РЕШЕHИЕ Именем Российской Федерации г. Вельск 29 июня 2012 года Вельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Пестерева С.А., при секретаре Белых С.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске 29 июня 2012 года гражданское дело по исковому заявлению Францевой **к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «**» о взыскании недоначисленной заработной платы и компенсации морального вреда, установил: Францева Л.В. обратилась в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «**» (далее – МБОУ «**») о взыскании недоначисленной заработной платы и денежной компенсации морального вреда. Обосновывает требования тем, что она с ** года по настоящее время состоит в трудовых отношениях с МБОУ «**», структурном подразделении школы МДОУ «**», ее должностной оклад составляет ** без учета районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Считает, что установленный размер заработной платы нарушает её трудовые права, поскольку с 1 июня 2011 года Федеральным законом от 01 июня 2011 № 106-ФЗ «О внесении изменения в ст.1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации составляет 4 611 рублей. Просит взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 02 августа 2010 года по 30 апреля 2012 года в сумме **, компенсацию морального вреда в размере **, а также судебные расходы за юридические услуги в сумме **. В судебном заседании Францева Л.В. настояла на удовлетворении иска по тем же основаниям, пояснив, что заработная плата ей выплачивается ежемесячно, ранее не обращалась в суд по данному спору, поскольку о нарушении трудовых прав в части недоплаты заработной платы узнала только из средств массовой информации. Представитель МБОУ «**» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Просят рассмотреть дело без участия их представителя, иск не признают и заявляют ходатайство о применении срока исковой давности обращения в суд за разрешением трудового спора за период с 01 июня 2011 года по 31 января 2012 года в соответствии п.1 ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации. Выслушав Францеву Л.В., исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему. В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона представляет суду доказательства по тем обстоятельствам, на которые она ссылается, как на основания заявленных требований. В судебном заседании установлено, что с 02 августа 2010 года истица принята на работу завхозом в «**», о чем издан приказ № * от * года (л.д.11), заключен трудовой договор № *от * года и внесена запись в трудовую книжку (л.д.20-24). Францева Л.В. определила спорный период с 02 августа 2010 года по 30 апреля 2012 года и сумму недополученной зарплаты в размере ** МБОУ «**» ходатайствовало о применении срока исковой давности, поскольку истицей пропущен срок обращения за защитой трудовых прав, то суд находит обоснованным и подлежащему удовлетворению иск частично по следующим основаниям. Вопрос применения срока обращения в суд по данной категории дел регулируется частью 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске данного срока по уважительной причине суд вправе его восстановить. Из смысла приведенной нормы следует, что закон связывает применение последствий пропуска срока для обращения в суд с моментом, когда истцу стало известно о нарушении своего права. В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» № 2 от 17 марта 2004 года разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи). Францева Л.В. заработную плату за период с 02 августа 2010 года по 30 апреля 2012 года получала ежемесячно с расчетными листками. В расчетных листках состав заработной платы, виды начислений и удержаний изложены в доступной форме. Данные обстоятельства истицей не оспариваются (л.д.14-19). Истец не ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока, доказательств уважительных причин пропуска срока обращения в суд не представил. Исковое заявление Францевой Л.В. поступило и зарегистрировано в канцелярии суда 28 мая 2012 года (л.д.6). Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что на дату подачи искового заявления в суд по настоящему спору истцом пропущен срок обращения по требованию о взыскании недоначисленных сумм по заработной плате за период с 02 августа 2010 года по 31 января 2012 года без уважительных причин. При установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске по делу. Следовательно, в удовлетворении исковых требований Францевой Л.В. о взыскании недоначисленной заработной платы за период с 02 августа 2010 года по 31 января 2012 года надлежит отказать. Рассмотрению по существу подлежит спор относительно периода с 01 февраля 2012 года по 30 апреля 2012 года, поскольку Францева Л.В. обратилась в установленный трехмесячный срок для обращения в суд для разрешения индивидуального трудового спора за указанный период. Статья 37 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации, одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» № 91-ФЗ от 24 июня 2008 года с 1 января 2009 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 4 330 рублей в месяц. Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» № 106-ФЗ от 01 июня 2011 года, минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации с 1 июня 2011 года установлен в сумме 4 611 рублей. В силу статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок, место и сроки выплаты заработной платы определено, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. В Единый государственный реестр юридических лиц Федеральной налоговой службы внесена запись в отношении юридического лица - муниципального бюджетного образовательного учреждения «** ». 02 августа 2010 года истец принят на работу в муниципальное образовательное учреждение «**» на 1 ставку и ему установлен оклад по 4 разряду Единой тарифной сетки. Режим работы Францевой Л.