РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Вельск 08 августа 2012 года Вельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Сидорак Н.В., при секретаре Боковиковой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске 08 августа 2012 года гражданское дело по исковому заявлению И. к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония – 14 УФСИН России по Архангельской области о возложении обязанности по восстановлению в очереди в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, установил: И. обратился в суд к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония – 14 УФСИН России по Архангельской области (далее - ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области) о возложении обязанности по восстановлению в очереди в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий. В обоснование исковых требований И. указал, что ххххх года он был включен в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий с ххххх года. В ххххх года вышел на пенсию за выслугу лет и в ххххх года ему стало известно, что он не состоит в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При обращении в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области ему указали на то что, его учетное дело не сформировано и в списках, нуждающихся с ххххх года он не состоял, и, следовательно перерегистрацию не проходил. Однако у него имеется протокол заседания жилищной комиссии от ххххх года, в соответствии с которым он включен в список лиц, нуждающихся в жилье. Считает, что нарушены его права на улучшение жилищных условий. Просит возложить на ответчика обязанность восстановить его в очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетом состава семьи из четырех человек с ххххх года. Определением Вельского районного суда Архангельской области от ххххх года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено УФСИН России по Архангельской области. В судебном заседании И. исковые требования поддержал в полном объеме по тем же основаниям. Представитель ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области О. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что И. в очереди на улучшение жилищных условий не состоит, в журнале регистрации и постановки на учет записи о постановке на учет отсутствуют, учетное жилищное дело не заводилось. В списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий в период с ххххх года по настоящее время истец также не состоял. Действительно имеется протокол заседания комиссии от ххххх года, согласно которому И. включен в список. Однако в протоколе отсутствуют сведения о том, что статус нуждающегося в улучшении жилищных условий на тот момент подтвержден. За какими-либо разъяснениями И. обратился в учреждение впервые. Заявление гр. И. в материалах жилищно-бытовой комиссии отсутствует. Жилищно-бытовая комиссия действует на основании Приказа № 167 от 16 апреля 2012 года, этим же Приказом утверждено Положение о жилищной комиссии. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» утвержден порядок учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с данным порядком И. для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий должен был написать рапорт о постановке на учет и подтвердить статус нуждающегося, данный рапорт рассматривается на комиссии, составляется протокол и выносится решение, на основании которого информация заноситься в журнал учета граждан, состоящих на учете. Заводится учетное дело, в котором хранятся все сопутствующие документы (подтверждающие статус нуждающегося в улучшении жилищных условий). Данные документы в учреждении отсутствуют, в связи с чем, не имеется возможности подтвердить состоял ли И. в данной очереди и действительно ли нуждался в улучшении жилищных условий. Третье лицо УФСИН России по Архангельской области представителя в судебное заседание не направило. Согласно представленному заявлению представитель по доверенности Ш. просил рассмотреть дело без участия представителя Управления, в соответствии с отзывом от 18 июля 2012 года с заявленными исковыми требованиями И. не согласен. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. ст. 18, 19, 40 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Все равны перед законом и судом. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона. Статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей. В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Согласно ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. В частности, как следует из п. 4 ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР, граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете. В соответствии со ст. 6 Федерального Закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. При этом граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилым помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Аналогичные основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях по договорам социального найма муниципальном жилищном фонде предусмотрены пунктом 2 ст. 1 Областного закона Архангельской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» от 20 сентября 2005 года № 79-5-ОЗ. В целях совершенствования порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, и реализации их прав на получение жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации Правительством Российской Федерации вынесено Постановление № 1054 от 6 сентября 1998 г. «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» и утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее – Правила). В соответствии с п. 6 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Пунктом 7 Правил установлено, что основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются, в том числе отсутствие жилой площади; проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. В судебном заседании установлено, что И. действительно служил в ФКУ «Исправительная колония № 14 УФСИН России по Архангельской области»: с ххххх года в качестве ххххх по должности ххххх, с ххххх года в должности ххххх, с ххххх года в качестве ххххх, с ххххх года в качестве ххххх. ххххх года И. уволен по п. «З» (по состоянию здоровья) ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Согласно записи в трудовой книжке ххххх № ххххх, выданной ххххх года № ххххх, И. прослужил непрерывно в органах уголовно-исполнительной системы ххххх лет 0 месяцев ххххх дней. С ххххх года истцу назначена пенсия за выслугу лет. ххххх года И. обратился в УГ-42/14 с рапортом о постановке его на учет, как лицо, нуждающееся