Дело № 2-1145/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Вельск 02 августа 2012 года Вельский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего Смоленской Ю.А., пpи секpетаpе Сусловой Н.В., рассмотpел в откpытом судебном заседании в городе Вельске хх августа 2012 года гpажданское дело по заявлению Богдановского С. А. об оспаривании бездействия администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» незаконным, у с т а н о в и л: Богдановский С.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации МО «Вельский муниципальный район» незаконным, выразившегося в не принятии по его заявлению решения о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Архангельская область, г. Вельск, ул. К., д. хх, кадастровый номер хх:хх:хххххх:х на праве собственности. В обоснование требований указал, что хх мая 2012 года он обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: Архангельская область, г. Вельск, ул. К., д. хх (далее – земельный участок), под принадлежащим ему на праве собственности объектом недвижимости – жилым домом, и заключении с ним договора купли-продажи данного участка, приложив к заявлению перечень документов. хх июня 2012 года он представил дополнительные документы. Однако, в установленный ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации срок, а также и на день подачи заявления в суд орган местного самоуправления решение по его заявлению о предоставлении земельного участка в собственность не принял, тем самым проявил бездействие. На судебное заседание Богдановский С.А. не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, согласно заявлению просил рассмотреть дело без его участия. В судебном заседании представитель администрации МО «Вельский муниципальный район» по доверенности Ржавитина Н.В. возражала относительно заявленных требований, при этом, не оспаривая факта не рассмотрения по существу заявлений Богдановского С.А. от хх мая 2012 года с последующим дополнением от хх июня 2012 года и не принятия по нему решения, указала, что орган местного самоуправления не допускал бездействия, поскольку заявитель не представил предусмотренные пп. 2, 4, 4.1, 5, 5.1.6 Перечня, утвержденного Приказом от хх сентября 2011 года № 475, документы, которые он обязан был представить при подаче заявления до хх июля 2012 года, о необходимости предоставления дополнительных документов заявитель извещался, однако до настоящего времени их не представил. Представитель администрации МО «Вельское» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно отзыву представитель по доверенности Подобаева Т.Г. просила рассмотреть дело без участия их представителя, указав, что землями, находящимися в государственной собственности распоряжается Комитет по управлению муниципальным имуществом и работе с муниципальными предприятиями администрации МО «Вельский муниципальный район» на основании постановлений администрации МО «Вельский муниципальный район» Архангельской области, в связи с чем, данные полномочия у администрации МО «Вельское» отсутствуют. Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом и работе с муниципальными предприятиями администрации МО «Вельский муниципальный район» Архангельской области на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно отзыву просили рассмотреть дело без их участия, указав, что с заявленными Богдановским С.А. требованиями, не согласны. При этом, не оспаривали факт поступления из администрации МО «Вельский муниципальный район» 28 мая и хх июня 2012 в адрес КУМИ и РМП МО «Вельский муниципальный район» заявлений Богдановского С.А. о заключении договора купли-продажи земельного участка, с приложением копий документов, указав, что представленные к заявлениям документы не соответствовали утвержденному Приказом Минэкономразвития России от хх сентября 2011 года № 475 перечню документов необходимых для принятия решения о передаче земельного участка в собственность, а именно: отсутствовали копии документов согласно пп. 2, 3.1, 4.4.1 указанного перечня, в связи с чем, в удовлетворении требований заявителя просили отказать. Суд рассматривает дело в порядке ст.ст. 167, 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выслушав объяснения представителя администрации МО «Вельский муниципальный район» Ржавитиной Н.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от хх февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. В соответствии с ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. В силу ч. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Приказом Минэкономразвития России от хх сентября 2011 года № 475 утвержден перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок (далее Перечень). Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем. В соответствии с абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от хх октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности». Следовательно, в границах муниципального образования «Вельский муниципальный район» полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, наделено МО «Вельский муниципальный район». Вопросы предоставления земельных участков на территории МО «Вельский муниципальный район» регулируются Положением о порядке предоставления земельных участков, находящихся в границах территории МО «Вельский муниципальный район» государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного решением 32 сессии Собрания депутатов МО «Вельский муниципальный район» 4 созыва № 404 от хх июля 2011 года. Согласно п. 2.2 Положения к предметам ведения МО «Вельский муниципальный район» относится управление и распоряжение землями, находящимися в ведении района, в соответствии с предоставленными полномочиями, обеспечение процедуры предоставления земельных участков. Уполномоченным органом по распоряжению земельными ресурсами в Вельском районе является Комитет по управлению муниципальным имуществом и работе с муниципальными предприятиями администрации МО «Вельский муниципальный район». Судом установлено, что согласно договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № 2439 от хх июля 2011 года, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и работе с муниципальными предприятиями администрации МО «Вельский муниципальный район» Архангельской области и Богдановским С.А., последнему предоставлен в аренду земельный участок из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером хх:хх:хххххх:х, расположенный по адресу: Архангельская область, Вельский район, г. Вельск, ул. К., д. хх, для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 1220 кв.м. сроком с хх июня 2011 года по хх мая 2014 года. Данный договор прошел государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу хх марта 2012 года, номер регистрации хх-хх-хх/ххх/хххх-ххх. Из материалов дела следует, что на указанном земельном участке Богдановским С.А. возведен жилой дом, и заявитель является его собственником, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии хх-АК хххххх от хх мая 2012 года, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от хх июля 2012 года № хх/ххх/хххх-ххх. хх мая 2012 года Богдановский С.