О возложении обязанности по организации транспортного обслуживания населения



Дело № 2-962/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Вельск 03 августа 2012 года

Вельский районный суд Архангельской области

в составе председательствующего Сидорак Н.В.,

с участием помощника прокурора Вельского района Русиновой К.О.,

при секpетаpе Боковиковой Ю.В.,

pассмотpев в отрытом судебном заседании в городе Вельске 03 августа 2012 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вельского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «ххххх» о возложении обязанности по организации транспортного обслуживания населения,

установил:

прокурор Вельского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «ххххх» (далее – администрация МО «ххххх») о возложении обязанности по организации транспортного обслуживания населения между д. ххххх Вельского района Архангельской области и г. ххххх Архангельской области в срок до ххххх года.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Вельского района проведена проверка по организации пассажирских перевозок от г. ххххх до д. ххххх Вельского района Архангельской области администрацией МО «ххххх». В ходе проверки установлено, что с ххххх года движение рейсового автобуса по маршруту № 00000 ххххх – ххххх – ххххх прекращено. Неопределенный круг лиц, в том числе жители д. Козловская Вельского района Архангельской области ограничены в передвижении.

ххххх года в соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполняющий обязанности прокурора Вельского района уточнил заявленные исковые требования, просив обязать администрацию МО «ххххх» организовать транспортное обслуживание населения между п. ххххх Вельского района Архангельской области и ст. ххххх Вельского района Архангельской области (конечная остановка д. ххххх Вельского района Архангельской области) в срок до ххххх года.

В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Р., уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по тем же основаниям.

Представитель администрации МО «ххххх» Р. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, указав, что администрацией МО «ххххх» приняты исчерпывающие меры по организации транспортного обслуживания населения, а именно проведены конкурсы на заключение договора на обслуживание пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования, однако конкурсы не состоялись. Также указала на отсутствие в достаточном количестве денежных средств на организацию транспортного обслуживания населения между д. ххххх Вельского района Архангельской области и г. ххххх Архангельской области. Просила в удовлетворении иска прокурору Вельского района отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст.ст. 21, 26 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

Согласно статье 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения обеспечивается населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления.

В силу пп. 6 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

В соответствии с постановлением главы администрации МО «ххххх» № ххххх от ххххх года внесены изменения в автобусный маршрут «ххххх - ххххх». Постановлено, что маршрут «ххххх- ххххх» считать пригородным. Данному пригородному маршруту присвоен номер ххххх. Междугородный маршрут № ххххх «ххххх - ххххх» закрыт.

В судебном заседании установлено, что с ххххх года движение рейсового автобусного маршрута № ххххх с сообщением «ххххх - ххххх» прекращено.

Постановлением главы МО «ххххх» № ххххх от ххххх года утверждено положение «О проведении конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок на автобусных маршрутах общего пользования МО «ххххх» (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения определено, что конкурсы проводятся с целью определения победителя среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих или намеренных осуществлять обслуживание населения Вельского муниципального района пассажирским автобусным маршрутом общего пользования, претендующих на заключение договора.

В силу п. 3 положения на конкурс могут выставляться как отдельные маршруты, так и несколько маршрутов объединенных в лоты, по принципу объединения экономически выгодных маршрутов с экономически невыгодными (убыточными) маршрутами, необходимость обслуживания которых определяется обязанностью МО «Вельский муниципальный район» перед жителями района.

По условиям п. 5 Положения заказчиком конкурса на обслуживание населения Вельского муниципального района пассажирским автобусным маршрутом общего пользования является администрация МО «Вельский муниципальный район».

ххххх года распоряжением главы МО «ххххх» № ххххх утвержден состав конкурсной комиссии по организации и проведению конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок на автобусных маршрутах общего пользования.

В целях создания условий для предоставления транспортных услуг населению и увеличения доступности пассажирских перевозок и Решением Собрания депутатов МО «ххххх» № ххххх от ххххх года «О бюджете муниципального образования «Вельский муниципальный район», ххххх года, главой МО «ххххх» вынесено постановление № ххххх «О порядке предоставления и расходования субсидий на возмещение части убытков перевозчикам, осуществляющим перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортном на территории МО «ххххх».

В соответствии с п. 2 указанного постановления утвержден перечень субсидируемых маршрутов на 2012 год.

В соответствии с перечнем в п. 1 указан маршрут № ххххх «ххххх - ххххх».

ххххх года исполняющим обязанности первого заместителя главы МО «Вельский муниципальный район» Б. утверждено извещение о проведении открытого конкурса. Предметом конкурса является право заключения муниципального договора на обслуживание пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования на территории МО «ххххх», в том числе на обслуживание пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования: маршрут № ххххх «ххххх - ххххх», конечный населенный пункт маршрута п. ххххх, № ххххх «ххххх - ххххх», конечный населенный пункт маршрута д. ххххх, № ххххх «ххххх - ххххх», конечный населенный пункт маршрута д. ххххх.

Извещение опубликовано в газете «Вельские Вести» № ххххх (ххххх) от ххххх года.

В соответствии с извещением конкурсные заявки принимались с ххххх по ххххх года. Дата вскрытия конвертов с заявками - ххххх года.

Процедура рассмотрения заявок проводилась конкурсной комиссией в ххххх часов 00 минут ххххх года, в здании администрации МО «ххххх», расположенной по адресу: ххххх.

