Р Е Ш Е H И Е Именем Российской Федерации Вельский районный суд Архангельской области в составе: Председательствующего Латфуллина И.Г., при секретаре Роговой М.С., рассмотрев в судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по исковому заявлению Мосенковой Г. А.к государственному бюджетному учреждению здравоохранении Архангельской области «*» о взыскании недоначисленной заработной платы и компенсации морального вреда, у с т а н о в и л : Мосенкова Г.А. обратилась в суд с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «*» (далее ГБУЗ АО «*») о взыскании недоначисленной заработной платы за период с 01 апреля 2012 года по 30 июня 2012 года в размере * рублей * копеек без учета НДФЛ в размере 13 %, и о компенсации морального вреда в размере * рублей. В обоснование заявленного требования указала, что работает в ГБУЗ АО «*» в должности * в отделении анестезиологии- реанимации. Должностной оклад составляет * руб., считает, что установленный ей размер заработной платы нарушает её трудовые права и не соответствует действующему законодательству. В связи с тем, что, несмотря на тяжелый характер работы, получает заработную плату ниже минимального размера оплаты труда, с учетом удержания НДФЛ из заработной платы, вследствие чего не может в полной мере обеспечивать себя и свою семью, испытывает нравственные страдания. Кроме того, просит взыскать расходы на оплату юридических услуг в размере * рублей за составление искового заявления. Истец Мосенкова Г.А. в судебном заседании иск поддержала в полном объеме. Представитель ответчика – ГБУЗ АО «*» Котов В.Ю. иск не признал, указав на правильность начисления заработной платы истцу, которая у истца с учетом норм труда, доплат и надбавок в спорный период превышает минимальный размер оплаты труда. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему. Статья 37 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Законодательно минимальный размер оплаты труда определен Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», и составлял с 1 января 2009 года - 4330 рублей в месяц, а с 1 июня 2011 года установлен в сумме 4611 рублей. Согласно части 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Заработная плата каждого работника определяется в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации). В соответствии с положениями ст.ст. 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, каждому работнику должны гарантироваться определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Анализ данного понятия и определений тарифной ставки, оклада и базового оклада как фиксированных размеров оплаты труда без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат приводит к выводу, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Он не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации). В судебном заседании установлено, что истец Мосенкова Г.А. принята на работу к ответчику в качестве * отделения анестезиологии- реанимации на 1,0 ставку с 01 декабря 2010 года, ей установлена оплата труда в размере * руб., доплаты компенсационного характера: районный коэффициент 20%, надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 50%, доплату за работу с вредными и (или) опасными условиями труда 15%; доплаты стимулирующего характера-30% должностного оклада- надбавка за стаж непрерывной работы. Согласно трудового договора выплата заработной платы производится 8 и 23 числа каждого месяца. В отношении работников ответчика действует Положение о системе оплаты труда и условиях применения доплат и надбавок работникам. Медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной медицинской (в том числе консультативной) помощи, доплата за работу в ночное время производится соответственно в размере 100 % часовой тарифной ставки (должностного оклада). Ночное время считается с 22 часов вечера до 6 часов утра (пп. 4 п. 11 Положения). К надбавкам стимулирующего характера отнесены надбавки за непрерывный стаж работы (пп. 1 п. 6 положения) В приложении № 1 к указанному положению, установлен рекомендуемый минимальный базовый размер оклада – 1831,50 руб., размер повышающего коэффициента к окладу по занимаемой должности 0,1. Согласно приложению № 7 указанного Положения отделение анестезиологии-реанимации отнесено к подразделению, работа в котором дает право работникам на доплату к должностному окладу в размере 15 %. Приказом №* от 16 февраля 2011 года главного врача МУЗ «*» с 1 января 2011 года по 30 июня 2011 года установлен всем работникам МУЗ «*», включая внутренних и внешних совместителей, надбавку стимулирующего характера (за сложность) в размер 6,5% должностного оклада. Выплаты производить из средств обязательного медицинского страхования, бюджета и средств от предпринимательской деятельности (л.д.121). Приказом №*от 10 июня 2011 года главного врача МУЗ «*» с 1 июля 2011 года по 31 декабря 2011 года установлен всем работникам МУЗ «*», включая внутренних и внешних совместителей, надбавку стимулирующего характера (за сложность) в размере 6,5% должностного оклада. Выплаты производить из средств обязательного медицинского страхования, бюджета и средств от предпринимательской деятельности (л.