Дело № 2-407/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Вельск 02 апреля 2012 года Вельский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего Смоленской Ю.А., пpи секpетаpе Сусловой Н.В., рассмотpел в откpытом судебном заседании в городе Вельске хх апреля 2012 года гpажданское дело по заявлению Гаркотина А. В. об оспаривании действий Государственного учреждения Отдела внутренних дел по Вельскому району о снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и о восстановлении в списке лиц, нуждающихся в получении жилья, у с т а н о в и л: Гаркотин А.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным уведомления от хх мая 2007 года и действий ГУ ОВД по Вельскому району по снятию с учета граждан, нуждающихся в жилье и восстановлении в списке лиц ГУ ОВД по Вельскому району в качестве нуждающегося в получении жилья с момента постановки на учет, то есть с 1997-1998 г.г. В обоснование заявленных требований указал, что в период работы в ГУ ОВД по Вельскому району с 1997 – 1998 г.г. состоял в данном органе на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. хх ноября 2005 года уволился со службы по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, а поэтому не утратил права состоять на ведомственном учете на получение жилья. Обратившись в ГУ ОВД по Вельскому району в апреле 2011 года по вопросу жилья, получил ответ № 7902 от хх мая 2011 года, из которого узнал, что в связи с непредставлением в срок до хх июня 2007 года документов, подтверждающих право числиться в списке очередников, указанных в уведомлении от хх июня 2007 года, жилищно-бытовая комиссия еще хх марта 2008 года не включила его в списки лиц, состоящих на учете ГУ ОВД по Вельскому району в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Считает, что данные действия и решение ГУ ОВД по Вельскому району противоречат ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 55, 56 Жилищного кодекса Российской федерации, а поэтому являются незаконными и нарушают его жилищные права, в связи с чем, он подлежит восстановлению в списке лиц ГУ ОВД по Вельскому району, нуждающихся в получении жилья. На судебное заседание Гаркотин А.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду заявление, в котором дополнительно указал, что снятие ГУ ОВД по Вельскому району с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий лишило его и членов его семьи права получить государственный жилищный сертификат по месту прохождения службы. Также просил суд восстановить пропущенный процессуальный срок на обращение в суд с данным заявлением ввиду его пропуска по уважительной причине, а именно: то, что он первоначально обратился в Вельский районный суд Архангельской области своевременно, исправлял указанные судом недостатки, затем в период с декабря 2011 года по февраль 2012 года находился на стационарном лечении в ФКЛ ПУБ-18 ГУФСИН России по Республике Коми г. Ухта, и учесть, что в настоящее время он находится в местах лишения свободы, а поэтому фактически лишен возможности непосредственно представить суду доказательства, обосновывающие заявленные требования. Представитель заинтересованного лица межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Вельский» по доверенности Шухтина Н.С. в судебном заседании заявленные требования не признала, при этом, не оспаривая факта состояния ранее Гаркотина А.В. на учете ОВД по Вельскому району в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий под номером 36, указала, что во исполнение распоряжения УВД по Архангельской области № 51-р от хх апреля 2007 года «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределении жилой площади» в целях упорядочения учета лиц, состоящих на учете в ОВД по Вельскому району каждому очереднику, в том числе и Гаркотину А.В., хх мая 2007 года было направлено уведомление с предложением подтвердить свое право состоять на учете, для чего был определен срок представления подтверждающих документов. Данное уведомление Гаркотин А.В. получил лично хх июня 2007 года, однако в установленный срок никаких документов не представил, за разъяснениями не обращался. хх августа 2008 года жилищно-бытовая комиссия ОВД по Вельскому району рассмотрела представленные сотрудниками документы, и утвердила список лиц, состоящих на учете ОВД по Вельскому району в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в котором Гаркотин А.В. отсутствовал. Также указала, что в настоящее время жилищно-бытовая комиссия ОМВД России «Вельский» (до переименования ГУ ОВД по Вельскому району) расформирована в связи с созданием жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Архангельской области, а поэтому никаких действий по ведению учета лиц, состоящих в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не осуществляет. Также заявила о применении судом последствий пропуска Гаркотиным А.