По итогам проводимого конкурса, в связи с отсутствием заявок на право заключения муниципального договора на обслуживание пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования на территории МО «ххххх», конкурс признан несостоявшимся. Автобусные маршруты № ххххх «ххххх - ххххх», № ххххх «ххххх - ххххх» включены в перечень убыточных маршрутов. Данные обстоятельства подтверждаются протоколом открытого аукциона от ххххх года, а также итогами открытого конкурса, утвержденного и.о. главы МО «ххххх» Г.

ххххх года заместителем главы МО «ххххх» Г. утверждено извещение о проведении открытого конкурса. Предметом конкурса является право заключения муниципального договора на обслуживание пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования на территории МО «ххххх», в том числе на обслуживание пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования: маршрут № ххххх «ххххх - ххххх», конечный населенный пункт маршрута п. ххххх, № ххххх «ххххх - ххххх», конечный населенный пункт маршрута д. ххххх, № ххххх «ххххх - ххххх», конечный населенный пункт маршрута д. Новинки.

Извещение опубликовано в газете «Вельские Вести» № ххххх (ххххх) от ххххх года.

В соответствии с извещением конкурсные заявки принимались с ххххх по ххххх года. Дата вскрытия конвертов с заявками - ххххх года.

Процедура рассмотрения заявок проводилась конкурсной комиссией в ххххх часов 00 минут ххххх года, в здании администрации МО «Вельский муниципальный район».

До окончания указанного времени о проведении конкурса срока подачи заявок на участие в конкурсе ххххх года ххххх часов 00 минут, была предоставлена на лот № ххххх одна заявка от индивидуального предпринимателя Д.

Участник конкурса признан единственным претендентом подавшим заявку на участие в конкурсе.

Между тем, конкурс признан несостоявшимся, поскольку конкурсная заявка ИП Д. не соответствует условиям конкурса, так как лот состоит из 3 автобусных маршрутов, а заявка подана на 2 автобусных маршрута. Данные обстоятельства подтверждаются протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе № ххххх.

Таким образом, администрацией МО «ххххх» принимались меры по организации транспортного обслуживания населения между п. ххххх Вельского района Архангельской области и ст. ххххх Вельского района Архангельской области (конечная остановка д. ххххх Вельского района Архангельской области).

Между тем, согласно ст. 2 Закона Архангельской области от 23 сентября 2004 года № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» Вельский район наделен статусом муниципального района. Статусом сельских поселений наделены, в том числе муниципальное образование «Ракуло-Кокшеньгское» (административный центр - деревня Козловская).

В силу ст. 29 Закона в границы муниципального образования «Вельский муниципальный район» входит, в том числе территория муниципального образования «Ракуло-Кокшеньгское».

В границы муниципального образования «Ракуло-Кокшеньгское» входят территории деревень Бегуновская, Березник, Большое Каргачево, Выселок Новинки, Григоровская, Козловская, Конедринская, Коптяевская, Локотская, Малое Каргачево, Надручевская, Островская, Охлябинская, Пугачевская, Ревдино, Рысцева Горка, Сухоломовская, Суяновская, Туровская, Ужмино, Уласовская, Устьяновская, Федоровская и железнодорожной станции Кокшеньга.

Таким образом, деревня ххххх входит в границы муниципального образования «Ракуло-Кокшеньгское», территория муниципального образования «Ракуло-Кокшеньгское» входит в границы муниципального образования «Вельский муниципальный район» Архангельской области, данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Устава МО «ххххх» Архангельской области, утвержденным решением ххххх сессии Собрания депутатов МО «ххххх» ххххх созыва от ххххх года № ххххх администрация муниципального образования - постоянно действующий исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - в соответствии с настоящим Уставом наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Архангельской области.

Поскольку, организация транспортного обслуживания населения между населенными пунктами в Вельском районе является вопросом местного значения, поэтому обязанность по организации транспортного обслуживания населения между населенными пунктами п. ххххх Вельского района Архангельской области и ст. ххххх Вельского района Архангельской области (конечная остановка д. ххххх Вельского района Архангельской области) должна быть возложена на администрацию МО «ххххх».

Факт отсутствия пассажирских перевозок на автобусном маршруте общего пользования между п. Кулой Вельского района Архангельской области и ст. ххххх Вельского района Архангельской области (конечная остановка д. ххххх Вельского района Архангельской области) подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, и не оспаривается участниками судебного заседания.

Довод представителя администрации МО «ххххх» об отсутствии денежных средств на организацию транспортного обслуживания населения между п. ххххх Вельского района Архангельской области и ст. ххххх Вельского района Архангельской области (конечная остановка д. ххххх Вельского района Архангельской области), является несостоятельным и не может быть принят во внимание, поскольку отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей.

Выявленные в ходе проверки прокуратурой Вельского района нарушения по организации транспортного обслуживания населения между населенными пунктами п. ххххх Вельского района Архангельской области и ст. ххххх Вельского района Архангельской области (конечная остановка д. ххххх Вельского района Архангельской области) не устранены до настоящего времени, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.

Таким образом, требования прокурора Вельского района о возложении обязанности по организации транспортного обслуживания населения являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, с ответчика – администрации МО «ххххх», являющейся органом местного самоуправления, государственная пошлина взысканию не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

заявление прокурора Вельского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «ххххх» удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Вельский муниципальный район» организовать транспортное обслуживание населения между п. ххххх Вельского района Архангельской области и ст. ххххх Вельского района Архангельской области (конечная остановка д. ххххх Вельского района Архангельской области) в срок до ххххх года.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд.

Председательствующий Н.В. Сидорак