О признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий



Дело № 2-540/2012 20 июля 2012 года Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вельский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего Пестерева С.А.,

при секретаре Белых С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске 20 июля 2012 года гражданское дело по иску Рогозиной Л. С. к администрации муниципального образования «*», Министерству труда, занятости и социального развития по Архангельской области о признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как участника Великой Отечественной войны,

у с т а н о в и л:

Рогозина Л.С. обратилась в суд с иском к администрации МО «*» о признании отказа в восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным и восстановлении нарушенного права.

Обосновывала требования тем, что она является ветераном Великой Отечественной войны и инвалидом 1-й группы. Имеет в собственности неблагоустроенный жилой дом №* в пос. *, Вельского района Архангельской области по ул. *, но поскольку по медицинским показаниям нуждается в постоянном уходе, то последние 10 лет проживает у дочери в пос.*, ул.* д.*, кВ*, которая и ухаживает за ней. Дочь является собственником этой квартиры, где и она зарегистрирована по месту жительства с 2008 года. В * 2010 года была признана нуждающейся в жилом помещении в связи с чем поставлена на учет, а * 2011 года снята учета по причине отсутствия правовых оснований для признания этого. При проведении прокуратурой Вельского района проверки, было установлено, что она обоснованно снята с учета. В настоящее время имеет регистрацию по месту жительства в жилом помещении, расположенном в пос. * ул. *, д. *. Ответчик отказывает ей в восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий в связи с тем, что она зарегистрирована по новому месту жительства по ул. * в пос. * Вельского района, тем самым намеренно ухудшила свои жилищные условия. Считает решение комиссии не законным, поскольку имеет право на улучшение жилищных условий, как участник Великой Отечественной войны.

Рогозина Л.С. на судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом.

Представитель истца по доверенности Рогозина В.К. уточнила исковые требования и просит признать за Рогозиной Л.С. право на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как участника Великой отечественной войны.

Рогозина В.К. и адвокат Вельской коллегии адвокатов Вазеркина Л.И. в судебном заседании настояли на удовлетворении уточненных исковых требованиях своего доверителя по тем же основаниям, пояснив, что решением органа местного самоуправления Рогозиной Л.С. отказано в постановке на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с отсутствием у нее такого права. Данное решение не может являться законным, поскольку истица имеет право на предоставление жилья как участник ВОВ. Жилое помещение, которое истец имеет в собственности, где и зарегистрирован в настоящее время не пригодно для проживания, то проживает в жилом помещении, находящемся в собственности дочери по необходимости в связи с тем, что ей нужен постоянный уход. Просят признать за Рогозиной Л.С. право на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как участника Великой Отечественной войны.

Представитель администрации МО «*» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Просят рассмотреть дело без участия их представителя. Предоставили письменный отзыв, где иск не признали, ссылаясь на то, что истица на основании решения общественной комиссии администрации МО «*» в * 2010 года была принята на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий в качестве участника ВОВ, которая была зарегистрирована по адресу: пос. *, Вельского района ул. *, д. *, кв. *. После уточнения порядка постановки на учет указанной категории граждан, общественной комиссией администрации МО «*» выявлен факт неправомерной постановки истца на данный учет. Основанием для снятия послужило то, что Рогозина Л.С. не утратила самостоятельного права пользования жилым помещением, расположенным по указанному выше адресу. Истец проживает в квартире в качестве члена семьи собственника жилого помещения Рогозиной В.К., обеспеченность общей площадью этого жилого помещения на каждого члена семьи превышает установленную учетную норму. Ранее Рогозина Л.С. была поставлена на учет ошибочно. В феврале 2012 года в администрацию МО «*» поступило заявление от Рогозиной Л.С. о восстановлении ее в очереди нуждающихся в жилом помещении на основании ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что с * 2012 года она была снята с регистрационного учета по прежнему месту жительства по ул. *, д.* кв.* и зарегистрирована в неблагоустроенном жилом доме № * по ул. *в пос. *, Вельского района. Считают, что данными действиями истица ухудшила свои жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Представитель – Министерства труда, занятости и социального развития по Архангельской области, привлеченное к участию в деле в качестве соответчика, на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением. Просят в иске к Министерству отказать, поскольку последнее не имеет полномочий на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые отнесены к компетенции органов местного самоуправления (л.д.104).

Выслушав Рогозину В.К., Вазеркину Л.И., исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 714 от 07 мая 2008 года, п. 4 ч.1 ст.2 обеспечение жилыми помещениями производится нуждающихся ветеранов ВОВ 1941-1945 годов.

Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (подп. 3 пункта 1 статьи 15), при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от имущественного положения участника войны.

В судебном заседании установлено, что истица является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается копией удостоверения серия * № * от * 1985 года (л.д.18). Также Рогозина Л.С. является инвалидом первой группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно (л.д.37).