В. процессуального срока на обращение в суд за защитой своего права, поскольку с момента принятия решения и направления уведомления заявителю прошло более трех лет. Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица Шухтиной Н.С., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от хх февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина). К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль. В соответствии с п. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Согласно ст.ст. 18, 40 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В судебном заседании установлено, что Гаркотин А. В., зарегистрирован по месту жительства по адресу: Архангельская область, Вельский район, д. Е., д. хх (до перенумерации д. № хх), что подтверждается выпиской из похозяйственной книги учета личных подсобных хозяйств МО «Усть-Вельское» по д. Е., лицевой счет 347. Собственником жилого дома является Гаркотин В.П. Кроме Гаркотина А.В. в данном жилом доме зарегистрированы также Гаркотин В.П. и Гаркотина Н.И. По сообщению ООО «Наш город» от хх марта 2012 года Гаркотин А.В. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: Архангельская область, г. Вельск, ул. С., д. хх, кв. х, сроком с хх августа 2003 года по хх октября 2003 года, куда прибыл по данным листка прибытия из д. Е. Вельского района Архангельской области. Установлено, что Гаркотин А.В. относится к числу лиц, проходивших службу в органах внутренних дел. Приказом начальника УВД Архангельской области от хх сентября 2005 года № 264 л/с (с изменениями, внесенными приказом от хх сентября 2005 года № 275 л/с) Гаркотин А.В., подполковник милиции, начальник отдела участковых уполномоченных милиции общественной безопасности ОВД Вельского района в соответствии с п. «В» ч. 7 ст. 19 Закона РФ «О милиции» с хх ноября 2005 года был уволен со службы по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. Выслуга лет по состоянию на хх ноября 2005 года составила: в календарном исчислении - 21 год 00 месяцев 05 дней, в льготном исчислении – 29 лет 00 месяцев 05 дней, для выплаты единовременного пособия – 21 год 00 месяцев 05 дней. Согласно приказу начальника УМВД России по Архангельской области от хх июня 2011 года № 405 «Об утверждении Положения о Межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации «Вельский» Государственное учреждение «Отдел внутренних дел по Вельскому муниципальному району» переименован в Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Вельский». Из объяснений представителя МОМВД России «Вельский» Шухтиной Н.С., а также это следует из письменных материалов дела, что приказом ОВД Вельского района от хх января 1995 года на основании решения общего собрания сотрудников отдела от хх декабря 1994 года была утверждена жилищная комиссия Вельского РОВД и определен ее состав в количестве пяти членов. Приказом МВД РФ от хх марта 2003 года № 169 утверждена Инструкция о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений (далее Инструкция). Приказом МВД РФ от хх мая 2003 года № 345 утверждено Положение о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади (далее Положение). Начальником ОВД Вельского района был издан приказ от хх января 2006 года № 12 «О создании жилищной комиссии в ОВД Вельского района», утвержден ее состав из 9 членов, а также утверждено Положение о деятельности Вельского РОВД по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади (далее Положение о деятельности Вельского РОВД). Согласно п. 2 Положения постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим приказом. Согласно п. 2.2 Положения о деятельности Вельского РОВД учет сотрудников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. В силу п. 2.3 Положения о деятельности Вельского РОВД списки утверждаются в январе каждого года после рассмотрения их на заседании комиссии и вывешиваются в доступном для ознакомления месте. Согласно п. 2.4 Положения о деятельности Вельского РОВД перечень документов, представляемых сотрудниками в комиссию для решения вопроса о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, устанавливается на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В судебном заседании установлено и это не оспаривается представителем МОМВД России «Вельский» Шухтиной Н.С., что Гаркотин А.В. состоял под номером 36 в списке сотрудников ОВД Вельского района, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений, что подтверждается протоколом заседания жилищно-бытовой комиссией ОВД Вельского района от хх февраля 2006 года. При этом, каких-либо иных документов, подтверждающих постановку Гаркотина А.В. на данный учет заинтересованное лицо суду не представило в связи с их фактическим отсутствием. Учетные дела на сотрудников ОВД Вельского района, ранее состоявших в указанном списке не были сформированы. На основании Распоряжения и.