ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Вельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Пестерева С.А., при секретаре Белых С.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске 28 июня 2012 года гражданское дело по заявлению прокурора Вельского района в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта, установил: прокурор Вельского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании пункта Положения «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования «Вельский муниципальный район» № 404 от 27 июля 2011 года недействующим с момента вступления решения суда в законную силу. Обосновывает заявление тем, что при проведении проверки нормативно-правовых актов в сфере земельного законодательства было установлено, что пункт 2.5 Положения «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования «Вельский муниципальный район» государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного решением 32 сессии Собрания депутатов МО «Вельский муниципальный район» 4-го созыва № 404 от 27 июля 2011 года не соответствует нормам действующего федерального законодательства. Оспариваемым пунктом передано поселениям, входящим в состав муниципального района, полномочия по распоряжению земельными участками. Прокурором Вельского района 28 апреля 2012 года принесен протест. Считает, что наделением городских и сельских поселений полномочиями по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, нарушаются нормы федерального законодательства. А поэтому просит признать оспариваемый пункт Положения недействующим с момента вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Рогожникова Я.Н. настояла на удовлетворении заявления по тем же основаниям и просит признать пункт 2.5 Положения «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования «Вельский муниципальный район», государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного решением 32 сессии Собрания депутатов МО «Вельский муниципальный район» 4-го созыва № 404 от 27 июля 2011 года, недействующим с момента вступления решения суда в силу. Поскольку возложенными обязанностями, поименованными в оспариваемом пункте Положения на органы местного самоуправления поселений, непосредственно затрагивается и нарушаются права неопределенного круга лиц и нормы федерального законодательства в сфере владения, пользования, распоряжения землей, что является недопустимым и неприемлемым. Представитель администрации МО «Вельский муниципальный район» Ржавитина Н.В. в судебном заседании с заявлением не согласилась, пояснив, что предусмотренные пунктом 2.5 Положения полномочия, переданные от МО «Вельский муниципальный район» к городским и сельским поселениям не наделяют их полномочиями по управлению и распоряжению земельными участками. Постановления по земельным вопросам подписывает глава МО «Вельский муниципальный район», договоры - председатель КУМИ и РМП администрации МО «Вельский муниципальный район». Между МО «Вельский муниципальный район» и поселениями, входящими в состав Вельского района заключены соглашения о совместном сотрудничестве. В соответствии с гл. 3 Соглашений поселения осуществляют техническое обеспечение полномочий района по распоряжению земельными участками. Управление и распоряжение земельными участками осуществляет МО «Вельский муниципальный район». Представитель Собрания депутатов МО «Вельский муниципальный район» Болдырева Я.Ю. в судебном заседании также не согласилась с заявление прокурора, пояснив, что оспариваемый пункт И положение принято в соответствии с действующим законодательством и ему не противоречит, поскольку не наделяет городские и сельские поселения полномочиями по управлению и распоряжению земельными участками. Выслушав помощника прокурора Вельского района Рогожникову Я.Н., представителей заинтересованных лиц Ржавитину Н.В., Болдыреву Я.Ю., исследовав письменные материалы дела, доводы заявления, суд пришел к следующему. Данное заявление подлежит и рассматривается судом в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Согласно ст. ст. 2, 37 выше названного Федерального закона к органам местного самоуправления относится местная администрация, которая является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий. Исходя из положений действующего законодательства вопросы распоряжения земельными участками, находящимися в пределах соответствующих муниципальных образований, до разграничения государственной собственности на них в силу прямого указания Федерального закона отнесены к ведению органов местного самоуправления. В судебном заседании установлено, что прокуратурой Вельского района проведена проверка нормативно - правовых актов в сфере земельного законодательства, по результатам которой, как указано в заявлении, поданном в суд, выявлены факты, свидетельствующие о нарушении норм федерального законодательства, что непосредственно затрагивает и нарушает права неопределенного круга лиц в сфере владения, пользования и распоряжения землей. Решением XXXII сессии Собрания депутатов МО «Вельский муниципальный район» IV созыва № 404 от 27 июля 2011 года, опубликованного в газете «Вельские Вести» 05 августа 2011 года №60, утверждено Положение «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования «Вельский муниципальный район» государственная собственность на которые не разграничена» (далее по тексту Положение) (л.д.9-24) В силу пункта 2.1 Положения предметы ведения органов местного самоуправления в области земельных отношений на территории Вельского района определяются действующим законодательством Российской Федерации, Архангельской области, Уставом муниципального образования Вельский муниципальный район» и нормативными правовыми актами МО Вельский муниципальный район». В разделе втором Положения указаны полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений. В соответствии с п. 2.5 второго раздела Положения городские и сельские поселения: -формируют материалы инвентаризации земель; - принимают участие в установлении границ земель населенных пунктов; - согласовывают схемы расположения земельных участков на кадастровой карте территории; - производят начисление (в соответствии с Положением «Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области», утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 15.12.2009г. №190-пп) и контролируют поступление арендной платы за земельные участки, предоставленные гражданам (физическим лицам, юридическим лицам и предпринимателям без образования юридического лица) на соответствующих территориях; - ведут учет землепользователей; - подготавливают проекты договоров аренды с физическими лицами, юридическими лицами и предпринимателями без образования юридического лица; - готовят проекты постановлений об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровой карте территории, предоставлении земельных участков, о прекращении права аренды, продлении срока аренды, заключении договоров аренды ранее предоставленных земельных участков, за исключением случаев, когда земельный участок расположен в границах территорий, подведомственным двум и более муниципальным образованиям. Посчитав, что данным пунктом положения от органа местного самоуправления района переданы городским и сельским поселениям полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, прокурор Вельского района в адрес Собрания депутатов МО «Вельский муниципальный район», утвердившего данное Положение, направил протест о приведении Положения в соответствие с положениями федерального и регионального законодательства (л.