О возложении обязанности по заключению договора аренды земельного участка



Дело № 2-419/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 мая 2012 года г. Вельск

Вельский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Смоленской Ю.А.,

при секретаре Сусловой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании хх мая 2012 года в городе Вельске гражданское дело по исковому заявлению Салиной В. М. к администрации муниципального образования «Аргуновское» о возложении обязанности по предоставлению в аренду земельного участка,

у с т а н о в и л:

Салина В.М. обратилась в суд с иском к администрации МО «Аргуновское» о возложении обязанности заключения с ней договора аренды земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, находящегося примерно в 96 метрах на юго-запад от жилого дома № хх по ул. С. в п. Аргуновском Вельского района Архангельской области. В обоснование заявленного требования указала, что хх марта 2011 года обратилась в администрацию МО «Вельский муниципальный район» с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного примерно в 96 метрах на юго-запад от жилого дома № хх по ул. С. п. Аргуновский Вельского района, из категории земель – земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства в п. Аргуновский Вельского района Архангельской области. Письмом главы администрации МО «Аргуновское» от хх апреля 2011 года в предоставлении земельного участка было отказано по причине того, что испрашиваемый земельный участок является учтенным и предоставлен для ведения огородничества. Однако по сведениям ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу указанный участок отсутствует в государственном кадастре недвижимости. Таким образом, испрашиваемый земельный участок не является ранее учтенным и права на него не оформлены. Кроме того, решением Вельского районного суда Архангельской области от хх сентября 2011 года по делу № 2-619/2011, имеющим в силу ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение, на администрацию МО «Аргуновское» была возложена обязанность по предоставлению ей утвержденной схемы испрашиваемого земельного участка. Учитывая изложенное, а также принимая во внимание п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, которым установлен исчерпывающий перечень для отказа в предоставлении земельного участка гражданам, то отказ администрации МО «Аргуновское» в предоставлении испрашиваемого земельного участка является незаконным, а поэтому просит суд обязать ответчика в судебном порядке заключить с ней договор аренды указанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.

Истец Салина В.М. на судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, согласно заявлению просила рассмотреть дело без ее участия, с участием представителя Измайлова А.В.

Представитель истца Салиной В.М. по доверенности Измайлов А.В. в судебном заседании заявленные исковые требования уточнил, а именно: просил суд обязать ответчика администрацию МО «Аргуновское» предоставить Салиной В.М. в аренду земельный участок, находящийся слева примерно в 90 метрах на юг от дома № хх по ул. С. в п. Аргуновском Вельского района Архангельской области, с использованием для ведения личного подсобного хозяйства с разрешенным строительством жилого дома. Указав, что испрашиваемый Салиной В.М. земельный участок является свободным, не изъят из оборота, не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд и свободен от прав третьих лиц, что было установлено судом при рассмотрении гражданского дела № 2-619/2011, решение которого в силу ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела. Протоколом межведомственной комиссии № 123 от хх марта 2012 года разрешено использование испрашиваемого Салиной В.М. земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Представленные ответчиком заявления граждан поданы в отношении иного земельного участка. Учитывая, что полномочия по распоряжению земельными участками на территории поселения переданы администрации МО «Аргуновское», то именно данный орган является надлежащим ответчиком по делу. А поскольку администрация МО «Аргуновское» уклонилась от исполнения решения Вельского районного суда Архангельской области от хх сентября 2011 года, которым была обязана изготовить и передать утвержденную план-схему испрашиваемого истцом земельного участка, что фактически на момент судебного заседания не выполнено, то имеются все законные основания для возложения на ответчика обязанности по предоставлению в аренду указанного земельного участка без проведения аукциона.

Представитель ответчика администрации МО «Аргуновское» Быкова О.А. в судебном заседании исковые требования Салиной В.М. не признала в полном объеме, указав, что администрация МО «Аргуновское» является ненадлежащим ответчиком по делу, и на нее не может быть возложена обязанность по предоставлению в аренду земельного участка и заключению соответствующего договора, поскольку Положением о порядке предоставления земельных участков, находящихся в границах территории МО «Вельский муниципальный район», утвержденным решением XXXII сессии Собрания депутатов МО «Вельский муниципальный район» IV созыва № 417 от хх июля 2011 года и Соглашением о совместном сотрудничестве от хх января 2008 года с изменениями, внесенными дополнительным соглашением от хх сентября 2008 года, данные полномочия сельскому поселению не переданы. Истцом не соблюдена процедура предоставления земельного участка. Кроме того, в настоящее время в администрацию МО «Вельский муниципальный район» после размещения хх марта 2012 года в средствах массовой информации объявления о формировании земельных участков, в том числе и земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: Архангельская область, Вельский район, п. Аргуновский, примерно в 90 метрах по направлению на юг от дома № хх по ул. С., поступило три заявления от граждан о предоставлении указанного земельного участка. Таким образом, предоставление данного земельного участка гражданам в силу указанного Положения и Земельного кодекса Российской Федерации будет осуществляться посредством проведения аукциона.

