Дело № 2-879/2010 27 декабря 2010 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Вельский районный суд Архангельской области
в составе председательствующего Пестерева С.А.,
при секретаре Белых С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 декабря 2010 года в городе Вельске гражданское дело по иску Степановской Т.С. к администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» о взыскании выплаты единовременного вознаграждения в связи с выходом на трудовую пенсию,
у с т а н о в и л:
Степановская Т.С. обратилась в суд с иском к администрации МО «Вельский муниципальный район» о взыскании выплаты единовременного вознаграждения в связи с выходом на трудовую пенсию в сумме ** рублей ** копеек.
Обосновывает свои требования тем, что она работала ведущим специалистом Управления сельского хозяйства и сельских территорий в МО «В,,», с 09 апреля 2010 года ушла в отставку в связи с выходом на трудовую пенсию, ее муниципальный стаж составил 20 лет 9 месяцев 15 дней. Законом Архангельской области установлена выплата единовременного вознаграждения при прекращении трудового договора в связи с выходом на трудовую пенсию муниципальному служащему исходя из одного денежного содержания по последней замещаемой должности за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет. Однако в выплате данного вознаграждения ответчиком ей отказано в связи с тем, что постановлением МО «Вельский муниципальный район» №1 от 11 января 2010 года, постановление от 27 декабря 2005 года о порядке данных выплат, утратило силу. Считает, что отказ в выплате единовременного вознаграждения противоречит положению части 1 статьи 34 Областного закона.
В судебном заседании Степановская Т.С. настояла на удовлетворении иска по тем же основаниям, пояснив, что отказывая ей в выплате единовременного вознаграждения, ответчик нарушил нормы Архангельского областного закона № 151-23-ОЗ.
Представитель МО «В,,,» на судебное заселение не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Согласно представленному отзыву иск не признают, ссылаясь на то, что выплата единовременного вознаграждения в связи с выходом на пенсию - это вид поощрения, который предусмотрен областным законом Архангельской области для муниципального служащего, то есть эта выплата является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления и выплачивается в качестве поощрения за безупречную и эффективную работу.
Выслушав Степановскую Т.С., исследовав письменные материалы дела, суд пришёл к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе (далее - граждане), прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих. (далее по тексту Федеральный закон № 25-ФЗ)
Статья 3 Федерального закона № 25-ФЗ предусматривает, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 26 указанного федерального закона виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 34 Закона Архангельской области от 27 сентября 2006 года № 222-12-ОЗ «О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области» муниципальным служащим за безупречную и эффективную муниципальную службу в качестве поощрения может предоставляться единовременная выплата при прекращении трудового договора в связи с выходом на трудовую пенсию. Размер единовременного поощрения рассчитывается исходя из одного денежного содержания по последней замещаемой должности муниципальной службы за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет, но не более десяти окладов денежного содержания. Условия и порядок осуществления единовременной выплаты определяются представительным органом муниципального образования Архангельской области.
Муниципальным служащим в дополнение к гарантиям, предоставляемым Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и настоящим законом, предоставляются гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
В судебном заседании установлено, что Степановская Т.С. работала ведущим специалистом Управления сельского хозяйства и сельских территорий в МО «В,,,». С 09 апреля 2010 года истица ушла в отставку в связи с выходом на трудовую пенсию, и ее муниципальный стаж составил более 20 лет (л.д.6-8).
Начальник Управления сельского хозяйства и сельских территорий МО «В,,,» направил руководителю управления по финансам и исполнению бюджета МО «Вельский муниципальный район» ходатайство о выделении лимита и бюджетных ассигнований для единовременной выплаты в сумме ***рублей ** копеек в связи с выходом в отставку Степановской Т.С. (л.д.10).
В удовлетворении данного ходатайства было отказано в связи с тем, что нормативный документ, определяющий порядок выплаты единовременного денежного вознаграждения при выходе на пенсию утратил силу, а положением о денежном содержании муниципальных служащих МО «В,,,,» данный вид выплаты не предусмотрен (л.д.11).
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку, суд пришёл к выводу, что в удовлетворении исковых требований Степановской Т.С. надлежит отказать.
К данному выводу суд пришёл на основании следующего.
Федеральный закон № 25-ФЗ не устанавливает виды поощрений и не раскрывает порядок их применения. Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 34 Закона Архангельской области от 27 сентября 2006 года № 222-12-ОЗ данная выплата является поощрением муниципального служащего и ее размер рассчитывается исходя из одного оклада денежного содержания по последней замещаемой должности муниципальной службы за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет, но не более десяти окладов денежного содержания. Условия и порядок осуществления единовременной выплаты определяются представительным органом муниципального образования Архангельской области.
Следовательно, нормы указанного федерального закона носят отсылочный характер без раскрытия порядка и условий предоставления указанного вида вознаграждения, а норма закона субъекта Российской Федерации, то есть Архангельской области имеет рекомендательный характер без выражения императивного возложения обязанности на работодателя о выплате единовременного вознаграждения в связи с выходом на пенсию, не имеющая властно-волевой основы.
Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам (ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации).
Трудовым законодательством не ограничивается возможный перечень поощрений, муниципальными правовыми актами в соответствии с законами субъектов РФ могут быть предусмотрены самые различные виды поощрений для муниципальных служащих.
Постановлением главы МО «Вельский муниципальный район» от 27 декабря 2005 года утверждено Положение «О комиссии по установлению стажа муниципальной службы муниципальных служащих администрации МО «Вельский муниципальный район» и Порядок исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих администрации МО «Вельский муниципальный район», которыми определен порядок выплаты единовременного денежного вознаграждения при выходе на пенсию. На основании постановления главы названного муниципального образования № 1 от 11 января 2010 года указанное постановление № 961 утратило силу.
На основании пункта 2 статьи 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Обязательства по выплате различных выплат, как и формирование, утверждение и исполнение бюджета муниципального образования, согласно пункту 1 ст. 15 и ст. 18 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 1312-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» относятся к компетенции органов местного самоуправления.
В силу ст.ст. 31,86 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе и обязаны самостоятельно определять направления расходования средств своего бюджета, обеспечивать сбалансированность средств. Расходные обязательства муниципального образования исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Решением Вельского районного суда от 28 сентября 2010 года по гражданскому дело №2-642/2010 установлено, что решением Собрания депутатов МО «Вельский муниципальный район» четвертого созыва № 238 от 29 декабря 2009 года утвержден бюджет муниципального образования «Вельский муниципальный район» на 2010 год. Дефицит бюджета муниципального образования на 2010 год составляет более ** млн.рублей, поступлений на различные выплаты и доплаты к пенсии от субъектов РФ или самой РФ не имеется.
Таким образом, не выплата истице названного вознаграждения не противоречит статье 34 названного выше Закона Архангельской области, так как муниципальное образование «Вельский муниципальный район» реализовало свое право, предусмотренное ст.31. и 86 БК РФ, самостоятельного определения направления расходования средств своего бюджета и исполнения расходных обязательств за счет собственных доходов, исходя из возможностей бюджета.
Поскольку, единовременное денежное вознаграждение, выплата которого регулируется указанными выше нормами, по своему правовому характеру относится к поощрительным, стимулирующим выплатам, то есть является правом ответчика МО «Вельский муниципальный район», а действие Постановления муниципального образования «Вельский муниципальный район» устанавливающего порядок указанной выплаты утратило силу, то не имеется оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
в удовлетворении иска Степановской Т.С. к администрации муниципального образования «В,,,» о взыскании выплаты единовременного вознаграждения в связи с выходом на трудовую пенсию - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Вельский районный суд.
Председательствующий С.А. Пестерев