д.29-33). После рассмотрения протеста председатель Совета Собрания депутатов МО «Вельский муниципальный район» Боровиков П.А. письменно пояснил, что из п. 2.3, 2.4 Положения следует, что действия по предоставлению земельных участков, находящихся в границах территории МО «Вельский муниципальный район» осуществляется администрацией данного муниципального района. Органы местного самоуправления городских и сельских поселений Вельского района осуществляют техническую сторону в исполнении полномочий Вельского муниципального района по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. С каждым поселением заключены соглашения о совместном сотрудничестве по осуществлению технического обеспечения полномочий района по распоряжению земельными участками (л.д.34-35). Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку, проверив обоснованность доводов заявления, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению, как не основанное на законе. К данному выводу, суд пришел на основании следующего. Так, в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских органов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Земельный кодекс Российской Федерации в п. 2.1 ст. 30 определяет порядок предоставления земельных участков, собственность на которые не разграничена. Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Решением на то уполномоченного органа, а именно Собранием депутатов МО «Вельский муниципальный район», 27 июля 2011 года принято решение об утверждении Положения «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования «Вельский муниципальный район» государственная собственность на которые не разграничена». Положение опубликовано надлежащим образом в СМИ. Предметом ведения МО «Вельский муниципальный район» является управление и распоряжение землями, находящимися в ведении района, в соответствии с предоставленными полномочиями (п. 2.2 Положения). Пунктом 2.5 данного Положения определены полномочия, преданные МО «Вельский муниципальный район» к городским и сельским поселениям по фактическому обеспечению процедуры предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. На основании абзацев второго и третьего части 4 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. С каждым из поселений, входящих в состав МО «Вельский муниципальный район» заключены соглашения о совместном сотрудничестве, главой 3 которого предусмотрено, что поселения осуществляют техническое обеспечение полномочий района по распоряжению земельными участками, в том числе: подготовка необходимых материалов по земельным участкам и их своевременное направление на районную межведомственную комиссию по выбору земельных объектов капитального строительства; участие в формировании материалов инвентаризации земель, установления границ земельных поселений; начисление и осуществление контроля поступлений арендной платы за земельные участки, предоставленные гражданам на соответствующих территориях; ведение учета землепользователей; подготовка проекта договоров аренды с физическими лицами; согласование схем расположения земельных участков на кадастровой карте территории. Данные обстоятельства не оспариваются сторонами по делу, то суд считает их установленными. Оговоренные в п. 2.5 Положения полномочия, предоставленные муниципальным районом, городским и сельским поселениям не носят распорядительного характера со стороны последних, то есть городские и сельские поселения осуществляют исключительно техническое оформление документации при решении вопроса по управлению и распоряжению земельными участками, главы администраций городских и сельских поселений не осуществляют нормативное регулирование деятельности по решению вопросов касающихся управления и распоряжения земельными участками, оформленная ими документация не является исполнительно-распорядительными документами. Решение данных задач производится только на уровне администрации МО «Вельский муниципальный район». Так, постановления по земельным вопросам подписывает глава МО «Вельский муниципальный район», договоры о прекращении, продлении срока аренды, заключения договоров аренды ранее предоставленных земельных участков, передачу земельного участка в собственность подписывает председатель КУМИ и РМП администрации МО «Вельский муниципальный район», который наделен названными полномочиями. Таким образом, управление и распоряжение земельными участками осуществляет именно МО «Вельский муниципальный район», а поселениям Вельского района данные полномочия не переданы. Доказательств обратному, в соответствии с требованиями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не предоставлено. На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора Вельского района не подлежит удовлетворению, как не основанное на законе, поскольку пункт 2.5 Положения «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования «Вельский муниципальный район» государственная собственность на которые не разграничена» не противоречит действующему законодательству, издано в пределах полномочий, и не нарушает каких-либо прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Руководствуясь статьями 194-198, 256, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: в удовлетворении заявления прокурора Вельского района о признании пункта 2.5 Положения «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования «Вельский муниципальный район», государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного решением 32 сессии Собрания депутатов МО «Вельский муниципальный район» 4 созыва № 404 от 27 июля 2011 года, недействующим с момента вступления решения суда в силу - отказать. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Вельский районный суд. Председательствующий С.А. Пестерев