В 1992 году Рогозина Л.С. после смерти супруга Рогозина К.А., в порядке наследования по закону приобрела жилой дом, расположенный по адресу: Вельский район, пос. *, ул. *, д. * (л.д.20) Право собственности зарегистрировано надлежащим образом (л.д.27).

Из технического паспорта, изготовленного Вельским филиалом ГУ «БТИ АО» и составленного на * 2006 года, видно, что жилое помещение является неблагоустроенным, деревянным одноэтажным зданием, 1953 года постройки, имеющий общую площадь 56,7 кв.м., в том числе жилой 40,2 кв.м. (л.д.28-33). В этом доме истица зарегистрирована * 2012 года, что подтверждается копией ее паспорта (л.д.40-41).

Из искового заявления и пояснений представителя истца Рогозиной В.К. следует, что истица проживает в течение последних 10 лет в квартире под номером *, расположенной по адресу: Архангельская область, Вельский район, пос. *, ул. *, д.*, общей площадью 66 кв. м., в том числе жилой - 41,9 кв.м. принадлежащей на праве собственности ее дочери Рогозиной В.К, где с * 2008 года была зарегистрирована (л.д.39,42). Данное жилье было предоставлено по договору социального найма супругу Рогозиной В.К.- Рогозину А.Б. в 1994 году, на семью из 5-и человек, в состав которой истица не входила, что подтверждается копией контрольного талона к ордеру № * (л.д.36).

Названная квартира была передана Рогозиной В.К. в собственность, в порядке приватизации на основании договора на передачу квартиры в частную собственность граждан Архангельской области от * 2009 года (л.д.38). Право собственности зарегистрировано надлежащим образом (л.д.107).

Поквартирная карточка на квартиру заполнена с * года, где на это время зарегистрирована Рогозина В.К. В дальнейшем в этом жилом помещении были также зарегистрированы: сын квартиросъемщика Рогозин В.А. с *2003 года и истица - Рогозина Л.С., мать квартиросъемщика, с * 2008 года (л.д.35).

На основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО «*», оформленного протоколом от *2010 года, Рогозина Л.С. была поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении, как участник Великой Отечественной войны (л.д.14-16).

На момент постановки на учет, в указанном выше жилом помещении, было зарегистрировано и проживало 3 человека, в том числе и Рогозина Л.С., истец по делу.

После уточнения порядка постановки на учет указанной категории граждан, на основании справки по итогам проверки состояния дел по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов ВОВ, проживающих в Вельском районе Архангельской области, выданной заместителем начальника отдела организации социального обслуживания населения Управления социального развития Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области, (л.д.95-96) общественной комиссией по жилищным вопросам при администрации МО «*» были проверены все учетные дела ветеранов, поставленных на очередь, с целью выявления допущенных недостатков.

* 2011 года на очередном заседании общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО «*» Рогозина Л.С. была снята с учета нуждающихся в жилом помещении по причине отсутствия у нее права на признание нуждающейся в улучшении жилищных условий. Протокол утвержден Постановлением главы администрации МО «*» № * от * 2011 года (л.д.89-90).

В феврале 2012 года в администрацию МО «*» поступило заявление от Рогозиной Л.С. о восстановлении ее в очереди нуждающихся в жилом помещении на основании ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что с * 2012 года она была снята с регистрационного учета по адресу: пос. * ул. *, д. *, кв. * и зарегистрирована в частном неблагоустроенном жилом доме № * по ул. * в пос. *.

Общественной комиссией по жилищным вопросам при администрации МО «*» в действиях истицы по снятию с регистрационного учета из благоустроенного жилого помещения, в котором она проживала и зарегистрирована с 2008 года, и дальнейшей регистрации по месту жительства в неблагоустроенном жилом доме, находящимся в ее собственности, были усмотрены действия по ухудшению своих жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В связи с этим решением комиссии, со ссылкой на ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, Рогозиной Л.С. было отказано в восстановлении ее в очереди на улучшение жилищных условий с лишением ее права состоять на соответствующем учете до * 2017 года. Решение общественной комиссии оформлено протоколом, который утвержден главой названного муниципального образования (л.д.91-92).

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд пришёл к выводу, что в удовлетворении исковых требований надлежит отказать, поскольку они не основаны на законе.

К данному выводу суд пришел на основании следующего.

Так, согласно ст. 23.2 Федеральному закону «О ветеранах» и Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем предоставляются ветеранам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий. При этом обеспечение указанных лиц жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Вместе с тем, ни сам Федеральный закон, ни Указ Президента Российской Федерации, ни иное Федеральное законодательство, ни законодательство Архангельской области, как субъекта Российской Федерации, которому переданы упомянутые выше полномочия, непосредственно не устанавливают оснований для признания данной категории граждан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Следовательно, на данную категорию граждан распространяются общие, предусмотренные главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации положения об основаниях для признания их нуждающимися в жилых помещениях и принятия их на соответствующий учет, а также отказа в принятии на такой учет и снятия с него.

