О взыскании недоначисленной заработной платы и компенсации морального вреда



Дело № 2-792/2012

РЕШЕHИЕ

Именем Российской Федерации

г. Вельск 02 июля 2012 года

Вельский районный суд Архангельской области

в составе председательствующего Сидорак Н.В.,

при секретаре Боковиковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске 02 июля 2012 года гражданское дело по исковому заявлению О. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Хозьминская средняя общеобразовательная школа № 18» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и компенсации морального вреда,

установил:

О. обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Хозьминская средняя общеобразовательная школа № 18» (далее – МБОУ «Хозьминская средняя общеобразовательная школа № 18») о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с ххххх года по ххххх года в сумме ххххх рубля ххххх коп.

В обоснование заявленных исковых требований О. указал на незаконность действий работодателя по начислению и выплате ему в указанный период заработной платы в размере менее установленного Федеральным законом от 01 июня 2011 года № 106-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимального размера оплаты труда в сумме 4611 рублей (без учета начисления районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера).

ххххх года О. уточнил заявленные исковые требования, просив дополнительно взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда 1000 рублей 00 коп.

В судебное заседание О. не явился, согласно представленному заявлению просил рассмотреть дело без его участия, на заявленных исковых требованиях настаивает в полном объеме.

МБОУ «Хозьминская средняя общеобразовательная школа № 18» в судебное заседание своего представителя не направила. Из представленного отзыва следует, что исполняющая обязанности директора школы Васильева О.Ю. с заявленными исковыми требованиями не согласна в полном объеме. Заработная плата Онучину Н.В. начисляется согласно штатному расписанию, утвержденному ххххх года, ххххх года, постановления № ххххх от ххххх года администрации МО «Вельский муниципальный район» «Об установлении минимального размера оплаты труда в МО «Вельский муниципальный район», с ххххх года со ссылкой на рекомендательное письмо Правительства Архангельской области от ххххх года № ххххх. Одновременно заявлено ходатайство о применении пропуска срока обращения в суд за разрешением трудового спора за период с ххххх года по ххххх года в соответствии с п. 1 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации.

Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Как следует из представленных материалов и не оспаривается сторонами, О. принят на работу сторожем в МОУ «Хозьминская средняя общеобразовательная школа № 18» с ххххх года на 1 ставку по 2 разряду ЕТС с начислениями районного коэффициента – 20% и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – 50%. Данное обстоятельство подтверждается приказом директора МОУ «Хозьминская средняя общеобразовательная школа № 18» от ххххх года № ххххх.

В этот же день между О. и образовательным учреждением заключен трудовой договор.

Приказом директора образовательного учреждения № ххххх от ххххх года О. с ххххх года переведен на постоянное место работы в должности сторожа на 1 ставку по 2 разряду ЕТС с начислениями районного коэффициента – 20% и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – 50%.

Дополнительным соглашением к трудовому договору от ххххх года О. установлен должностной оклад в размере ххххх рублей 00 коп.

О. работает в должности сторожа на 0,8 ставки по настоящее время.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц – муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Хозьминская средняя общеобразовательная школа № 18», расположено по адресу: ххххх.

Таким образом, муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Хозьминская средняя общеобразовательная школа № 18» расположено в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

В период с ххххх года по ххххх года О. начислялась заработная плата, состоящая из оклада в размере ххххх рублей 00 коп., районного коэффициента в размере 20%, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50%, прочих надбавок стимулирующего характера, что без учета районного коэффициента и процентной надбавки составляло ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, в сумме 4611 рублей.

Между тем, в силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для работников организаций, расположенных в указанных районах должны начисляться к совокупной заработной плате, размер которой без этих коэффициентов и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

Суд критично относится к доводам ответчика о правильном начислении истцу заработной платы со ссылкой на то, что районный коэффициент и надбавка за работу в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях входит в минимальный размер оплаты труда, как не основанных на нормах материального права в силу следующего.

Действительно, Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации была исключена ч. 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

С 01 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы непрофессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (п. 4 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Однако, действующей в настоящее время п. 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

При этом п. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы.

С учетом изложенного, суд, приходит к выводу о том, что в спорный период работодатель незаконно установил О. размер заработной платы, который без учета районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям составлял менее суммы 4611 рублей, то есть минимального размера оплаты труда, предусмотренного Федеральным законом от 01 июня 2011 года № 106-ФЗ.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Пункт 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В силу положений ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (ст. 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (п.п. 1 и 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст.ст. 148, 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Изменения, внесенные в ст.ст. 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст.ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Вместе с тем, как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 июня 2011 года по делу № 52-В11-1, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со ст.ст. 315-317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в ст.ст. 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

Следовательно, доводы представителя ответчика сводятся к иному ошибочному их толкованию и не могут рассматриваться иначе, как незаконное лишение работников права на получение вознаграждения за труд не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации.

То обстоятельство, что заработная плата истца без начисленного районного коэффициента и северной надбавки составляла меньшую сумму, чем установленный действующим законодательством размер МРОТ, подтверждается материалами дела.