Представители третьих лиц администрации МО «Вельский муниципальный район», Комитета по управлению имуществом и РМП администрации МО «Вельский муниципальный район», привлеченные к участию в деле по инициативе суда, на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно сообщениям просили рассмотреть дело без их участия, возражали относительно удовлетворения исковых требований Салиной В.М., считая их необоснованными.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на категории – земли населенных пунктов.

В силу п. 2 этой же статьи земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

В соответствии со ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 настоящего Кодекса.

Согласно пп. 3 и 4 ст. 3 Федерального закона РФ от хх июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее Закона) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

В силу п. 2 ст. 4 Закона приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрены ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, а порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством предусмотрен ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что хх марта 2011 года Салина В.М., зарегистрированная и проживающая по месту жительства по адресу: Архангельская область, г. Вельск, ул. Ч., д. х, кв. хх, обратилась с заявлением в адрес главы администрации МО «Вельский муниципальный район» о предоставлении ей в соответствии с Законом, ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду земельного участка, площадью 1500 кв.м. из категории земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Архангельская область, Вельский муниципальный район», МО «Аргуновское», п. Аргуновский, для ведения личного подсобного хозяйства, приложив фотосъемку расположения испрашиваемого земельного участка.

Письмом от хх апреля 2011 года № 64 глава администрации МО «Аргуновское» в ответ на поданное заявление сообщил истцу о том, что испрашиваемый земельный участок является ранее учтенным и предоставлен для ведения огородничества.

По сообщениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФБУ «Земельная кадастровая палата» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в государственном кадастре недвижимости, записи о правах на земельный участок по адресу: примерно в 96 метрах на юго-запад от жилого дома № хх по ул. С. в п. Аргуновский Вельского района Архангельской области, отсутствуют.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством установлен ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации. В связи с тем, что выделение земельных участков, испрашиваемых истцами относится к компетенции органов местного самоуправления, процедура рассмотрения их заявлений должна соответствовать как Земельному Кодексу Российской Федерации, так и принятым в Вельском муниципальном районе правовым актам.

Порядок предоставления земельных участков, утвержденный Решением XIX сессии Собрания депутатов МО «Вельский муниципальный район» от хх сентября 2006 года № 301, действовавший на момент возникновения правоотношения, предусматривал необходимость обращения гражданина с заявлением, в котором указаны цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право и паспортные данные. Рассмотрение заявок проводится межведомственной комиссией (раздел IV). Этот же нормативный акт предусматривал, что управление и распоряжение землями, находящимися в ведении района, в соответствии с предоставленными полномочиями и обеспечение процедуры предоставления земельных участков является предметом ведения МО «Вельский муниципальный район» (п. 2.2). При этом городские и сельские поселения утверждают проект границ земельных участков, подготавливают проекты договоров аренды с физическими лицами, готовят проекты постановлений о предоставлении земельных участков (п.2.5).

Действующее в настоящее время Положение о порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального образования «Вельский муниципальный район», утвержденное Решением XXХII сессии Собрания депутатов МО «Вельский муниципальный район» от хх июля 2011 года № 404 (деле Положение) фактически предусматривает тот же порядок.

Разница в регламентации полномочий обусловлена законодательной заменой понятия «проект границ земельного участка» понятием «схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории».

Между администрацией МО «Вельский муниципальный район» и администрацией МО «Аргуновское» хх января 2008 года заключено «Соглашение о совместном сотрудничестве», и далее дополнительное соглашение к нему хх сентября 2008 года. В соответствии с данным документом (в редакции соглашения от хх сентября 2008 года) поселение утверждает проект границ земельного участка, готовит проекты договоров с физическими лицами, материалы для межведомственной комиссии по выбору земельных участков, а также готовит проекты постановлений Главы МО «Вельский муниципальный район» о предоставлении земельных участков.

Таким образом, суд приходит к выводу, что предоставление земельных участков в собственность, аренду гражданам в соответствии с указанными положениями закона относится к полномочиям главы МО «Вельский муниципальный район», при этом данные полномочия в части распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, сельскому поселению МО «Аргуновское» не переданы.

Решением Вельского районного суда Архангельской области № 2-619/2011 от хх сентября 2011 года иск Салиной В.М. к администрации МО «Аргуновское» был удовлетворен, на администрацию МО «Аргуновское» возложена обязанность выдать Салиной В.М. утвержденную схему расположения земельного участка, местоположение которого находится примерно в 96 метрах на юго-запад от жилого дома № хх по ул. С., п. Аргуновский, Вельского района Архангельской области, что соответствовало Положению и заключенным соглашениям от хх января 2008 года и хх сентября 2008 года.

