О возложении обязанности по предоставлению жилого помещения



Дело № 2-912/2012 30 июля 2012 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Вельский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего Пестерева С.А.,

при секретаре Белых С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании 30 июля 2012 года в городе Вельске гражданское дело по иску прокурора Вельского района Архангельской области в защиту прав лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей Хоришко С. А. и Хоришко И. А. к администрации муниципального образования «*» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

у с т а н о в и л :

прокурор Вельского района Архангельской области в интересах Хоришко С.А. и Хоришко И.А. обратился в суд с иском к администрации муниципальному образованию «*» о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте муниципального образования «*», Вельского района Архангельской области.

Обосновывает требования тем, что Хоришко С. и И., являются сестрами-близнецами и имеют статус лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Их родители лишены родительских прав. В связи с устройством несовершеннолетних в интернатное учреждение за ними было закреплено право на внеочередное получение жилья в гор. * и поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях. В * году над С. и И. учреждено опекунство, опекуном является Антипина Н.А. В настоящее время Хоришко С. и И. закончили обучение в МБОУ «*». До настоящего времени жилое помещение с правом постоянного проживания истицам не предоставлено. Поэтому, считает, что у Хоришко С. и И. возникло право требовать предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории МО «*», соответствующего санитарным и техническим нормам. А поэтому просит обязать администрацию МО «*» в срок до 01 января 2013 года предоставить Хоришко С.А. и И.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте МО «*» отвечающее санитарно - техническим нормам, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, и лиц их числа.

В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Канаев А.И. настоял на удовлетворении иска по тем же основаниям, уточнив требования в части общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая должна составлять не менее 10 кв.м., что основано на решении МО «*» №* от 09 февраля 2006 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения в МО «*» и возложить обязанность предоставить жилье в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Хоришко С.А. и И.А. в судебном заседании также настояли на удовлетворении иска по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив, что за ними как сиротами закреплено право на внеочередное получение жилья в гор. *, также они были поставлены в очередь на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях. До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма не предоставлено.

Представитель ответчика администрации МО «*» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Согласно представленному отзыву считают, что надлежащим ответчиком является МО «Вельский муниципальный район», поскольку на них законом возложена обязанность по предоставлению жилья, а администрация МО «*» в свою очередь является только исполнителем, в настоящее время МО «*» не имеет финансовой возможности приобрести жилое помещение для истцов. Просят рассмотреть дело без участия их представителя (л.д.25-28).

Представитель 3-го лица администрации МО «Вельский муниципальный район» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д.69).

Представитель Министерства образования науки и культуры Архангельской области на судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело без участия их представителя (л.д.93-99). В письменном отзыве ссылаются на то, что полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления. На исполнение указанных полномочий ежегодно предусматриваются субвенции, размер которых и распределение по муниципальным образованиям области утверждаются областным законом «Об Областном бюджете» на очередной финансовый год. Мнения относительно заявленных исковых требований не высказали, просят рассмотреть дело без участия их представителя.

Представитель министерства финансов Архангельской области на судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением. Согласно письменному отзыву ссылаются на то, что предоставление жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам не относится к компетенции органов государственной власти Архангельской области и просят рассмотреть дело без их участия (л.д.101-102).

Выслушав помощника прокурора Канаева А.И, Хоришко С.А. и Хоришко И.А., исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст.ст.18,40 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса РФ к основным началам жилищного законодательства относится реализация гражданами права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В условиях рыночной экономики граждане обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.

Вместе с тем статья 40 (части 2 и 3) Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу п. 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, на основании решений органа местного самоуправления жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 22 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

В силу ст. 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Органы местного самоуправления Областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.

В судебном заседании установлено, что Хоришко С.А. и Хоришко И.А. родились * года в дер. *Онежского района Архангельской области (л.д. 10 оборот).

Решением Вельского районного суда Архангельской области от * 2003 года, их родители были лишены родительских прав (л.д.13).

Таким образом, Хоришко С.А. и И.А. имеют статус лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Истцы в * году были устроены в интернатное учреждение, о чем главой МО «Вельский район» вынесено Постановление № * от * 2002 года (л.д. 16).

Учитывая, что родители истцов являлись гражданами без определенного места жительства, несовершеннолетние не были зарегистрированы и не проживали на жилой площади родителей, следовательно, не приобрели право пользования кокой - либо жилой площадью, то за ними постановлением главы МО «Вельский район» № * от * 2004 года, было закреплено право на внеочередное получение жилья в гор. * (л.д. 16 оборот).

В * году над несовершеннолетними учреждена опека, опекуном назначена Цаплина Т.И., с которой был заключен договор возмездного оказания услуг о передаче детей на воспитание в приемную семью от * 2007 года (л.д.89-90). В *2010 года договор был расторгнут на основании заявления приемного родителя в связи с чем с * 2010 года была прекращена выплата денежных средств на содержание несовершеннолетних Хоришко С.А. и И.А. (л.д.91).

Постановлением главы МО «Вельский муниципальный район» № * от * 2010 года опекуном несовершеннолетних Хоришко С.А. и И.А. назначена Антипина Н.А. (л.д.92)

Согласно справке от * 2011 года, Хоришко С.А. и И.А. имеют временную регистрацию в жилом помещении по адресу: гор. *, ул. *, д. * (л.д.15, 77-78)

С * года по 2010 год истцы обучались в МБОУ «*», а с 01 сентября 2010 года зачислены в 10 «б» класс в МБОУ «*», где обучались до окончания 11 класса (л.д.14,79-86).