В. относится к категории ненормированного рабочего дня, рабочая неделя с двумя выходными днями (суббота, воскресенье). Работнику выплачиваются стимулирующие надбавки согласно коллективному договору и в соответствии с Положением о системе оплаты труда работников МО «**», утвержденным 12 ноября 2010 года. Частью 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Согласно ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантироваться каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации). При этом часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы. Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации). Следовательно, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В соответствии с «Соглашением о минимальной заработной плате в Архангельской области» (ред. от 01.07.2011) вместе с «Предложением о присоединении к соглашению о минимальной заработной плате в Архангельской области» в соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации администрация Архангельской области, объединения (союзы) работодателей и объединения профсоюзных организаций Архангельской области (далее - Стороны), с учетом социально-экономических условий и в целях сохранения минимальных гарантий по оплате труда работников организаций, осуществляющих деятельность на территории Архангельской области, заключили настоящее Соглашение о минимальной заработной плате в Архангельской области (далее - Соглашение) устанавливается размер минимальной заработной платы с 1 июня 2011 года в сумме 5 675 рублей в месяц для работников, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших норму труда (трудовые обязанности). Соглашение распространяется на организации, осуществляющие деятельность территории Архангельской области за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета. Отраслевыми соглашениями может быть установлен более высокий размер минимальной заработной платы (п. 2 в ред. Дополнительного соглашения от 01 июля 2011). В размер минимальной заработной платы в Архангельской области включаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2009 года и действует до заключения нового соглашения о минимальной заработной плате в Архангельской области, но не более трех лет. Между тем, соглашение не может быть принято во внимание, поскольку заключенное администрацией Архангельской области об установлении минимального размера оплаты труда в Архангельской области в размере 5 675 рублей в месяц и указанием о включении в эту сумму, в том числе районный коэффициент и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, так как в соответствии со ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом. Однако за вычетом районного коэффициента в размере 20 % и северной надбавки в размере 50% установленный данным соглашением минимального размера оплаты труда составляет 1 863 рубля 75 копеек, что значительно ниже размера минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным Законом «О минимальном размере оплаты труда» № 106-ФЗ от 01 июня 2011 года в сумме 4 611 рублей. При таких обстоятельствах указанное соглашение не подлежит применению, поскольку в силу ст. 6 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, если закон или иной нормативный акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему кодексу или иным Федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим кодексом или иными Федеральными законами, применяется настоящий кодекс или иной федеральный закон. В силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации. Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 настоящего Кодекса. По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно - правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума. Следовательно, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях. В соответствии с п. 9 раздела II Положения «О системе оплаты труда работников муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 92 гор. Вельска» (далее - Положение) утвержденного директором 12 ноября 2010 года система оплаты труда работников учреждения включают в себя размеры должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Согласно п.п. 14,15 III Положения выплаты компенсационного характера устанавливаются в виде доплат и надбавок к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим квалификационным уровням ПКГ в процентах к окладам, ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и Архангельской области, нормативными актами МО «Вельский муниципальный район». В школе устанавливаются выплаты компенсационного характера, в том числе выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Согласно п.п.2 п.4 раздела I Положения месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимальной заработной платы в Архангельской области. Согласно п.5 раздела I Положения система оплаты труда в учреждениях устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборного профсоюзного органа (а при его отсутствии – иного представительного органа работников) и в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Архангельской области, МО «Вельский муниципальный район» Архангельской области, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением. В силу п.10 раздела 11 Положения размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения из расчета минимальных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы с учетом повышающих коэффициентов по профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, а также с учетом сложности и объема выполняемой работы. Руководитель учреждения в пределах установленного фонда оплаты труда имеет право увеличить размеры рекомендуемых окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, предусмотренных Постановлением главы администрации МО «Вельский муниципальный район» № 1321 от 21 сентября 2010 года. Францевой Л.В. установлена 1 ставка по должности завхоза, и за совместительство за должность помощника воспитателя на 0,5 ставки, что следует из расчетных листков (л.