д.122). Приказом № * от 16 ноября 2011 года главного врача МУЗ «*» с 1 ноября 2011 года установлен всем работникам МУЗ «*», включая внутренних и внешних совместителей, надбавку стимулирующего характера (за сложность) в размере 15% должностного оклада. Пункт 1 Приказа №* от 10 июня 2011 года читать в следующей редакции:» с 1 июля 2011 года установить всем работникам МУЗ «*», включая внутренних и внешних совместителей, надбавку стимулирующего характера (за сложность) в размере 6,5% должностного оклада». Приказами главного врача ГБУЗ АО «*» производятся выплаты работникам за модернизацию за счет Программы модернизации здравоохранения Архангельской области на 2011-2012 годы на внедрение стандартов стационарной медицинской помощи. Истец обратилась с настоящим иском, считая незаконными действия работодателя по выплате заработной платы без начисления районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере, менее минимального размера оплаты труда. В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты. Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7). Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146). Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации). Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях. В силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районных коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации. Каждой из сторон представлен свой вариант расчета заработной платы за период с 01 апреля 2012 года по 30 июня 2012 года в связи с заявленными исковыми требованиями. При этом расчет истца составлен только на основании оклада, без учета иных выплат и доплат, составляющих заработную плату, начисляемых до применения районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В связи с этим он является неверным. Ответчиком при производстве расчета учтены доплаты и надбавки к заработной плате, произведенные за спорные месяца, за модернизацию, за вредность, за медицинский стаж, за интенсивность, за сложность и другие выплаты. Суд считает данный расчет верным и берет его за основу, поскольку согласно приведенному выше системному толкованию ч.1 ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации и главы 50 настоящего кодекса в установленный в Российской Федерации с 1 июня 2011 года в размере МРОТ-4611 руб. входят оклад и все иные надбавки, в том числе, которые носят разовый характер, за работу в пределах нормы рабочего времени, за исключением районного коэффициента и надбавки на работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Статья 146 Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующая оплату труда в особых условиях, относит к данным условиям как тяжелые работы, работы с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, так и работу в местностях с особыми климатическими условиями. Выплаты, указанные в расчетных листках под наименованием «модернизация», являются денежными средствами, распределяемыми за счет Программы модернизации здравоохранения Архангельской области. Как следует из расчетных листков истца, выплаты по программе модернизации здравоохранения являются неравномерными, носят нерегулярных характер, однако данные выплаты должны учитываться при определении заработной платы в целях проверки ее соответствия минимальному размеру оплаты труда. Как следует из табеля рабочего времени и расчетных листков в апреле 2012 года Мосенкова Г.А. отработано по основной должности 85,4 часа (при норме 150,2 ч.), в мае 2012 года по основной должности отработано 150,2 часа (при норме 150,2 ч.), в июне 2012 года по основной должности отработано 49,4 часа (при норме 143 ч.). Как следует из представленных расчетных листков и расчета ответчика у Мосенковой Г.А. заработная плата составила: за апрель 2012 года по основной должности- * руб., что превышает установленный законом минимум при данной отработанной норме * рублей; за май 2012 года по основной должности – * руб., что превышает установленный законом минимум при данной отработанной норме * рублей; за июнь 2012 года по основной должности - * рубля, что также превышает установленный законом минимум при данной отработанной норме * рублей. Таким образом, ответчиком была начислена и выплачена истцу за спорный период заработная плата в полном размере, которая превышает установленный законом минимум. При таких обстоятельствах исковые требования о взыскании недоначисленной заработной платы удовлетворению не подлежат. Истцом также заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда в размере * рублей. Согласно ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. Судом установлено, что со стороны работодателя в отношении истца не было неправомерных действий или бездействий, заработная платы начислялась и выплачивалась в установленном законом порядке. С учетом всех изложенных обстоятельств, суд считает в исковых требованиях о компенсации морального вреда надлежит отказать. Истцом заявлены требования о взыскании судебных расходов за юридические услуги в размере * рублей. Статьями 98 и 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд по ее письменному ходатайству присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Мосенковой Г.А. отказано в удовлетворении иска и поэтому в взыскании судебных расходов за юридические услуги надлежит отказать. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, р е ш и л : в удовлетворении исковых требований Мосенковой Г. А. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «*» о взыскании недоначисленной заработной платы и компенсации морального вреда - отказать. Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Председательствующий: И.Г.Латфуллин