о. начальника УВД по Архангельской области № 51-р от хх апреля 2007 года «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределении жилой площади» в целях упорядочения учета лиц, состоящих на учете в ОВД в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилищно-бытовая комиссия ОВД Вельского района приняла решение пересмотреть список очередников, поставленных на очередь до хх января 2006 года, для чего каждому очереднику были направлены уведомления с предложением представить в ОВД Вельского района документы, подтверждающие право состоять в очереди, что подтверждается протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии ОВД Вельского района № 3. То есть ОВД по Вельскому району фактически была произведена перерегистрация сотрудников, состоящих на учете, дополнительно проверены жилищные условия очередников, что допускалось Инструкцией, Жилищным кодексом Российской Федерации, и было предписано указанным выше Распоряжением. Из материалов дела следует, что Гаркотину А.В. уведомление было направлено и.о. начальника ОВД по Вельскому району хх мая 2007 года (исх. № 7866) и получено им лично хх июня 2007 года. Согласно данному уведомлению Гаркотину А.В. было предложено в срок до хх июня 2007 года предоставить в ОВД по Вельскому району документы, подтверждающие право числиться в списке очередников, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, а также разъяснено, что в случае непредставления всех необходимых документов по истечении установленного срока заявитель будет автоматически исключен из указанного списка. Учитывая, что Гаркотин А.В. в установленный срок каких-либо документов, подтверждающих право состоять в очереди не представил в ОВД Вельского района, то жилищно-бытовая комиссия ГУ ОВД по Вельскому району хх марта 2008 года утвердила список сотрудников (в количестве пяти человек), состоящих на учете в ГУ ОВД по Вельскому району в качестве нуждающихся в получении жилья, представивших соответствующие документы, в данный список Гаркотин А.В. включен не был, что подтверждается протоколом жилищно-бытовой комиссии ГУ ОВД по Вельскому району № 1. Начиная с 2008 года, жилищно-бытовая комиссия ГУ ОВД по Вельскому району, ежегодно на заседаниях утверждала данный список, что подтверждается соответствующими протоколами. При этом в данный список вновь принятые на учет сотрудники не включались. Приказом Управления МВД РФ по Архангельской области от хх ноября 2011 года № 766 «О создании жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Архангельской области» утвержден состав жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Архангельской области и Положение о данной комиссии, начальникам территориальных органов на районном уровне УМВД России по Архангельской области в целях формирования единого списка нуждающихся в улучшении жилищных условий в УМВД России по Архангельской области было приказано подготовить списки и учетные дела граждан, принятых на учет по месту службы на жилищный учет до хх марта 2005 года в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и передать их в УМВД России по Архангельской области, а также расформировать жилищно-бытовые комиссии. В судебном заседании установлено, что во исполнение указанного Приказа и.о. начальника ОМВД России «Вельский» приказом от хх февраля 2012 года расформировал жилищно-бытовую комиссию ОМВД России «Вельский», и чему предшествовала передача списка и учетных дел граждан, принятых на учет по месту службы на жилищный учет до хх марта 2005 года в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и которые подтвердили право состоять на данном учете путем предоставления соответствующих документов, то есть прошли перерегистрацию. При этом, из объяснений заинтересованного лица следует, что ведомственный жилищный фонд в ОМВД России «Вельский» отсутствует, жилые помещения лицам, состоявшим ранее до хх января 2006 года на учете сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения жилья, по линии МВД России не предоставлялись, денежные средства на данные цели ОВД Вельского района не предоставляюсь. Таким образом, суд приходит к выводу, что в настоящее время в ОМВД России «Вельский» фактически отсутствует жилищная комиссия, полномочная решать вопросы по постановке, восстановлению и снятию с учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения жилья. Вместе с тем, из информации, представленной администрацией МО «Вельское» от хх марта 2012 года, следует, что Гаркотин А.В. состоит на очередном и внеочередном учете граждан в МО «Вельское», нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так установлено, что Гаркотин А.