А. обратился в администрацию МО «Вельский муниципальный район» с заявлением о решении вопроса по заключению с ним договора купли-продажи земельного участка на льготных условиях, сообщив о том, что он является собственником строения и то, что земельный участок предоставлен ему на праве аренды, в подтверждение чего представил органу местного самоуправления пакет документов: копию договора аренды земельного участка № 2439 от хх июля 2012 года с отметкой о регистрации договора в регистрирующем органе, выписки из государственного кадастра недвижимости от хх мая 2008 года № хх-х/хх-хххх, от хх августа 2011 года № хххх/ххх/хх-ххххх, копию свидетельства о государственной регистрации права на жилой дом от хх мая 2012 года серии хх-АК хххххх. хх июня 2012 года Богдановский С.А. дополнительно представил в орган местного самоуправления копию документа, удостоверяющего личность, и сообщил об инвентарном и кадастровом номерах жилого дома и земельного участка, ссылаясь на п. 8 Перечня. хх июля 2012 года администрация МО «Вельский муниципальный район» направила Богдановскому С.А. сообщение на поданное заявление, указав, что своевременно и по существу рассмотреть заявление не представляется возможным по причине недостаточности сведений, имеющихся в представленных заявителем документах, и предложила заявителю представить в десятидневный срок с момента получения письма недостающие документы, перечисленные в Перечне. В силу п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Следовательно, отсутствие со стороны уполномоченного органа по результатам рассмотрения заявления в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации решения о предоставлении земельного участка либо решения об отказе в предоставлении земельного участка является бездействием, безосновательно препятствующим реализации права собственности недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, на приобретение такого земельного участка. Судом установлено и это не оспаривается заинтересованными лицами, что по заявлению Богдановского С.А. решение в установленные законом сроки и порядке принято не было, отсутствует оно и в настоящее время. Вместе с тем, п. 2 Приказа установлено, что документы, необходимые для приобретения прав на земельный участок, указанные в пунктах 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 Перечня не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Данное положение в соответствии с п. 3 Приказа вступило в законную силу с хх июля 2012 года в отношении документов, необходимых для приобретения прав на иные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Таким образом, истребование от заявителя после хх июля 2012 года перечисленных в сообщении от хх июля 2012 года документов (пп. 1, 2, 3.1, 3.2, 4, 4.1, 4.2, 5 Перечня) является необоснованным. При таких обстоятельствах, суд находит доводы заявителя об отсутствии бездействия со стороны органа местного самоуправления несостоятельными, поскольку судом достоверно установлено, что в нарушение закона ответ на заявление Богдановского С.А. о принятии решения о предоставлении земельного участка либо отказе в предоставлении, не дан, заявления фактически не рассмотрены, по ним не принято соответствующее решение. Сообщение о невозможности рассмотрения заявления по представленным Богдановским С.А. документам и предложении представления дополнительных документов направлено в адрес заявителя хх июля 2012 года, то есть по истечении месячного срока, представленного законом для рассмотрения обращений заинтересованных лиц. Более того, на момент направления данного сообщения вступил в силу п. 2 Приказа, предусматривающий, что документы, указанные в пунктах 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от хх февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято. На момент рассмотрения дела решение по заявлениям Богдановского С.А. органом местного самоуправления не принято, что не оспаривается заинтересованным лицом. Приведенные нормы материального права, а также установленные по делу обстоятельства, позволяют суду сделать вывод о том, что администрация МО «Вельский муниципальный район» нарушила право Богдановского С.А. на своевременное рассмотрение его заявлений и принятия по ним решений, в связи с чем, бездействие заинтересованного лица является незаконным. Учитывая изложенное, суд считает, что предусмотренный ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок для обращения с заявлением в суд заявителем не пропущен, что подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела. В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств законности действий администрации МО «Вельский муниципальный район», суду не представлено, поэтому требования заявителя являются законными, в связи с чем, суд полагает необходимым обязать администрацию МО «Вельский муниципальный район» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть и принять решение по заявлениям Богдановского С.А. от хх мая 2012 года и хх июня 2012 года о предоставлении земельного участка в собственность, заключении с ним договора купли-продажи на данный участок. Частью 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 настоящего Кодекса. Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Однако, законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов. Учитывая, что требования Богдановского С.А. удовлетворены, то понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины в размере ххх руб. 00 коп. подлежат возмещению администрацией МО «Вельский муниципальный район» в составе судебных расходов. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: заявление Богдановского С. А. удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район», выразившееся в не рассмотрении и не принятии в установленный законом срок решения по заявлениям Богдановского С. А. от хх мая 2012 года и хх июня 2012 года о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером хх:хх:хххххх:х, расположенного по адресу: Архангельская область, Вельский район, г. Вельск, ул. К., д. хх, заключении с ним договора купли-продажи земельного участка. Обязать администрацию муниципального образования «Вельский муниципальный район» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявления Богдановского С. А. от хх мая 2012 года и хх июня 2012 года о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером хх:хх:хххххх:х, расположенного по адресу: Архангельская область, Вельский район, г. Вельск, ул. К., д. хх, заключении договора купли-продажи земельного участка, и принять по ним решение. Взыскать с администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» в пользу Богдановского С. А. в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины ххх руб. 00 коп. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Вельский районный суд Архангельской области. Председательствующий Ю.А. Смоленская