О признании права собственности на жилой дом



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Вельск 04 февраля 2011 года

Вельский районный суд Архангельской области

в составе председательствующего Сидорак Н.В.,

при секретаре Брагиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске 04 февраля 2011 года гражданское дело по исковому заявлению Тарасовой А.А. к администрации муниципального образования о признании права собственности на жилой дом в порядке приобретательной давности,

установил:

Тарасова А.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования (далее – администрация МО) о признании за ней в порядке приобретательной давности права собственности на жилой дом № ххххх по ул. Ххххх в г. ххххх.

В обоснование заявленного требования, указано, что ххххх года ее мать – Т., приобрела по договору купли-продажи жилой дом № ххххх в ххххх г. Вельска. Указанный дом построен в ххххх году К. Земельный участок под застройку предоставлялся К., как работнику железной дороги по устному распоряжению начальника станции. Возведенному жилому дому был присвоен адрес и отделом милиции выдана домовая книга. Р. (продавец по договору купли-продажи) являлась наследником – дочерью К. Т., купившая жилой дом, право собственности на него в установленном законом порядке не оформила. С ххххх года Т. проживала в доме и была зарегистрирована в нем, как владелец на постоянной основе. Вместе с мужем, Т., они несли расходы по содержанию дома, возвели пристройку, производили ремонт, уплачивали налоги, осуществляли страхование. ххххх года Т. умерла. Т., отец истца, умер в ххххх года, Т., брат истца, умер в ххххх году. Тарасова А.А. к нотариусу для оформления прав на наследство не обращалась. Вместе с тем, она фактически приняла наследство, так как вступила во владение наследственным имуществом, принимает меры к его сохранению, несет расходы на содержание. В настоящее время вышеуказанному жилому дому присвоен новый адрес: ххххх. Земельный участок, на котором расположен жилой дом, вышел из полосы отвода железной дороги, находится в муниципальной собственности, за конкретным лицом не оформлен. Тарасова А.А., являющаяся правопреемником своей матери – Т., которая открыто, добросовестно и непрерывно владела и пользовалась указанным жилым домом с 1980 года по день смерти, с 2009 года по настоящее время открыто, добросовестно, непрерывно владеет и пользуется жилым домом. Общий срок давностного владения жилым домом составляет более 15 лет.

Истец Тарасова А.А. в судебное заседание не явилась, согласно представленному заявлению просила рассмотреть дело без ее участия, заявленные требования поддержала.

Представитель истца - Булгаз Ю.Е. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по тем же основаниям.

Администрация МО своего представителя в судебное заседание не направила. Из представленного заявления следует, что администрация МО просит рассмотреть дело без участия представителя, против удовлетворения исковых требований не возражает.

Суд рассматривает дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав объяснения представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

В силу положений ст. ст. 8, 35 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Статьей 3 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что каждое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права.

В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Согласно ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет или иным имуществом в течение 5 лет приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.

В судебном заседании установлено, что ххххх года между Р. (продавец) и Т. (покупатель) был заключен договор купли-продажи жилого дома № ххххх, расположенного по адресу: ххххх (л.д. 27).

Из технического паспорта на дом № ххххх на ххххх г. Вельска от 1967 года следует, что данный дом являлся личной собственностью К.

Распоряжением главы МО от ххххх года № ххххх присвоен адрес жилому дому № ххххх по ул. ххххх в г. ххххх, данный адрес считается идентичным ранее присвоенному адресу: г. ххххх, ххххх, д. ххххх.

Основное строение жилого дома № ххххх по ул. ххххх в г. ххххх (литера А) и хозяйственные постройки были построены в 1955 году, основное строение (литера А1) - пристроено в 1985 году.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами и объяснениями представителя истца, земельный участок у дома № ххххх по ул. ххххх в г. ххххх принадлежал железной дороге. Данный земельный участок по устному распоряжению начальника станции был отведен для строительства жилого дома работнику железной дороги – К., которая проживала в доме и была зарегистрирована с 1960 года по 1980 год, у которой мать истца приобрела дом и произвела к нему пристройку.