Постановлением главы МО «Вельский муниципальный район» № ххххх от ххххх года установлено, что работникам, полностью отработавшим месячную норму рабочего времени и выполнившим норму труда (трудовые обязанности) необходимо производить начисление ежемесячной доплаты к начисленной заработной плате до 5675 рублей в месяц.

Приказами образовательного учреждения № ххххх от ххххх года, № ххххх от ххххх года, № ххххх от ххххх года, № ххххх от ххххх года, № ххххх от ххххх года, № ххххх от ххххх года, № ххххх от ххххх года, № ххххх от ххххх года, № ххххх от ххххх года О. произведено начисление ежемесячной доплаты к начисленной заработной плате до 5675 рублей (минимальной заработной плате в Архангельской области).

В соответствии с приказом № ххххх от ххххх года О. установлена выплата 15% от основного оклада из надтарифного фонда с ххххх года по ххххх года.

На основании вышеуказанных норм суд приходит к выводу, что работодатель незаконно установил истцу размер заработной платы, который без учета районного коэффициента и надбавки за работу в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет после 01 июня 2011 года менее суммы 4611 рублей. Данные действия ответчика являются незаконными.

Представителем ответчика заявлено ходатайство о применении последствий пропуска срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора в соответствии с п. 1 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации за период с ххххх года по ххххх года.

В силу п. 1 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске данного срока по уважительной причине суд вправе его восстановить.

В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» № 2 от 17 марта 2004 года разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона представляет суду доказательства по тем обстоятельствам, на которые она ссылается, как на основания заявленных требований.

Истцом не предоставлено доказательств, свидетельствующих об уважительных причинах пропуска трехмесячного срока обращения в суд.

О., работая в МБОУ «Хозьминская средняя общеобразовательная школа № 18» в период с ххххх года по ххххх года получал заработную плату ежемесячно, с расчетными листками. В расчетных листках состав заработной платы, виды начислений и удержаний изложены в доступной форме. Данные обстоятельства истцом не оспариваются.

Согласно табелям учета использования рабочего времени за ххххх, ххххх, ххххх, ххххх 2012 года О. отработана норма рабочего времени, выполнены нормы труда (трудовые обязанности). Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

В МБОУ «Хозьминская средняя общеобразовательная школа № 18» днями выплаты заработной платы являются: ххххх числа текущего месяца – выплата аванса; ххххх числа месяца следующего за отчетным – выплата заработной платы.

Заработная плата в 2012 году за ххххх подлежит выплате ххххх, за ххххх - ххххх, за ххххх - ххххх, за ххххх – ххххх. О. обратился в суд с иском ххххх года. Следовательно, исходя из буквального толкования п. 1 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации срок истцом для разрешения индивидуального трудового спора не пропущен начиная с ххххх года по ххххх года. Однако, поскольку ответчиком заявлено ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности в отношении периода по ххххх года, поэтому с МБОУ «Хозьминская средняя общеобразовательная школа № 18» в пользу О. подлежит взысканию недоначисленная и невыплаченная заработная плата за ххххх, ххххх и ххххх года. В удовлетворении исковых требований О. в части взыскания недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с ххххх года по ххххх года следует отказать.

Представленный представителем ответчика контррасчет недоначисленной суммы заработной платы за период с ххххх года по ххххх года в размере ххххх рубля ххххх коп. без учета подлежащего удержанию налога на доходы физических лиц судом проверен и является правильным, истцом не оспаривается. В связи с чем указанная сумма подлежит взысканию с МБОУ «Хозьминская средняя общеобразовательная школа № 18» в пользу О.

Статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работник имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым Кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.

В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Действия МБОУ «Хозьминская средняя общеобразовательная школа № 18» нарушают права и законные интересы О., связанные с его трудовой деятельностью, и являются неправомерными.

В судебном заседании установлен факт неверного начисления истцу заработной платы, в меньшем, чем предусмотрено законом размере. В связи с этим причиненный истцу моральный вред подлежит компенсации.

Определяя размер подлежащей взысканию с ответчика компенсации морального вреда, суд принимает во внимание все обстоятельства данного спора, учитывает несвоевременность выплаты заработной платы в полном объеме, а также принцип разумности и справедливости, в связи с чем считает возможным взыскать с МБОУ «Хозьминская средняя общеобразовательная школа № 18» в пользу О. в счет компенсации морального вреда ххххх рублей 00 коп.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Следовательно в доход бюджета муниципального образования «Вельский муниципальный район» с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере ххххх рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

исковые требования О. муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Хозьминская средняя общеобразовательная школа № 18» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда - удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Хозьминская средняя общеобразовательная школа № 18» в пользу О.в счет недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с ххххх года по ххххх года ххххх рубля ххххх коп., в счет компенсации морального вреда ххххх рублей 00 коп, всего – ххххх рубля ххххх коп.

Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Хозьминская средняя общеобразовательная школа № 18» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Вельский муниципальный район» в размере ххххх рублей 00 копеек.

В иске О.к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Хозьминская средняя общеобразовательная школа № 18» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с ххххх года по ххххх года отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд.

Председательствующий Н.В. Сидорак