Дело № 2-573/2012 26 июня 2012 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Вельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Пестерева С.А., при секретаре Белых С.А. рассмотрев в открытом судебном заседании 26 июня 2012 года в городе Вельске гражданское дело по иску прокурора Вельского района в защиту прав лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей Пустынской * к администрации муниципального образования «*» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, у с т а н о в и л : прокурор Вельского района Архангельской области в интересах Пустынской М.С. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «*» о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма применительно к условиям МО «*», в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной на территории МО «*», соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте МО «*» Вельского района Архангельской области за счет бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Обосновывает требования тем, что Пустынская М.С. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать умерла в 2000 году, отец на основании решения Вельского районного суда от 22 января 2004 года лишен родительских прав. До июня 2009 года истица обучалась в ГОУ НПО «*», в настоящее время проходит обучение в БОУ СПО ВО «*». Закрепленное за ней жилое помещение, расположенное по адресу: гор. *, *, распределено посторонним людям, в связи с чем, постановлением МО «Вельский муниципальный район» за ней было закреплено право на внеочередное получение жилья в гор. Вельске. Во исполнение данного постановления Пустынской М.С. было предоставлено неблагоустроенное жилое помещение, расположенное в гор. *, в связи, с чем она снята с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий МО «*». Предоставленное жилое помещение не отвечает установленным нормам и санитарно-эпидемиологическим требованиям и не могло быть предоставлено Пустынской М.С. как лицу из числа детей сирот. До настоящего времени благоустроенное жилое помещение истцу не предоставлено. Поэтому, считает, что у истицы возникло право требовать предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на территории МО «*», соответствующего санитарным и техническим нормам. В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Рогожникова Я.Н. настояла на удовлетворении иска по тем же основаниям, уточнив требования в части общей площади предоставляемого жилого помещения по договору социального найма, которая должна составлять не менее 10 кв.м. Пустынская М.С. на судебное заседание не явилась о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом. Представитель ответчика администрации МО «*» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Согласно представленному отзыву просят рассмотреть дело без участия их представителя, иск не признают, ссылаясь на то, что Пустынской М.С. как сироте, в 2009 году было предоставлена неблагоустроенная квартира № 1, общей площадью 34,3 кв.м. расположенная в *. На момент предоставления жилое помещение являлось пригодным для проживания. Истица приняла ключи от квартиры и зарегистрировалась в ней. * входит в состав МО «*», на территории ст. Вага отсутствуют централизованные сети водопровода и канализации, в связи с чем на этой территории допускается предоставление квартир без такого благоустройства. Действующим законодательством не предусмотрено предоставление благоустроенных квартир по договорам социального найма детям – сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей (л.д.68). Представитель 3-го лица МО «Вельский муниципальный район» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д.62). Представитель Министерства образования науки и культуры Архангельской области на судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело без участия их представителя. В письменном отзыве ссылаются на то, что полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления. На исполнение указанных полномочий ежегодно предусматриваются субвенции, размер которых и распределение по муниципальным образованиям области утверждаются областным законом «Об Областном бюджете» на очередной финансовый год. На 2012 год сумма субвенции, выделенная МО «Вельский муниципальный район» составила * рублей, которые перечислены названному муниципальному образованию. Учитывая, что Пустынской М.С. было предоставлено жилое помещение, на момент предоставления которого она была совершеннолетней, ей были вручены ключи и она зарегистрировалась по месту жительства в данном помещении, то полагают, что Пустынская М.С. реализовала свое право на внеочередное получение жилого помещения, как лицо из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вселившись в предоставленное администрацией МО «*» жилое помещение (л.д.52-53) Представитель министерства финансов Архангельской области и администрации Архангельской области на судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело без участия представителя, в представленном отзыве указывают на то, что к полномочиям министерства не относится предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, данные обязанности возложены на органы местного самоуправления (л.