Администрация МО «*» уполномочена осуществлять постановку на учет, при этом исчерпывающий перечень оснований для постановки на учет определен ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает, что в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилых помещений, учитывается норма площади жилого помещения, исходя из которой, определяется уровень обеспеченности граждан общей площади жилого помещения на одного члена семьи

Статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определен порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в орган местного самоуправления по месту своего жительства.

Исходя из смысла п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, одним из оснований признания граждан нуждающихся в жилых помещениях также служит отсутствие жилого помещения, которым гражданин вправе пользоваться как собственник либо как наниматель по договору социального найма или в качестве члена семьи собственника или нанимателя.

Установлено, что истица имеет в собственности жилой дом под номером * в пос. *, Вельского района по ул. *, общей площадью 56,7 кв.м., в том числе жилой 40,2 кв.м, который в установленном порядке, межведомственной комиссией не признан не пригодным для проживания и доказательств обратному в соответствии с требованиями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, то данный факт, суд считает установленным

Рогозина Л.С. проживает в квартире, совместно с дочерью, которой в настоящее время принадлежит это жилое помещение на праве собственности. В квартиру истица вселена как член семьи собственника, где зарегистрирован также сын собственника и внук истицы - Рогозин В.А.

Истица с 2010 года состояла на учете нуждающихся в жилом помещении в качестве участника ВОВ, откуда в * 2011 года была снята по причине неправомерности постановки на этот учет.

Данное основание для снятия с учета предусмотрено в п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полномочия по постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий отнесены к администрациям поселений, на территории которых проживает ветеран Великой Отечественной войны.

Для постановки на учет ветеранов ВОВ в силу действующего законодательства существуют определенные основания, в том числе размер общей площади жилья, приходящейся на каждого, постоянно зарегистрированного члена семьи, должен быть менее учетной нормы.

В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Учетная норма площади жилого помещения и норма общей площади предоставляемого жилого помещения на территории МО «*» по договору социального найма на одного человека составляет 12 кв.м.

На момент постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, Рогозина Л.С. была зарегистрирована в квартире дочери по ул. * в пос. *, которая имеет общую площадь 66 кв. м., что с учетом зарегистрированных и проживающих в жилом помещении трех человек, на каждого приходится по 22 кв.м. общей площади, что превышает установленную в пос. * учетную норму.

В силу статьи 53 ЖК Российской Федерации - граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Из смысла данной нормы следует, что указанная статья предусматривает меру юридической ответственности граждан за намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, следовательно, она может быть применена к гражданину только в случае доказанности совершения данных действий осознанно, преднамеренно и умышленно с целью приобретения права состоять на учете.

В * 2012 года Рогозина Л.С. сменила регистрацию по месту жительства, а именно: была снята с регистрационного учета по адресу: пос. * ул. *, д. *, кв. * и зарегистрирована в этом же населенном пункте в частном неблагоустроенном жилом доме * по ул. * в пос. *, который принадлежит ей на праве собственности. Следовательно, Рогозина Л.С. в степени благоустройства ухудшила свои жилищные условия, не смотря на то, что в соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему

имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Поэтому доводы ответчика администрации МО «*» в этой части заслуживают внимания, поскольку намерение указанных действий подтверждается и тем обстоятельством, что Рогозина после смены регистрации обратилась к ответчику с заявлением о восстановлении ее в очереди на улучшение жилищных условий.

Довод представителя Рогозиной В.К. на вынужденный характер проживания в ее квартире матери Рогозиной Л.С. по состоянию здоровья, как инвалида 1-й группы, по причине неблагоустроенности жилого дома, принадлежащего Рогозиной Л.С., не может быть принят судом как основание для удовлетворения иска. Поскольку такой категории, как степень благоустроенности, не установлено жилищным законодательством в качестве основания для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Приходя к такому выводу, суд руководствуется и нормами п. 12 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», в котором указано, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Пунктом 41 данного Постановления предусмотрено, что не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажных жилых домах.

Рогозина Л.С. и ее представители в соответствии с требованиями ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не предоставили в судебное заседание доказательств нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий.

Кроме того, суд учитывает, что на момент приватизации квартиры по ул. *, истица была зарегистрирована в этом жилом помещении, как член семьи нанимателя, то она имела право на участие в приватизации, но поскольку в договоре приватизации указана только Рогозина В.К., то суд приходит к выводу о том, что Рогозина Л.С. отказалась от приватизации названного жилого помещения, но право пользования квартирой не утратила.

Таким образом, у суда нет законных оснований для удовлетворения исковых требований Рогозиной Л.С., поскольку оснований для постановки ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на момент рассмотрения спора не имеется, а поэтому в иске надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

в удовлетворении исковых требований Рогозиной Л. С. к администрации муниципального образования «*», Министерству труда, занятости и социального развития по Архангельской области о признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как участника Великой Отечественной войны – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Архангельском областном суде через Вельский районный суд.

Председательствующий С.А. Пестерев