Дело № 2-641/2012 14 июня 2012 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Вельский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего Латфуллина И.Г., при секретаре Роговой М.С., с участием прокурора Рогожниковой Я.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Вельского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «*», Министерству здравоохранения Архангельской области, Министерству имущественных отношений Архангельской области о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, у с т а н о в и л : Прокурор Вельского района обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «*» (далее ГБУЗ * или учреждение ), Министерству имущественных отношений Архангельской области и Министерству здравоохранения Архангельской области о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в помещении инфекционного отделения государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Вельская центральная районная больница», расположенного по адресу: Архангельская область, г.Вельск, ул.*, д. *, а именно: -обеспечить соблюдение гигиенической нормы площади на одну койку- 7 кв.м., согласно приложению №1 к СанПиН 2.1.3.2630-10 в срок до 30 апреля 2013 года; -поверхность стен, потолков, полов в палатах, санузлах, в приемном покое, процедурном кабинете на первом этаже; в санузлах, в предбоксах привести в соответствие с требованиями п.4.2-4.6 СанПиН 2.1.3.2630-10 в срок до 30 апреля 2013 года; -восстановить работу и в последующем провести паспортизацию системы приточно-вытяжной вентиляции в соответствии с требованиями п.6,5 6.27 СанПиН 2.1.3.2630-10 в срок до 30 апреля 2013 года; -обеспечить покрытие пола в помещении инфекционного отделения в соответствии с требованиями п.4.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 в срок до 30 апреля 2013 года; -обеспечить кратность проветривания палат в соответствии с требованиями п. 6.40СанПиН 2.1.3.2630-10 в срок до 30 апреля 2013 года; -помещения шлюз- боксов, оборудовать умывальниками с установкой смесителей ( бесконтактным, педальным и прочим не кистевым) управлением и дозаторами с жидким (антисептическим) мылом и растворами антисептиков, в соответствие с требованиями п.5.6 СанПиН 2.1.3.2630-10 в срок до 30 апреля 2013 года; -обеспечить расстояние между торцами коек и стеной в соответствии с требованиями п.8.1 СанПиН 2.1.3.2630-10 в срок до 30 апреля 2013 года; -обеспечить размещение мебели в боксах таким образом, чтобы обеспечить свободный доступ к пациенту, а также возможность надлежащего обслуживания, эксплуатации мебели и возможность надлежащей уборки помещения в соответствии с требованиями п.8.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 в срок до 30 апреля 2013 года; -обеспечить оборудование палат мебелью, а также шкафами для хранения личных вещей пациентов в соответствие с требованиями п.п.8.1,8.8 СанПиН 2.1.3.2630-10 в срок до 30 апреля 2013 года. В обоснование иска указал, что прокуратурой Вельского района была проведена проверка по публикации в газете «Вельские Вести» от 10 апреля 2012 года «В тюрьме лучше!!!» по вопросу исполнения санитарно- эпидемиологического законодательства в отношении ГБУЗ АО «*» В ходе проверки были выявлены нарушения санитарно- эпидемиологических норм и требований в помещении инфекционного отделения. Данные нарушения не устранены по настоящее время. В судебном заседании помощник прокурора Рогожникова Я.Н. заявленные требования поддержал по тем же основаниям. Представитель ответчика – ГБУЗ АО «*» Котов В.Ю. иск признал в полном объеме, указав, что по мере поступления денежных средств нарушения санитарно- эпидемиологических норм и требований будут устранены, но для этого необходимо предоставить длительное время. Представитель ответчика – Министерства здравоохранения Архангельской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. Представитель ответчика- Министерства имущественных отношений Архангельской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Суд рассматривает дело в порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему: В соответствии с п.1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья. В силу положений ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», под охраной здоровья граждан понимается система мер, в том числе санитарно- противоэпидемиологического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Согласно Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязан принимать все необходимые меры к тому, чтобы уменьшить негативные для здоровья граждан последствия, обеспечить соблюдение санитарно- эпидемиологических требований. Статьей 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», основными принципами охраны здоровья граждан являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. Согласно п.1.1 Устава ГБУЗ АО «*», утвержденного распоряжением министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области, ГБУЗ АО «*» создано в соответствии с постановлением главы муниципального образования «Вельский район» от 23 июня 1994 года №* под наименованием «муниципальное учреждение здравоохранения «*». На основании распоряжения Правительства Архангельской области от 20 декабря 2011 года №847-рп ГБУЗ АО «*» безвозмездно передано как имущественный комплекс, находящийся в собственности муниципального образования «Вельский муниципальный район», в государственную собственность Архангельской области (право государственной собственности Архангельской области на учреждение возникает с 01 января 2012 года). Пунктом 1.3 Устава установлено, что учредителем является Архангельская область в лице министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области. ГБУЗ АО «*» находится по адресу: г.