Постановлением №*от * 2004 года утвержден протокол заседания общественной комиссии по жилищным вопросам МО «Вельский район» от * 2004 года, где было решено поставить на очередь Хоришко С.А. и И.А. как нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.32-36).

До настоящего времени жилого помещения по договору социального найма либо в собственности на территории МО «*» истцы не имеют.

Решением Совета депутатов муниципального образования «*» № * от 09 февраля 2006 года «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения в МО «*» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 8 кв.м. общей площади и норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма в размере 10 кв.м. общей площади на одного человека (л.д.31).

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку, заслушав заключение представителя отдела опеки и попечительства, полагавшего, что иск подлежит удовлетворению, так как основан на законе, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Вельского района в интересах Хоришко С.А. и И.А. подлежат удовлетворению.

К данному выводу суд пришёл по следующим основаниям.

Так постановлением главы МО «Вельский муниципальный район» № * от * 2004 года за Хоришко С.А. и И.А. закреплено право на внеочередное получение жилья в гор. *. В этом же году они были поставлены в очередь на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно статьям 45, 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа государственными полномочиями Архангельской области» государственными полномочиями, в том числе государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, наделяются органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области, городских и сельских поселений и городских округов Ненецкого автономного округа.

В соответствии с конституционными принципами правового государства, в силу которых права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства (статья 2; статья 45, часть 1, Конституции Российской Федерации), органы государственной власти обязаны осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы соблюдались права и свободы человека и гражданина, а в случаях их нарушения - обеспечивалось максимально быстрое и полное их восстановление.

Поскольку закрепленного за истцами жилого помещения не имелось после лишения по решению суда их родителей родительских прав, тем самым обязательство, предусмотренное ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспечить их жилым помещением по договору социального найма по окончании срока учебы в учебном заведении, а также по достижении совершеннолетия, должно быть возложено на МО «Вельское», за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Таким образом, согласно действующему законодательству, право на внеочередное получение жилого помещения у истцов возникло после окончания пребывания их в образовательном учреждении.

Хоришко С.А. и И.А. обладая статусом лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и имея право на внеочередное предоставление жилого помещения, приобрели право для предоставления им жилого помещения вне очереди, поскольку обратное будет свидетельствовать о нарушении конституционного принципа равенства всех перед законом и права на жилище (ст.18, 40 Конституции РФ).

На момент судебного разбирательства жилищные права Хоришко С.А. и И.А. как лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не восстановлены, то есть жилое помещение по договору социального найма по месту постановки на учет на получение жилья на территории МО «*», компенсации за него не предоставлено.

Доказательств обратному, в соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в судебное заседание представлено не было.

Установлено, что за Хоришко С.А. и И.А. было закреплено право на внеочередное получение жилого помещения на территории МО «*», где они поставлены на учет, то и правоотношения по найму жилого помещения у Хоришко С.А. и И.А. возникли с МО «*».

Отсутствие финансирования не может являться основанием к отказу в иске, поскольку будет противоречить нормам права.

Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна быть реализована только после предоставления жилого помещения.

Хоришко С.А. и И.А. до настоящего времени не обеспечены жилой площадью по договору социального найма и им не предоставлено жилое помещение, то в данном случае они не лишены возможности воспользоваться гарантированным и нереализованным правом на внеочередное предоставление жилья, которое не было ими получено, что не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

В связи с тем, что Хоришко С.А. и И.А. имеют закрепленное право на внеочередное предоставление жилого помещения и в силу названных выше норм права администрация МО «*» обязано исполнить обязательство по предоставлению истицам жилого помещения. Предоставление субвенций по выполнению государственных гарантий по предоставлению жилья данной категории лиц, является механизмом по исполнению названного законодательства, то суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в отношении надлежащего ответчика администрации МО «*» на которую и надлежит возложить указанную обязанность.

В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Учетная норма площади жилого помещения и норма общей площади предоставляемого жилого помещения на территории МО «*» по договору социального найма на одного человека составляет 10 кв.м.

Суд, руководствуясь принципом восстановления права истца, считает возможным обязать администрацию МО «*» предоставить вне очереди жилое помещение Хоришко С. А. и Хоришко И. А., каждой, по договору социального найма общей площадью не менее 10 кв.м., применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте МО «*» за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Согласно положениям ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и возникшему праву у истцов на внеочередное получение жилого помещения, суд считает, что жилое помещение по договору социального найма истцам, каждому, должно быть предоставлено по вступлению решения суда в законную силу.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Администрация муниципального образования «*» является органом местного самоуправления и выступает по данному делу в качестве ответчика, следовательно, в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

иск прокурора Вельского района Архангельской области в интересах Хоришко С. А. и Хоришко И.А. – удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «*» предоставить Хоришко С. А. по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 10 квадратных метров, расположенное в черте муниципального образования «*», отвечающее санитарно – техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по муниципальному образованию «*», за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Обязать администрацию муниципального образования «*» предоставить Хоришко И. А.по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 10 квадратных метров, расположенное в черте муниципального образования «*», отвечающее санитарно – техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по муниципальному образованию «*», за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Архангельском областном суде через Вельский районный суд.

Председательствующий С.А. Пестерев