительства по * руб. (разница между окладом с доплатой и МРОТ + разница за вредность + разница районного коэффициента и северной надбавки). Всего * руб. Таким образом, в пользу истца подлежит взысканию недоначисленная заработная плата за минусом НДФЛ 13% в размере * руб. В отношении заявленных истцом требований о взыскании компенсации морального вреда суд приходит к следующему выводу. Согласно ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Из содержания искового заявления и пояснений Оськиной Е.Н. в судебном заседании следует, что моральный вред причинен ему действиями ответчика, связанными с невыплатой заработной платы в полном объеме. В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Определяя размер подлежащей взысканию с ответчика компенсации морального вреда, суд принимает во внимание все обстоятельства данного спора, такие как несвоевременность выплаты заработной платы в полном объеме, а также учитывает принцип разумности и справедливости, возражения ответчика относительно заявленного размера компенсации, в связи с чем считает возможным взыскать с МБОУ «*» в пользу Оськиной Е.Н. компенсацию морального вреда в размере * руб. В соответствии с ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, р е ш и л : исковые требования Оськиной Е. Н. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «*» о взыскании недоначисленной заработной платы и компенсации морального вреда удовлетворить частично. Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «*» в пользу Оськиной Е.Н. * руб. * коп. ( за минусом НДФЛ 13%), в счет недоначисленной заработной платы за период с 01 марта 2012 года по 31 мая 2012 года, * руб., в счет компенсации морального вреда, а всего * руб. * коп. Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения * государственную пошлину в доход бюджета в размере * рублей. Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд. Председательствующий: И.Г.Латфуллин