Дело № 2-854/2010 21 декабря 2010 года.
Вельский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего Пестерева С.А.,
при секретаре Белых С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске 21 декабря 2010 года гражданское дело по иску Русановой Н.А. к Костериной Н.В., Костерину Н.П. об устранении препятствий в пользовании жилым помещением,
у с т а н о в и л :
Русанова Н.А. обратилась в суд с иском к Костериной Н.В., Костерину Н.П. об устранении препятствий в пользовании помещением кухней, расположенной в жилом доме № ** по ул. Д** в гор. Вельске Архангельской области, путем снятия замка с дверей кухни и освобождения от мебели правой сторону помещения кухни для пользования бытовыми нуждами.
Обосновывает свои требования тем, что в августе 2008 года МУЗ «В..» предоставило ей жилое помещение площадью 22,1 кв.м. в общежитии расположенном по указанному адресу. Ответчиками Костериными, проживающими в квартире в том же доме, которые пользуются спорным помещением, она была ознакомлена с Правилами пользования общей кухней. Одним из правил пользования кухней являлось топить печь в порядке очередности. В связи, с чем между сторонами возникли разногласия. Впоследствии общежитие было передано от МУЗ «В….» в муниципальную собственность МО «Вельское». С ней был заключен договор социального найма жилого помещения на кв. *, д. ** по ул. Д** гор. Вельск. С момента проживания не имеет возможности пользоваться общей кухней, предусмотренной как место общего пользования в общежитии, поскольку семья Костериных препятствует использованию данного помещения для бытовых нужд, двери постоянно закрыты на замок. А поэтому просит обязать ответчиков устранить препятствия в пользовании указанным помещением, путем снятия замка с дверей кухни и освободив от мебели правую сторону помещения кухни для пользования бытовыми нуждами.
В судебном заседании Русанова Н.А. настояла на удовлетворении иска по тем же основаниям, пояснив, что не может пользоваться спорным помещением для бытовых нужд, находящимся в общем пользовании жильцов дома, поскольку в этом ей чинят препятствия ответчики.
Костерина Н.В. иск не признала, пояснив, что в жилом доме № ** по ул. Д** в гор. Вельске ее семья занимает квартиру № * в которую входят помещения № ** и № **. В квартире проживают на протяжении 20 лет, единственные из жильцов пользовались и пользуются кухней, где в осенне-зимний период регулярно топят печь дровами, приобретаемыми на личные денежные средств, а также оплачивают за пользование этого помещения кухни. Печь отапливает как помещение кухни, так и жилую комнату Русановой Н.А. Когда истица вселилась в дом, ей было предложено отапливать печку по очереди, и закупать дрова для этого, но она отказалась от данного предложения. В сентябре 2010 года статус общежития с дома, где они проживают, снят. С ней и членами ее семьи заключен договор социального найма на занимаемую квартиру, общей площадью 42,1 кв.м., в том числе жилой 28,3 кв., помещение кухни. В договоре социального найма от 30 сентября 2010 года указаны эти размеры жилья и от исполнения этого договора она не отказывалась.
Ответчик Костерин Н.П. на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, согласно представленному сообщению просит рассмотреть дело без его участия.
Представитель 3-го лица администрации МО «Вельское» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, из представленных ранее пояснений по гражданскому делу представителя МО «Вельское» следует, что от МУЗ «В,,,» на баланс МО «Вельское» было передано два общежития, в том числе дом под номером ** по ул.Д****. На основании решения администрации МО «Вельское» от 23 сентября 2010 года № ** статус общежития с данного жилого дома снят. Квартира № * в этом доме предоставлена по договору социального найма семье Костериных, а под номером * – семье Русановой Н.А.
Выслушав Русанову Н.А., Костерину Н.В. исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст.ст.18,19,40 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют
смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Все равны перед законом и судом. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст.1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона.
В силу п. 3 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В судебном заседании установлено, что в августе 2008 года МУЗ «В….» предоставило Русановой Н.А. жилое помещение № *, которое в последующем и в настоящее время обозначено под номером *, площадью 22,1 кв.м. в общежитии расположенном по адресу: Архангельская область, гор. Вельск, ул. Д**, дом **. В августе того же года общежитие передано от МУЗ «Вельскае ЦРБ» в муниципальную собственность МО «Вельское».
Постановлением главы администрации МО «Вельское» от 07 июля 2010 года утвержден протокол заседания общественной комиссии по жилищным вопросам МО «Вельское» по которому на основании ходатайства МУЗ «В…» Русановой Н.А. предоставлено жилое помещение № * по договору социального найма по указанному адресу, общей площадью 22,1 кв.м. на состав семьи из трех человек (л.д.12,26-28)
Костерина Н.В. и Костерин Н.П. зарегистрированы и проживают в квартире № * в доме № ** по ул. Д**** с октября 1990 года, что подтверждается копией поквартирной карточки. Там же с момента рождения зарегистрированы и проживают их несовершеннолетние дети.
17 февраля 2010 года общественной комиссией по жилищным вопросам принято решение об обязании МУП «ЖЭУ» заключить договор социального найма с Костериной Н.В. на жилое помещение по адресу: г. Вельск, ул. Д***, д. **, кв.*. Данное решение оформлено протоколом, который утвержден постановлением главы администрации МО «Вельское» от 19 февраля 2010 года.
30 сентября 2010 года между МУП «ЖЭУ» и Костериной Н.В.заключен договор социального найма на жилое помещение, по указанному адресу, общей площадью 42,1 кв.м., в том числе жилой 28,3 кв.м. (л.д.95).