Вельск, ул.*, д.*, кроме того по адресу: г.Вельск ул.*, д.* находится двухэтажное здание инфекционного отделения ГБУЗ АО «*». * 2012 года ведущий специалист-эксперт ТО Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в Вельском, Виноградовском, Коношском, Устьянском и Шенкурском районах Бобыляк Н.П. провела осмотр здания, помещений, оборудования по адресу: г.Вельск, ул.*, д. *. Был составлен протокол осмотра (л.д.27). Также * 2012 года был составлен протокол №* измерения микроклиматических факторов инфекционного отделения ГБУЗ АО «*», находящегося по адресу: Архангельская область, г.Вельск, ул.*, д.* (л.д.28,29). Согласно экспертного заключения №* от * 2012 года здания, строения, сооружения, помещения и иное имущество, используемые для осуществления медицинской деятельности по адресу: Архангельская область, г.Вельск, ул.*, д.* не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. * 2012 года был составлен протокол об административном правонарушении №* в отношении ГБУЗ АО «*» (л.д.24). Как было установлено проверкой, в инфекционном отделении ГБУЗ АО «*» на 1 койко-место приходится 4,5 кв.м. при гигиенической норме 7 кв.м. ( приложение №1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 №58 (далее СанПиН 2.1.3.2630-10)). В связи с чем в инфекционном отделении ГБУЗ АО «*» необходимо обеспечить соблюдение гигиенической нормы площади на одну койку- 7 кв.м.. В боксах, в коридоре инфекционного отделения ГБУЗ АО «*» края линолеума загнулись вверх, швы, примыкающие друг к другу листов, разошлись. В нарушение п.п. 4.2-4.6 СанПиН 2.1.3.2630-10, поверхность стен, потолков, полов не гладкая, имеет многочисленные дефекты, труднодоступна для уборки и дезинфекции. На стенах в палатах, санузлах, в приемном покое чернота, сырость, отслаивается побелка и покраска, отслаивается керамическая плитка на стенах в приемном покое, в палатах, в процедурном кабинете на первом этаже, в санузлах, в предбоксах. Пунктами 4.2-4.6 СанПиН 2.1.3.2630-10 предусмотрено, что поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. Покрытие пола должно плотно прилегать к основанию. Сопряжение стен и полов должно иметь закругленное сечение, стыки должны быть герметичными. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен могут быть подведены под плинтуса или возведены на стены. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть пропаяны. В вестибюлях полы должны быть устойчивы к механическому воздействию ( мраморная крошка, мрамор, мозаичные полы и другие). В помещениях классов чистоты А и Б покрытия стен на всю высоту помещений и потолка должны быть гладкими, влагостойкими, устойчивыми к применению моющими и дезинфицирующих средств. В помещениях с влажным режимом ( душевых, ванных залах и пр.), в «грязных» помещениях ( помещениях разборки и хранения грязного белья, временного хранения отходов и других) отделка должна обеспечивать влагостойкость на всю высоту помещения. Для покрытия пола следует применять водонепроницаемые материалы. В местах установки раковин и других санитарных приборов, а также оборудования, эксплуатация которого связана с возможным увлажнением стен и перегородок, следует предусматривать отделку последних керамической плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту 1,6 метров от пола и на ширину не менее 20 сантиметров от оборудования и приборов с каждой стороны. Таким образом, поверхность стен, потолков, полов в палатах, санузлах, в приемном покое, процедурном кабинете на первом этаже, в санузлах, в предбоксах, а также покрытие пола помещений инфекционного отделения ГБУЗ АО «*» следует привести в соответствие с требованиями п.4.2-4.6 СанПиН 2.1.3.2630-10. Помещения, требующие соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживающего медперсонала, к которым относятся шлюзы-боксы. В нарушение п.5.6 СанПиН 2.1.3.2630-10, не оборудованы умывальниками с установкой смесителей с локтевым ( бесконтактным, педальным и прочим не кистевым) управлением и дозаторами с жидким (антисептическим) мылом и растворами антисептиков. В целях устранения нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства, помещения шлюз-боксоов необходимо оборудовать умывальниками с установкой смесителей ( бесконтактным, педальным и прочим не кистевым) управлением и дозаторами с жидким ( антисептическим) мылом и растворами антисептиков, в соответствие с требованиями п.5.6 СанПиН 2.1.3.2630-10. Здание инфекционного отделения ГБУЗ АО «*» оборудовано естественной, приточно-вытяжной вентиляцией. Система вентиляции не паспортизирована. Проверка эффективности работы, текущие ремонты, а также очистка и дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции не проводится. Не организована вытяжка из санузла. Вентиляция фактически не действует и не паспортизирована. Не организована вытяжная вентиляция с механическим побуждением из помещений: душевых, санитарных узлов, помещений для грязного белья, временного хранения отходов кладовых для хранения