Согласно п. 12 Постановления ЦИК СССР № 58 и СНК СССР № 50 от 02 февраля 1933 года, действовавшим в период строительства жилого дома, земли предоставляемые транспорту, использовались в том числе и для удовлетворения жилищно-строительных нужд рабочих и служащих транспорта.

Т., которая приобрела спорный дом, ее сын – Т. проживали и были зарегистрированы в доме с 1980 года, муж Т. – Т. и истец Тарасова А.А. также проживали в указанном доме.

Т. умерла ххххх года, что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д. 10).

Согласно копии записи акта о смерти № ххххх от ххххх года муж Т. – Т. умер ххххх года (л.д. 67). Сын Т. и Т. – Т. умер ххххх года (л.д. 11).

После смерти Т. в связи с тем, что право собственности на жилой дом зарегистрировано не было, дом в состав наследственного имущества не вошел, наследник умершей – Т. к нотариусу для оформления наследственных прав не обращались.

Между тем, Тарасова А.А. приняла наследственное имущество, в том числе спорный жилой дом в котором она проживала.

Истец, ее мать проживали и пользовались жилым домом как своим собственным, несли расходы по его содержанию, производили пристройку к нему. Жилой дом неоднократно проходил технический учет, по результатам которого выдавался технический паспорт.

Право собственности на дом в установленном законом порядке оформлено не было.

До 01 сентября 2006 года ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривала признание судом право собственности на самовольную постройку за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку.

Правоотношения по настоящему делу возникли до 01 сентября 2006 года, спорный жилой дом находится на землях поселения МО, администрация МО не возражает против признания права собственности на жилой дом,

Т. умерла ххххх года.

В связи с отсутствием правоустанавливающих документов жилой дом № ххххх по ул. ххххх в г. ххххх в состав наследственного имущества не входит.

Истец Тарасова А.А. до настоящего времени, пользуется и владеет домом № ххххх по ул. ххххх в г. ххххх как своим собственным, несет расходы по содержанию имущества, оплачивает налоги.

Таким образом, Т. - мать истца и истец Тарасова А.А. в течение более 15 лет добросовестно, открыто и непрерывно владели жилым домом № ххххх по ул. ххххх в г. ххххх как своим собственным имуществом.

Согласно сообщению Управления капитального строительства, архитектуры и экологии МО жилой дом, расположенный по адресу: ххххх не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан (л.д. 42).

На жилой дом № ххххх по ул. ххххх в г. ххххх составлен технический и кадастровый паспорт, жилому дому присвоен инвентарный номер ххххх, право собственности в БТИ не зарегистрировано.

В соответствии с уведомлением Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на жилой дом по адресу: ххххх.

В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Земельный участок по адресу: ххххх не попадает в полосу отвода ФГУП «Северная железная дорога» МПС России» и находится на землях МО и за конкретным лицом не оформлен.

Таким образом, судом достоверно установлено, что истец Тарасова А.А. с учетом присоединения ко времени своего владения времени, в течение которого домом владела ее мать – Т., которая также добросовестно, открыто и непрерывно владела жилым домом как своим собственным с 1980 года, в течение более 15 лет добросовестно, открыто и непрерывно владеет жилым домом № ххххх по ул. ххххх в г. ххххх как своим собственным имуществом.

При изложенных обстоятельствах требования истца о признании права собственности на жилой дом основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Статья 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненно наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

решил:

исковые требования Тарасовой А.А. к администрации муниципального образования о признании права собственности на жилой дом в порядке приобретательной давности удовлетворить.

Признать в порядке приобретательной давности за Тарасовой А.А. право собственности на жилой дом, инвентарный номер ххххх, общей площадью ххххх кв.м., расположенный по адресу: ххххх.

Право собственности на данное недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации прав на недвижимое имущество в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Копию вступившего в законную силу решения в трехдневный срок направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Архангельском областном суде путем подачи жалобы через Вельский районный суд.

Председательствующий Н.В. Сидорак