Постановлением главы администрации МО «Вельское» от 07 октября 2010 года утвержден протокол заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 07 октября 2010 года о внесении изменений в постановление от 19 февраля 2010 года, в части обязания МУП «ЖЭУ» заключить договор социального найма с Костериной Н.В. на жилое помещение общей площадью 28,3 кв.м., состав семьи 4 человека (л.д.11). Вносимые изменения связаны с допущенной неточностью при рассмотрении заявления от Костериной Н.В. 17 февраля 2010 года (л.д.108). Решением Вельского районного суда от 22 октября 2010 года указанное постановление от 07 октября 2010 года признано недействительным (л.д.117-119).
С 23 сентября 2010 года статус общежития с жилого дома № ** по ул. Д** снят, о чем вынесено постановление исполняющего обязанности главы МО «Вельское» № 93 (л.д.92).
Согласно техническому паспорту в жилом доме имеется четыре квартиры, кухня и общий коридор (л.д.14). В квартире № проживает семья Костериных, (л.д.95) а семья Русановой Н.А. в квартире под номером *.
Спорное помещение - кухня расположена напротив квартиры Костериных и используется по назначению только этой семьей. Кухня имеет печное отопление, а именно печную плиту с топкой, которые совмещены с печью в квартире Русановой Н.А. и предназначены для отапливания этих помещений, что видно из технического паспорта.
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку, суд считает, что в удовлетворении иска надлежит отказать.
К данному выводу суд пришёл на основании следующего.
Так в судебном заседании установлено и это подтверждается материалами дела, что на основании договора социального найма ответчики являются нанимателями квартиры №*, состоящей из двух комнат, кухни, общей площадью 42,1 кв.м., в том числе жилой 28,3 кв.м., расположенной по адресу: Архангельская область, гор. Вельск, ул.Д**, д.**, где зарегистрированы и проживают с 90-х годов.
Русановой Н.А. в этом же доме предоставлена квартира с указанием номера *, но затем с учетом внесенных изменений, этой квартире, присвоен номер *. С Русановой Н.А. заключен договор социального найма, из которого следует, что квартира состоит из 1 комнаты общей площадью 22,1кв.м.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.
Раннее дом № ** по ул.Д*** имел статус общежития, который в сентябре 2010 года решением администрации МО «Вельское» снят.
Согласно ч. 2 ст. 61 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме.
Спорным жилым помещением: кухней, общей площадью 13,8 кв.м. пользуется семья Костериных на протяжении длительного времени, по сложившемуся и определенному порядку пользования указанным помещением. Кухня имеет печное отопление. Отапливание помещения кухни, а также комнаты истицы, осуществляют ответчики, путем протапливания в кухне печной плиты, за счет собственных средств. Из договора социального найма, заключенного с Костериными видно, что предоставленная им квартира имеет общую площадь, в состав которой входит и спорное помещение кухни и за это они несут расходы по его содержанию (л.д.96).
Таким образом, установлено, что помещение спорной кухни включено в состав квартиры Костериных, где они проживают на основании договора социального найма, а поэтому это помещение не является общим имуществом для общего пользования.
То обстоятельство, что на момент предоставления квартиры Русановой, жилой дом № ** являлся общежитием, а кухня – местом общего пользования, не может являться основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку в настоящее время статус общежития жилого дома снят, а ответчикам надлежащим образом выделена квартира, состоящая из двух жилым комнат и кухни. Данные обстоятельства установлены надлежащими доказательствами, которые никто не опроверг и не оспорил.
Русанова Н.А. ссылаясь на то, что кухня ей нужна для пользования бытовыми нуждами, не учитывает, что ей собственником жилья на основании договора социального найма предоставлена квартира, состоящая из одной комнаты, каких-либо дополнительных площадей при заключении договора социального найма истице не выделялось, договор подписан Русановой Н.А. добровольно, разногласий относительно площади предоставляемого помещения у сторон по договору не возникло. Печь, предназначенная для отапливания жилого помещения Русановой Н.А. находится в ее квартире, топка которой раннее выходила в общий коридор, что подтверждается копией технического паспорта (л.д.14) Возможность восстановления топки печи, путем ее переноса из помещения кухни в общий коридор или в квартиру истца, подтверждается Актом обследования квартиры № * в доме № ** по ул. Д** гор. Вельска, составленного комиссионно.
Кроме этого истица в судебном заседании признала факт, что ответчики регулярно в необходимый период времени из помещения кухни, через расположенную там топку, производят нагрев печи, отчего отапливается и ее жилая комната, каких-либо претензий по этому поводу не заявила. Поэтому в соответствии с положениями ст.68 ГПК РФ суд считает данный факт установленным.
В связи с этим в соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ в судебное заседание доказательств тому, что истице необходимо пользоваться помещением кухни с целью обогрева ее жилой комнаты, не представлено.
Также не может быть основанием для удовлетворения заявленных требований и то обстоятельство, что в кухне установлен индивидуальный прибор учета электроэнергии на квартиру Русановой Н.А., так как каких-либо препятствий по его переносу в иное место – общий коридор, комнату истца, не имеется и доказательств обратному не представлено.
Поэтому законных оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, то в удовлетворении иска надлежит отказать.
Иных требований и к другим лица истица в судебном заседании не заявила, то суд рассмотрел дело по тем основаниям и требованиям к ответчикам Костериным, которые были заявлены, Поскольку согласно ст.39 ГПК РФ предмет и основание иска определяет истец.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении иска Русановой Н.А. к Костериной Н.В., Костерину Н.П. об устранении препятствий в пользовании жилым помещением – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Вельский районный суд.
Председательствующий С.А. Пестерев