д.32-33). Представитель органа опеки и попечительства администрации МО «Вельский муниципальный район» Юнусова Т.Ю. полагает, что в удовлетворении иска надлежит отказать, поскольку Пустынской М.С. в 2009 году предоставлено жилое помещение пригодное для проживания, в котором она зарегистрировалась и получила ключи от него. Таким образом, Пустынская М.С. реализовала свое право на получение жилья, от которого не отказывалась. Право на это жилье в * в настоящее время возникло только у Пустынской М.С., так как ее брат в этом жилье не регистрировался и не вселялся, то в случае его не согласия на проживание с сестрой ему будет предоставлено другое жилое помещение. Выслушав помощника прокурора Рогожникову Я.Н., заслушав представителя опеки и попечительства, полагавшего в удовлетворении иска отказать, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему. Согласно ст.ст.18,40 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации к основным началам жилищного законодательства относится реализация гражданами права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В условиях рыночной экономики граждане обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы. Вместе с тем статья 40 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу п. 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решений органа местного самоуправления жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 22 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам. В силу ст. 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органы местного самоуправления Областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений. В судебном заседании установлено, что Пустынская М.С. родилась * года в гор. * Архангельской области (л.д.10 оборот). Ее мать - Пустынская Г.А. умерла в 2000 году, что подтверждается копией свидетельства о смерти серия *, (л.д.11) а отец Пустынский С.Б. решением Вельского районного суда Архангельской области от 22 января 2004 года лишен родительских прав (л.д.13). Таким образом, Пустынская М.С. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. На основании постановления заместителя главы администрации Вельского района от 27 января 1993 года № * за Пустынской М.С. было закреплено право на проживание в жилом помещении по адресу: Архангельская область, гор. *. (л.д.11 оборот) До июня 2009 года истица обучалась в ГОУ НПО «*» (л.д.14 оборот), в настоящее время проходит обучение в БОУ СПО ВО «*» (л.д.13 оборот). Поскольку жилое помещение, в котором за было закреплено право на проживание не сохранено, путем распределения посторонним для Пустынской М.С. людям, что сторонами в судебном заседании не оспаривается, то за ней на основании постановления главы МО «Вельский район» от * года № * закреплено право на внеочередное получение жилого помещения в гор. * (л.д.12). На основании решения заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от * года, Пустынской М.С. и ее брату Пустынскому А.С. было предоставлено жилое помещение, общей площадью 34,3 кв.и., по адресу: *. Данное решение оформлено протоколом, который утвержден главой МО «Вельское», о чем вынесено постановление № ** 2009 года. (л.д.15 оборот) На момент предоставления квартира являлась пригодной для проживания, что подтверждается Актом комиссионной проверки жилищных условий (л.д.48). Согласно поквартирной карточки, в указанном жилом помещении Пустынская М.С. зарегистрирована по месту жительства с 10 июля 2009 года, (л.д.16) где у нее имеется задолженность по оплате коммунальных услуг в сумме *, что подтверждается выпиской из лицевого счета, выданного должностным лицом ООО «*» (л.д.17). В связи с тем, что Пустынской М.С. предоставлено жилое помещение, от которого она не отказывалась, приняла ключи от квартиры, зарегистрировалась как по месту жительства, то постановлением главы МО «Вельский муниципальный район» № 1276 от 14 декабря 2009 года она снята с очереди детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, а постановление № 236 от 09 апреля 2004 года отменено (л.д.17 оборот). В тоже время Пустынская М.С. снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой права на получение жилого помещения, что следует из решения общественной комиссии по жилищным вопросам МО «Вельское» от 23 декабря 2009 года, утвержденного постановлением № 196 (л.д.18). Брат истицы Пустынский А.С. в названное жилое помещение в * не вселялся, по месту жительства в нем не регистрировался и доказательств о его мнении по поводу его права на это жилье в судебное заседание не представлено. В настоящее время в квартире никто не проживает, поскольку Пустынская М.С. обучается в учебном заведении в гор. Вологда (л.д.19). Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к выводу, что иск не основан на законе, то в его удовлетворении надлежит отказать. К данному выводу суд пришёл по следующим основаниям. Согласно статьям 45, 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа государственными полномочиями Архангельской области» государственными полномочиями, в том числе государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, наделяются органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области, городских и сельских поселений и городских округов Ненецкого автономного округа. Пустынская М.