в жилье. В соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии учреждения от ххххх года, в повестку дня входило включение в список нуждающихся в жилье сотрудников, подавших заявление в жилищную комиссию учреждения. В подпункте 5 пункта 1 Протокола, указан И., также содержатся сведения о поступлении заявления 10 октября 2001 года и справки о составе семьи. Таким образом, ххххх года жилищной комиссией учреждения УГ-42/14 И. включен в список лиц, нуждающихся в жилье сотрудников учреждения с 10 октября 2001 года. Из показаний свидетеля И. следует, что в ххххх году она являлась секретарем жилищной комиссии учреждения УГ-42/14. И. подавал в ххххх году заявление о включении в список лиц, нуждающихся в жилье. Состав жилищной комиссии часто менялся, документы передавались, были кадровые перестановки. Для постановки на учет в качестве, нуждающегося в жилье, необходимо было представить заявление (рапорт), акт обследования жилищных условий, справку о составе семьи, свидетельства о рождении детей. И. указанные документы были представлены и он был поставлен на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В то время книга регистрации, нуждающихся в улучшении жилищных условий не велась. Возможно, предоставленные И. документы, были утеряны. Показания свидетеля носят последовательный и непротиворечивый характер и согласуются с объяснениями истца, поэтому у суда не имеется оснований для недоверия к ним, кроме того, указанный свидетель была предупреждена судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса истец, как сторона по делу вправе ссылаться на любые доказательства в обоснование своих требований, отвечающие требованиям положений главы 6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о допустимости, достоверности и относимости. Согласно ч. 1 ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации свидетельские показания являются одним из видов доказательств по делу. Таким образом, судом достоверно установлено, что по месту службы в УГ-42/14 (ФБУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области, ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области) истец был поставлен на учет как лицо, нуждающееся в жилье с ххххх года. Решение о снятии истца с очереди принято не было, доказательств обратного ответчиком суду не предоставлено, а в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований, поэтому суд исходит из того, что истец по настоящее время состоит на учете как нуждающийся в жилье. По смыслу ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» истец, принятый до 1 марта 2005 года на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в учреждениях и органах УИС, сохраняет право состоять на данном учете до решения вопроса улучшения жилищных условий (получения жилого помещения). Ему гарантировано сохранение права состоять на данном учете до решения жилищного вопроса и предусмотрена возможность снятия с учета (помимо оснований, указанных в п.п.1, 3 - 6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действующему после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. На момент постановки в очередь, как лицо, нуждающееся в жилье и на момент увольнения, в состав семьи истца входили: жена – И., ххххх года рождения, и дети И., ххххх года рождения, И., ххххх года рождения. И. со своей семьей проживал и проживает по адресу: ххххх, в квартире собственником которой в силу свидетельства о праве на наследство по закону является И. – отец истца. При этом, И. членом семьи истца не является, они проживают отдельными семьями, у каждого имеются источники дохода, совместное хозяйство не ведут. Жилищные условия И. в настоящее время не изменились. Из уведомлений Вельского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу следует, что сведения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на имеющиеся объекты недвижимого имущества у И., И., И. и И. отсутствуют. Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец, а также его члены семьи собственного жилья не имели и не имеют. На условиях договора социального найма жилое помещение им также не предоставлялось. Требования законодательства, действующие на момент возникновения спорных правоотношений, для признания истца нуждающимся в жилье были соблюдены. Доводы представителя ответчика о том, что И. в очереди на улучшение жилищных условий в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области не состоит, в журнале регистрации и постановки на учет записи о постановке на учет отсутствуют, учетное жилищное дело не заводилось, являются несостоятельными, поскольку отсутствует вина истца в том, что постановка его на учет в качестве нуждающегося в жилье не была оформлена надлежащим образом, в связи с чем в настоящее время И. по объективным, не зависящим от него причинам не имеет возможности воспользоваться своим правом. За время прохождения службы в УГ-42/14 (ФБУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области, ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области) области И. субсидию (безвозмездную финансовую помощь) на строительство (приобретение) жилья за счет средств федерального бюджета не получал и жильем не обеспечивался. Данные обстоятельства в судебном заседании сторонами не оспариваются. И. не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения, проживает в жилом помещении на условиях поднайма, при этом у него отсутствует другое жилое помещение для постоянного проживания, а поэтому суд считает, что в соответствии с ст. ст. 30, 32 Жилищного кодекса РСФСР, ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, истец является нуждающимся в жилом помещении. Дав оценку исследованным в судебном заседании доказательствам в их совокупности, суд считает, что истец подлежит восстановлению в очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий с ххххх года с учетом состава семьи из четырех человек. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решил: исковые требования И. к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония – 14 УФСИН России по Архангельской области о возложении обязанности по восстановлению в очереди в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий удовлетворить. Обязать Федеральное казенное учреждение Исправительная колония – 14 УФСИН России по Архангельской области восстановить И. с учетом состава семьи из четырех человек в очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий с ххххх года. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Председательствующий Н.В. Сидорак