О признании незаконным бездействия администрации по непринятию мер по организации сбора и вывоза отходов



Дело №2-341/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Вельск 12 марта 2012 года

Вельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Сидорак Н.В.,

при секретаре Брагиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске 12 марта 2012 года гражданское дело по заявлению Агентства природных ресурсов и экологии Архангельской области в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Муравьевское» по непринятию мер по организации сбора и вывоза отходов,

установил:

Агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Муравьевское» (далее -администрация МО «Муравьевское») по непринятию мер по организации сбора и вывоза мусора.

В обоснование заявленных требований указано, что ххххх года государственными инспекторами Архангельской области в области охраны окружающей среды проведен осмотр территории МО «Муравьевское» на предмет захламления территории муниципального образования отходами (наличия несанкционированных свалок). При проведении осмотра установлено, что в ххххх расположена несанкционированная свалка древесных отходов. Ориентировочная площадь складирования отходов составляет 2000 кв.м. В результате бездействия администрации МО «Муравьевское» в части надлежащего исполнения полномочий по организации и вывоза бытовых и промышленных отходов, образуются несанкционированные свалки, чем нарушаются требования природоохранного законодательства. Заявитель просит обязать администрацию МО «Муравьевское» ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную ххххх, кадастровый номер ххххх, путем сбора (уборки) и вывоза отходов на санкционированный объект размещения, либо утилизации отходов в срок до ххххх года.

Агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области своего представителя в судебное заседание не направило. Согласно представленному заявлению исполняющий обязанности руководителя

Агентства Синицкий К.В. просил рассмотреть дело без участия представителя Агентства природных ресурсов и экологии Архангельской области.

В судебном заседании представитель администрации МО «Муравьевское» Юшманова В.В. согласилась с заявленными требованиями, поскольку правообладатель земельного участка, на котором расположена свалка Вельское акционерное лесохозяйственное общество, не обнаружено. К компетенции администрации МО «Муравьевское» действительно относится организация сбора и вывоза отходов, поскольку данная свалка расположена в границах МО «Муравьевское». Между тем, утилизация отходов относится к компетенции районной администрации.

Выслушав объяснения представителя администрации МО «Муравьевское» Юшмановой В.В., исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Частью 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

Статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что под санитарно-эпидемиологическом благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

В силу ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

На основании пункта 2 части 3 статьи 6 Закона Архангельской области от 23 июня 2005 года № 66-4-03 «Об охране окружающей среды на территории Архангельской области» на территории Архангельской области запрещается размещение несанкционированных свалок отходов производства и потребления.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В судебном заседании установлено, что на личном приеме, проведенном заместителем Губернатора Архангельской области по управлению природными ресурсами, агропромышленному комплексу и экологии Ш. ххххх года, от жителей д. ххххх поступила жалоба о захламлении территории МО «Муравьевское» отходами.

ххххх года государственными инспекторами Архангельской области в области охраны окружающей среды Б. и О. в присутствии главного специалиста УКС, архитектуры и экологии администрации МО «Вельский муниципальный район» Е. и начальника отдела архитектуры МО «Муравьевское Ч. проведен осмотр территории МО «Муравьевское» на предмет захламления территории муниципального образования отходами.

В ходе проведенного осмотра установлено, что в ххххх расположена несанкционированная свалка древесных отходов. Ориентировочная площадь складирования отходов составляет ххххх кв.м. Указанное обстоятельство подтверждается актом выявления административного правонарушения от ххххх года.

В подтверждение факта наличия несанкционированной свалки отходов заявителем представлены фотоснимки.

В настоящее время несанкционированная свалка не ликвидирована.

В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от ххххх года, правообладателем земельного участка, местоположение ххххх, кадастровый номер ххххх, является Вельское акционерное лесохозяйственное общество.

Согласно сообщению главы администрации МО «Вельский муниципальный район» от ххххх года информация о регистрации в качестве юридического лица - Вельского акционерного лесохозяйственного общества в администрации МО «Вельский муниципальный район» отсутствует (л.д. 87).

В соответствии с сообщением Межрайонной ИФНС России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от ххххх года, по состоянию на ххххх года сведения о юридическом лице местного уровня - Вельское акционерное лесохозяйственное общество, отсутствуют.

Таким образом, на дату рассмотрения дела в суде собственник (правообладатель) земельного участка с кадастровым номером ххххх, не установлен.

В соответствии со ст. 29 Закона Архангельской области от 23 сентября 2004 года № 258-внеоч. - 03 «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» в границы муниципального образования «Муравьевское» входит, в том числе, территория деревни Лукинская.

В силу пп. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичные положения закреплены в пп. 18 п. 1 статьи 7 Устава муниципального образования «Муравьевское», утвержденного решением II заседания Совета депутатов муниципального образования «Муравьевское» от 15 ноября 2005 года № 14.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 26 Устава муниципального образования «Муравьевское» администрация Муравьевского сельского поселения является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Муравьевского сельского поселения.

Пунктом 3 статьи 26 Устава предусмотрено, что администрация Муравьевского сельского поселения в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения Муравьевского поселения.

Принимая во внимание, что собственник отходов, размещенных на спорном земельном участке, собственник (правообладатель) земельного участка, не установлены, суд приходит к выводу о возложении обязанности по организации сбора и вывоза отходов с вышеуказанной несанкционированной свалки на администрацию МО «Муравьевское».

Факт наличия несанкционированной свалки представителем заинтересованного лица в судебном заседании не оспаривается.

Из материалов дела следует и судом установлено, что указанные вопросы местного значения по сбору и вывозу отходов с несанкционированной свалки отходов, расположенной в ххххх, кадастровый номер ххххх, не решаются администрацией МО «Муравьевское».

Указанные обстоятельства свидетельствуют о бездействии администрации МО «Муравьевское», выразившемся в непринятии мер по организации сбора (уборки) и вывоза отходов.

В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» указано, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.

Суд, проверив, доказательства, представленные сторонами, приходит к выводу, что администрация МО «Муравьевское» не исполняет обязанности, возложенные на нее законом, тем самым допускает бездействие.

Данное бездействие нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин неисполнения данной обязанности, суду не представлено, законные основания к неисполнению обязанности отсутствуют.

Таким образом, требования Агентства природных ресурсов и экологии Архангельской области в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Муравьевское» по непринятию мер по организации сбора и вывоза мусора, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, поэтому утилизация отходов не входит в компетенцию администрации МО «Муравьевское».

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, с заинтересованного лица - администрации МО «Муравьевское», являющейся органом местного самоуправления, государственная пошлина взысканию не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

заявление Агентства природных ресурсов и экологии Архангельской области в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Муравьевское» по непринятию мер по организации сбора и вывоза отходов удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Муравьевское» по непринятию мер по организации сбора и вывоза отходов на земельном участке, расположенном в ххххх.

Обязать администрацию муниципального образования «Муравьевское» ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную в ххххх, кадастровый номер ххххх, путем сбора (уборки) и вывоза отходов на санкционированный объект размещения в срок до ххххх года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд.

Председательствующий Н.В. Сидорак