С. обладая статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, действительно имела право на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку обратное свидетельствовало бы о нарушении конституционного принципа равенства всех перед законом и права на жилище (ст.18, 40 Конституции РФ). Поскольку закрепленное за истицей прежнее жилое помещение не сохранено, ей было предоставлено после окончания среднего профессионального обучения в июле 2009 года жилое помещение пригодное для проживания * на территории МО «*», тем самым обязательство, предусмотренное ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации, об обеспечении ее жилым помещением по договору социального найма по окончании срока учебы в учебном заведении, а также по достижении совершеннолетия, возложенное на МО «*» было последним исполнено. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью реализована после предоставления истцу жилого помещения. Таким образом, согласно действующему законодательству, право на внеочередное получение жилого помещения у истца, возникшее после окончания пребывания его в образовательном учреждении в настоящее время не нарушено, Ссылка прокурора на то обстоятельство, что предоставленное жилое помещение истцу не отвечает установленным нормам и санитарно-эпидемиологическим требованиям по причине его не благоустроенности, расположенности в *, является необоснованной, поскольку такой категории, как степень благоустроенности не установлен действующим законодательством в качестве обязательного условия при предоставлении жилого помещения по договору социального найма той категории граждан, к которой относится Пустынская М.С. В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Пустынская М.С. имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Нормы предоставления жилого помещения и требования, предъявляемые к жилым помещениям, устанавливаются на основании Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. При этом, согласно действующего жилищного законодательства предоставляемое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», предусмотрено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. **), в соответствии со ст. 2 Устава администрации МО «Вельское», входит в состав данного муниципального образования (л.д.73). На территории * отсутствуют централизованные сети водопровода и канализации, в связи с чем, допускается на ее территории предоставление жилых помещений без такого благоустройства. Более того, п. 41 данного Постановления № 47 предусмотрено, что не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажных жилых домах. Решением Совета депутатов муниципального образования «Вельское» № 48/59, № 48 от 09 февраля 2006 года «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения в МО «Вельское» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 8 кв.м. общей площади и норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма в размере 10 кв.м. общей площади на одного человека (л.д.46-47). Доказательств того, что предоставленное истице жилое помещение является не пригодным для проживания, и то, что она не вселялась в него, отказалась от исполнения договора социального найма в соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурором и Пустынской М.С. в судебное заседание не представлено. Пустынская М.С. с 2009 года обеспечена жилой площадью по договору социального найма, то есть в данном случае она воспользовалась гарантированным правом на внеочередное предоставление жилья, и это освобождает соответствующие органы от обязанности вновь предоставить ей иное жилое помещение. В связи с тем, что Пустынская М.С. реализовала закрепленное за ней право на внеочередное предоставление жилого помещения, то в силу названных выше норм права, МО «*» исполнило свое обязательство перед ней по предоставлению жилого помещения. Пустынский А.С., брат истицы, в названное жилое помещение не вселялся, право на это жилье не реализовывал, Пустынская М.С. возражений по этому вопросу не высказывала и не заявляла, то в этом случае ее жилищные права на отдельное жилье также ни коим образом не нарушены. В связи с изложенными обстоятельствами на основании норм действующего законодательства о социальной поддержке детей-сирот, суд считает, что на момент рассмотрения данного дела у Пустынской М.С. отсутствует право на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, поскольку это право она реализовала, жилье ей предоставлено по договору социального найма и на это жилье право у нее возникло. Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л : в удовлетворении иска прокурору Вельского района Архангельской области в интересах Пустынской * к администрации муниципального образования «*» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма - отказать. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Архангельском областном суде через Вельский районный суд.