В. решением заседания общественной комиссии по жилищным вопросам МО «Вельский район» от хх июня 2001 года поставлен на очередь в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента подачи заявления хх мая 2001 года, общий учет № 1624, внеочередной учет № 205, что подтверждается протоколом заседания общественной комиссии по жилищным вопросам, утвержденным постановлением главы МО «Вельский район» от хх июля 2001 года № 583. То есть Гаркотин А.В. реализовал предоставленное ему законом право и встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту нахождения ОВД по Вельскому району, и на тот момент месту своего жительства с целью получения жилья за счет муниципального жилищного фонда по договору социального найма. В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, действовавшего до хх марта 2005 года учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию. В соответствии с пп. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона от хх декабря 2004 года № 189-фз «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», с хх марта 2005 года принятие на учет граждан с целью последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до хх марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно с п. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, если гражданин имеет право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ, категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма установлены главой 7 раздела III Жилищного кодекса российской Федерации. Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом, а также иными способами, установленными действующим законодательством. В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства, и учитывая указанные нормы материального права, суд приходит к выводу, что заявленные Гаркотиным А.В. требования не подлежат удовлетворению в связи с отсутствием законных оснований для признания уведомления и действий ОВД по Вельскому району незаконными и возложении обязанности на ОМВД России «Вельский» по восстановлению его в списке сотрудников ОВД по Вельскому району, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку у ОМВД России «Вельский» данные полномочия в настоящее время фактически отсутствуют. Также суд находит доводы Гаркотина А.В. об ущемлении его прав на получение государственного жилищного сертификата необоснованными, поскольку право на участие в федеральных целевых программах зависит непосредственно от волеизъявления участника и предусмотренных данными программами условий. Фактов, свидетельствующих о создании ОМВД России «Вельский» в настоящее время каких-либо препятствий Гаркотину А.В. в реализации данных прав, по делу не установлено. Кроме того, заявитель не лишен права на обращение в суд в порядке искового производства с соответствующим иском в случае отказа в их реализации. В соответствии с ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. В силу разъяснения, содержащегося в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от хх февраля 2009 года N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. Судом установлено, что оспариваемое Гаркотиным А.В. уведомление и.о. начальника ОВД по Вельскому району от хх мая 2007 года было получено заявителем лично хх июня 2007 года, фактически решение жилищно-бытовая комиссия ОВД по Вельскому району о не включении Гаркотина А.В. в список сотрудников, состоящих на учете в ОВД по Вельскому району в качестве нуждающихся в получении жилья, приняла хх марта 2008 года. В материалах дела имеются сведения, подтверждающие, что Гаркотин А.В. ответ на свое заявление по вопросу состояния на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий от ГУ ОВД по Вельскому району получил хх мая 2011 года. Соответственно, трехмесячный срок на обращение в суд истек, заявитель обратился в суд с данным заявлением хх марта 2012 года, то есть за пределами трехмесячного срока. Гаркотиным А.В. заявлено ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд, которое не подлежит удовлетворению, поскольку изложенные в обоснование заявленного ходатайства причины суд не находит уважительными, дав при этом оценку периоду пропуска срока обращения в суд за защитой своих прав, а также факту обращения Гаркотина А.В. с заявлением в суд ранее хх августа 2011 года. Таким образом, с учетом, установленных по делу обстоятельств и указанных выше норм материального права, суд приходит к выводу, что заявленные требования Гаркотина А.В. не подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Гаркотину А. В. в удовлетворении заявления об оспаривании уведомления и действий Государственного учреждения Отдела внутренних дел по Вельскому району о снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и о восстановлении в списке лиц Государственного учреждения Отдела внутренних дел по Вельскому району, нуждающихся в получении жилья - отказать. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области. Председательствующий Ю.А. Смоленская