д.15-19). Постановлением главы МО «Вельский муниципальный район» № 696 от 29 апреля 2011 года установлено, что работникам, полностью отработавшим месячную норму рабочего времени и выполнившим норму труда (трудовые обязанности) производить начисление ежемесячной доплаты к начисленной заработной плате до 5 675 рублей в месяц. В соответствии с п. 4.9 коллективного договора заработная плата выплачивается работникам за текущий месяц не реже чем каждые полмесяца в денежной форме. Днями выплаты заработной платы является: - за первую половину месяца – 22 числа каждого месяца, - за вторую половину месяца – 12 числа каждого месяца. На основании указанных норм суд приходит к выводу, что работодатель незаконно установил истцу размер заработной платы, который без учета районного коэффициента и надбавки за работу в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет менее суммы 4 611 рублей. В соответствии с коллективным договором муниципального учреждения продолжительность рабочей недели установлена 5-и дневная с двумя выходными днями. За период с 01 февраля 2012 года по 30 апреля 2012 года истец отработал норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности). Как следует из табеля рабочего времени, в феврале 2012 года Францевой Л.В. отработано 143 часа (при норме – 143 ч.), в марте 2012 года – 127 часов (при норме 150,2 ч), в апреле 2012 года – 163 часа (при норме 150,2 ч). В МБОУ «**» установлен окончательный срок выплаты заработной платы за месяц - 12 числа месяца следующего за расчетным. Таким образом, заработная плата в 2012 году за февраль подлежит выплате 12 марта, за март - 12 апреля, за апрель - 12 мая. Следовательно, исходя из буквального толкования ч.1 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации срок истицей для разрешения индивидуального трудового спора не пропущен начиная с 01 февраля 2012 года по 30 апреля 2012 года. В связи с этим суд считает, что с ответчика МБОУ «**» в пользу истца подлежит взысканию недоначисленная заработная плата за три месяца предшествующих обращению в суд с иском за февраль, март, апрель 2012 года. Францева Л.В. обратилась в суд с иском 28 мая 2012 года, то есть должна быть доначислена и взыскана заработная плата с 01 февраля 2012 года по 30 апреля 2012 года. Каждой из сторон представлен свой вариант расчета заработной платы за период с 01 февраля 2012 года по 30 апреля 2012 года в связи с заявленными исковыми требованиями. При этом расчеты истца и ответчика составлены только на основании оклада, без учета иных выплат, составляющих заработную плату, начисляемых до применения районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В связи с этим он является неверным, то суд не может принять его за основу. Суд производит расчет с учетом установленной Францевой Л.В. ставки в размере 1,5: за февраль 2012 года Францевой Л.В. должно быть начислено без учета НДФЛ 13% - **(разница между окладом с доплатой и надбавками и МРОТ + 20% районного коэффициента и 50% северной надбавки +, 05 МРОТ +20% районного коэффициента и 50% северной надбавки), за март 2012 года должно быть начислено без учета НДФЛ 13% - ** (разница между окладом с доплатой и надбавками и МРОТ + 0,5 МРОТ + 20% районного коэффициента, 50% северной надбавки х на отработанное время : на норму времени), за апрель 2012 года должно быть начислено без учета НДФЛ 13% - ** (разница между окладом с доплатой и надбавками и МРОТ + 0,5 МРОТ + 20% районного коэффициента, 50% северной надбавки х на отработанное время : на норму времени). Всего сумма недоначисленой заработной платы без учета НДФЛ составила **. В пользу истца подлежит взысканию недоначисленная заработная плата с учетом НДФЛ 13% в размере **. Следовательно, исковые требования Францевой Л.В. о взыскании недоначисленной заработной платы подлежат удовлетворению частично. В отношении заявленных истцом требований о взыскании компенсации морального вреда суд приходит к следующему выводу. Согласно ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Из содержания искового заявления и доводов Францевой Л.В. следует, что моральный вред причинен ей действиями ответчика, связанными с невыплатой заработной платы в полном объеме. В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Определяя размер подлежащей взысканию с ответчика компенсации морального вреда, суд принимает во внимание все обстоятельства данного спора, такие как несвоевременность выплаты заработной платы в полном объеме, а также учитывает принцип разумности и справедливости, возражения ответчика, в связи с чем считает возможным взыскать с МБОУ «**» в пользу Францевой Л.В. денежную компенсацию морального вреда в размере ** Подлежит удовлетворению и ходатайство истца о возмещении расходов на оплату юридических услуг за составление искового заявления в суд. За подготовку проекта иска в суд Францевой Л.В. уплачено **(пятьсот) рублей, что подтверждается квитанцией и договором на возмездное оказание юридических услуг, заключенного с ООО «Правая экспертиза» (л.д.25-26). Данная сумма, в соответствии с положениями ст.15 Гражданского кодекса РФ, является для истца убытками и подлежит взысканию с ответчика. В соответствии со ст.ст. 98, 102, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в пользу бюджета муниципального образования «Вельский муниципальный район» пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: иск Францевой ** к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «**» о взыскании недоначисленной заработной платы и компенсации морального вреда - удовлетворить частично. Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «**» в пользу Францевой ** в счет недоначисленной заработной платы за период с 01 февраля 2012 года по 30 апреля 2012 года (с учетом НДФЛ 13%) в сумме **., в счет компенсации морального вреда **, ** в счет возмещения судебных расходов, всего ** Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «**» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Вельский муниципальный район» в размере **) рублей. В иске Францевой Лилии Викторовне к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «**» о взыскании недоначисленной заработной платы за период с 02 августа 2010 года по 31 января 2012 года отказать. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Архангельском областном суде, путем подачи апелляционной жалобы, через Вельский районный суд. Председательствующий С.А. Пестерев