Из объяснений представителя истца Измайлова А.В. следует, что принятое судом хх сентября 2011 года решение суда не исполнено до настоящего времени, утвержденная схема испрашиваемого Салиной В.М. земельного участка ответчиком не выдана, и что, по мнению истца и его представителя, является безусловным основанием для обязания ответчика предоставить Салиной В.М. указанный земельный участок в аренду для ведения личного подсобного хозяйства с разрешенным строительством жилого дома. Измайлов А.В. в судебном заседании также указал, что исполнительный лист № 2-619 от хх сентября 2011 года, направленный Вельским районным судом Архангельской области хх сентября 2011 года Салиной В.М., не был предъявлен истцом к исполнению в ОСП по Вельскому району УФССП по Архангельской области до рассмотрения настоящего спора, и что не влияет на существо данного дела.

Однако с указанными доводами истца и его представителя суд согласиться не может ввиду следующего.

Так, Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрена определенная процедура оформления земельного участка.

В соответствии с ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (ч.5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации).

Учитывая изложенное, суд считает, что выдача схемы расположения земельных участков не предрешает вопрос о передаче земельных участков в аренду либо в собственность, в любом случае установленная процедура должна быть соблюдена гражданами.

Также судом установлено, что главе МО «Аргуновское» хх декабря 2011 года УКС, архитектуры и экологии фактически отказано в согласовании схем расположения земельных участков, включая первоначально испрашиваемый земельный участок) на кадастровой карте территории по причине отсутствия разработанного проекта планировки территории с инженерно-техническим обеспечением и иными задачами, предусмотренными проектом планировки территории.

При этом судом учитывается, и это следует из объяснений представителя ответчика, что Протоколом № 72 от хх марта 2009 года районной межведомственной комиссии по выбору земельных участков на территории МО «Вельский муниципальный район» и изменению одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования было принято решение о возможности использования для ведения личного подсобного хозяйства 25 земельных участков, расположенных по адресу: Архангельская область, Вельский район, п. Аргуновский, кадастровый квартал хх:хх:хххххх, однако решение о возможности использования испрашиваемого истцом Салиной В.М. земельного участка комиссией не принималось, в состав 25 земельных участков он не вошел.

Лишь протоколом № 123 районной межведомственной комиссии по выбору земельных участков на территории МО «Вельский муниципальный район» и изменению одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования от хх марта 2012 года МО «Аргуновское» разрешено использование для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка, расположенного по адресу: Архангельская область, Вельский район, п. Аргуновский, примерно в 90 метрах по направлению на юг от д. № хх по ул. С. (п. 5).

Из объяснений лиц, участвующих в деле, следует, что испрашиваемый первоначально истцом земельный участок, расположенный по адресу: примерно в 96 метрах на юго-запад от жилого дома № хх по ул. С., п. Аргуновский, Вельского района Архангельской области и земельный участок, расположенный по адресу: Архангельская область, Вельский район, п. Аргуновский, примерно в 90 метрах по направлению на юг от д. № хх по ул. С., фактически является одним и тем же.

хх марта 2012 года в газете «Вельские Вести» № 24 (11914) администрация МО «Аргуновское» проинформировала население о формировании земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства по указанному адресу, в результате чего по состоянию на день судебного заседания в администрацию МО «Вельский муниципальный район» в пределах установленного срока поступило три заявлении от граждан, в связи с чем, имеются законные основания для решения вопроса о предоставлении испрашиваемого истцом земельного участка исключительно по результатам торгов (конкурса, аукциона).

В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований Салиной В.М. к администрации МО «Аргуновское».

В судебное заседание истцом в соответствии со ст.ст. 55, 56, 59 и 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено достаточных доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, подтверждающих наличие законных оснований для понуждения ответчика администрации МО «Аргуновское» предоставить в аренду без аукциона земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства с разрешенным строительством жилого дома, расположенного слева примерно в 90 метрах на юг от дома № хх по ул. С. в п. Аргуновский Вельского района Архангельской области. При разрешении спора судом учтено, что полномочия в части предоставления земельных участков в собственность либо в аренду, государственная собственность на которые не разграничена, относится к предмету ведения главы МО «Вельский муниципальный район», и в установленном законом порядке на ответчика администрацию МО «Аргуновское» не возложены. В ходе рассмотрения настоящего дела, исковых требований к иным лицам, в соответствии со ст.ст. 35, 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Салиной В.М. и ее представителем Измайловым А.В. заявлено не было, при этом в судебном заседании участники процесса настаивали на иске именно к администрации МО «Аргуновское», в связи с чем, суд рассмотрел спор в рамках заявленных исковых требований.

Доводы Салиной В.М. и ее представителя Измайлова А.В. о нарушении ответчиком положений п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающего наличие оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность или аренду граждан, суд находит несостоятельными, поскольку они не нашли подтверждения в судебном заседании и фактически опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.

Таким образом, с учетом, установленных по делу обстоятельств и указанных выше норм материального права, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования Салиной В.М. к администрации МО «Аргуновское» не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований Салиной В. М. к администрации муниципального образования «Аргуновское» о предоставлении в аренду земельного участка, находящегося по адресу: Архангельская область, Вельский район, п. Аргуновский, слева примерно в 90 метрах по направлению на юг от д. № хх по ул. С. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.

Председательствующий Ю.А. Смоленская