дезинфекционных средств. В соответствии с п.6.5 СанПиН 2.1.3.2630-10, системы механической приточно-вытяжной вентиляции должны быть паспортизированы. Эксплуатация ( обслуживание) механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования осуществляется ответственным лицом организации или другой специализированной организацией. Один раз в год проводится проверка эффективности работы, текущие ремонты ( при необходимости), а также очистка и дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования. Пунктом 6.27 СанПиН 2.1.3.2630-10, определено, что в палатах с санузлами вытяжка организуется из санузла. В соответствии с п. 6.29 СанПиН 2.1.3.2630-10, вытяжная вентиляция с механическим побуждением без устройства организационного притока предусматривается из помещений: душевых, санитарных узлов, помещений для грязного белья, временного хранения отходов и кладовых для хранения дезинфекционных средств, реактивов и других веществ с резким запахом. В нарушение п.6.40 СанПиН 2.1.3.2630-10 не соблюдается рекомендуемая кратность проветривания палат ( не менее 4 раз в сутки по 15 минут). Таким образом, необходимо восстановить работу и в последующем провести паспортизацию системы проточно-вытяжной вентиляции в соответствии с требованиями п.6,5 6.27 СанПиН 2.1.3.2630-10, а также обеспечить кратность проветривания палат в соответствии с требованиями п.6.40 СанПиН 2.1.3.2630-10. В инфекционном отделении ГБУЗ АО «*» не соблюдаются предусмотренные гигиеническими нормами расстояния между торцами коек, между торцами коек и стеной (0,9 и 1,2 метров соответственно). В палатах установлены тумбочки и стулья по числу коек. Шкаф для хранения личных вещей пациентов отсутствуют. Мебель очень старая: на тумбочках отсутствуют дверки, наружная и внутренняя поверхность тумбочек, столов не гладкая, имеет трещины, выбоины, неровности; отслаивается штукатурка вокруг дверных коробок, все это не позволяет проводить уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств. Размещение мебели в боксах не обеспечивает свободный доступ к пациенту и доступность для уборки, эксплуатации и обслуживания в нарушение п.п.8.1,8.2,8.8 СанПиН 2.1.3.2630-10. Согласно п.п.8.1,8.2, 8.8 СанПиН 2.1.3.2630-10, расстояние от коек до стен с окнами должно быть не менее 0,9 метров. Расстояние между торцами коек в 4 коечных палатах, а также между торцами коек и стеной в 2-3 коечных палатах должно быть не менее 1,2 метра. Расстояние между сторонами коек должно быть не менее 0,8 метров, а в детских палатах восстановительного лечения не менее 1,2 метра. В палатах должны быть установлены тумбочки и стулья по числу коек, а также шкаф для хранения личных вещей пациентов. Размещение оборудования и мебели в помещениях должно обеспечивать и свободный доступ к пациенту, и доступность для уборки, эксплуатации и обслуживания. В лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях, кроме административных, должна использоваться медицинская мебель. Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств. Таким образом, ГБУЗ АО «*» при осуществлении медицинской деятельности нарушает требования санитарных норм и правил, факт наличие которых установлен в судебном заседании и не отрицается представителем учреждения и нашел свое подтверждение при рассмотрении дела по существу на основании оценки предоставленных в материалах дела доказательств. Доказательств обратному в соответствии с требованиями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком в суд не предоставлено. В силу п.1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Согласно ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Абзацем 5 п.2 ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Согласно ст.33 Федерального закона Российской Федерации от 08 мая 2010 года №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» положения абзаца шестого пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года. Пунктом 1.5 Устава ГБУЗ АО «*» определено, что учреждение является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, самостоятельным балансом, лицевыми счетами в органах Федерального казначейства, круглой печатью со своим полным наименованием. Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением Архангельской областью или приобретенного учреждением за счет выделенных Архангельской областью средств, а также недвижимого имущества. Архангельская область не несет ответственности по обязательствам учреждения (пункт 1.6 Устава). Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде (пункт 1.7 Устава). В силу пункта 5.1 Устава имущество учреждения находится у него на праве оперативного управления. Учреждение владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных федеральными законами, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества. Согласно п.5.5 Устава имущество учреждения является государственной собственностью Архангельской области. Полномочия собственника имущества учреждения от имени Архангельской области в части распоряжения им осуществляет министерство имущественных отношений Архангельской области. Контроль за сохранностью, эффективностью использования и использованием по назначению имущества учреждения осуществляет министерство имущественных отношений Архангельской области в установленном порядке. В соответствии с областным законом от 29 октября 2008 года №585-30-ОЗ «Об управлении и распоряжении государственным имуществом Архангельской области» и Постановлением Правительства Архангельской области от 05 апреля 2011 года №99-nn «Об утверждении положения о министерстве имущественных отношений Архангельской области» на министерство имущественных отношений Архангельской области не возложена обязанность по сохранности и содержанию в надлежащем виде областного имущества, переданного в оперативное управление государственным учреждениям Архангельской области. Согласно п.3.3 Устава учреждение обязано использовать имущество эффективно и строго по целевому назначению, обеспечивать сохранность имущества учреждения, содержать в надлежащем состоянии (отвечающим всем нормам и правилам) находящееся у учреждения движимое и недвижимое имущество, в установленном порядке своевременно проводить капитальный ремонт и текущий этого имущества, не допускать ухудшения технического состояния имущества учреждения ( за исключением ухудшений, связанных с нормативным износом имущества в процессе эксплуатации). В силу п.1.8 Устава финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета Архангельской области, а также за счет средств, полученных в результате приносящей доходы деятельности. ГБУЗ АО «*» имеет право распоряжаться бюджетными средствами. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является ГБУЗ АО «*», а в иске к министерству здравоохранения Архангельской области и министерству имущественных отношений Архангельской области следует отказать. Наличие нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в инфекционном отделении ГБУЗ АО «*» по адресу: г.Вельск, ул.*, д.* установлено имеющимися в деле доказательствами и нашло подтверждение при рассмотрении дела. Выявленные и не устраненные до настоящего времени нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, приводят к нарушению прав граждан на охрану здоровья и жизни, на получение квалифицированной медицинской помощи. Следовательно, ГБУЗ АО «*» обязано устранить выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и поэтому иск прокурора к данному ответчику подлежит удовлетворению. В соответствии со ст.88,94 и 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ГБУЗ АО «*» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета в размере * рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, р е ш и л : исковое заявление Прокурора Вельского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «*», Министерству здравоохранения Архангельской области, Министерству имущественных отношений Архангельской области о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарно- эпидемиологического законодательства удовлетворить частично. Обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области « *» устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в помещении инфекционного отделения государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Вельская центральная районная больница», расположенного по адресу: Архангельская область, г.Вельск, ул.*, д.*, а именно: -обеспечить соблюдение гигиенической нормы площади на одну койку- 7 кв.м., согласно приложению №1 к СанПиН 2.1.3.2630-10 в срок до 30 апреля 2013 года; -поверхность стен, потолков, полов в палатах, санузлах, в приемном покое, процедурном кабинете на первом этаже; в санузлах, в предбоксах привести в соответствие с требованиями п.4.2-4.6 СанПиН 2.1.3.2630-10 в срок до 30 апреля 2013 года; -восстановить работу и в последующем провести паспортизацию системы приточно-вытяжной вентиляции в соответствии с требованиями п.6,5 6.27 СанПиН 2.1.3.2630-10 в срок до 30 апреля 2013 года; -обеспечить покрытие пола в помещении инфекционного отделения в соответствии с требованиями п.4.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 в срок до 30 апреля 2013 года; -обеспечить кратность проветривания палат в соответствии с требованиями п. 6.40СанПиН 2.1.3.2630-10 в срок до 30 апреля 2013 года; -помещения шлюз- боксов, оборудовать умывальниками с установкой смесителей ( бесконтактным, педальным и прочим не кистевым) управлением и дозаторами с жидким (антисептическим) мылом и растворами антисептиков, в соответствие с требованиями п.5.6 СанПиН 2.1.3.2630-10 в срок до 30 апреля 2013 года; -обеспечить расстояние между торцами коек и стеной в соответствии с требованиями п.8.1 СанПиН 2.1.3.2630-10 в срок до 30 апреля 2013 года; -обеспечить размещение мебели в боксах таким образом, чтобы обеспечить свободный доступ к пациенту, а также возможность надлежащего обслуживания, эксплуатации мебели и возможность надлежащей уборки помещения в соответствии с требованиями п.8.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 в срок до 30 апреля 2013 года; -обеспечить оборудование палат мебелью, а также шкафами для хранения личных вещей пациентов в соответствие с требованиями п.п.8.1,8.8 СанПиН 2.1.3.2630-10 в срок до 30 апреля 2013 года. В иске к Министерству здравоохранения Архангельской области и Министерству имущественных отношений Архангельской области о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарно- эпидемиологического законодательства отказать. Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «*» в пользу бюджета государственную пошлину в размере * руб. Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд. Председательствующий И.Г.Латфуллин