г. Вельск 19 января 2011 года
Вельский районный суд Архангельской области
в составе председательствующего Сидорак Н.В.,
при секретаре Брагиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске 19 января 2011 года гражданское дело по исковому заявлению Федорук А.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании недействительным отказа в государственной регистрации перехода права собственности, возложении обязанностей по государственной регистрации перехода права собственности, выдаче свидетельства о государственной регистрации права собственности и компенсации морального вреда,
установил:
Федорук А.А. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности, возложении обязанностей по государственной регистрации права собственности, выдаче свидетельства о государственной регистрации права собственности и компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных исковых требования указал, что ххххх года им было получено сообщение об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на помещения в здании №№ ххххх-ххххх, расположенные по адресу: ххххх. С данным отказом он не согласен, поскольку он противоречит нормам действующего законодательства. Действия ответчика, выразившиеся в отказе государственной регистрации договора купли-продажи помещений, перехода права собственности на помещения и выдаче свидетельства о праве собственности нарушило его личные неимущественные и имущественные права, а именно право своей волей и в своем интересе осуществлять свои гражданские права и свободно устанавливать свои права и обязанности на основе договора в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в результате его приобретения по основанию, предусмотренному законом (п. 4 ст. 8, ст. 209 ГК РФ), право на свободу договора, свободу от произвольного вмешательства кого-либо в свои частные дела и беспрепятственное осуществление гражданских прав. Он не имеет возможности осуществлять свои права и обязанности в качестве собственника, вынужден восстанавливать свое нарушенное право в судебном порядке, ограничен в своих правах, как гражданин. Моральный вред оценивает в 20000 рублей.
В судебном заседании представитель истца Федорук А.А. – Г. заявленные исковые требования уточнила, просив, признать недействительным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в государственной регистрации перехода права собственности на помещения №№ ххххх-ххххх в здании, расположенном по адресу: ххххх, обязать ответчика осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на вышеуказанные помещения, в остальном заявленные исковые требования поддержала, указав также, что в результате отказа в государственной регистрации перехода права собственности ухудшилось состояние здоровья истца.
Представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований, общества с ограниченной ответственностью (далее ООО) Г. пояснила, что ООО свои обязательства по договору купли-продажи помещений исполнило, общество имеет намерения довести сделку до конца и передать в собственность Федорук А.А. право собственности на помещения в здании.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу К. заявленные исковые требования не признала, пояснив, что в Управление поступило заявление ООО и Федорук А.А. о государственной регистрации перехода права собственности на помещения в здании №№ ххххх- ххххх, расположенные по адресу: ххххх, на основании заключенного между ними договора купли-продажи помещений от ххххх года, акта приема-передачи от ххххх года. По результатам проведения правовой экспертизы у государственного регистратора возникли сомнения в наличии оснований для проведений государственной регистрации, что в соответствии с п.1 ст.19 Закона о регистрации является основанием для приостановления государственной регистрации. Государственный регистратор сделал вывод о необходимости отчуждения нежилого помещения одновременно с долей в праве собственности на земельный участок. Решением государственного регистратора проведение государственной регистрации перехода права собственности на вышеуказанное помещение было приостановлено до ххххх года. В установленный срок дополнительные доказательства наличия оснований для проведения государственной регистрации сторонами представлено не было, что в соответствии с абз.2 п.2 ст.19 Закона о регистрации является основанием для отказа в проведении государственной регистрации, в связи с чем ххххх года решением государственного регистратора в проведении государственной регистрации было отказано на основании абз.4 п.1 ст.20 Закона о регистрации - документы, представленные на государственную регистрацию прав по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Доказательств того, что заявителю со стороны Управления причинен моральный вред, Федорук А.А. не представлено. Более того, заявителем также не представлено доказательств вины причинителя.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены в суде. Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Абзацем 4 пункта 1 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ установлено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В судебном заседании установлено, что ххххх между ООО (Продавец) и Федорук А.А. (Покупатель) заключен договор купли-продажи помещений в здании №№ ххххх - ххххх, расположенном по адресу: ххххх.
Из пункта 1.5 договора купли-продажи следует, что объект находится в здании, расположенном на земельном участке с кадастровым номером ххххх, адрес местоположения участка: ххххх, принадлежащем ООО ххххх на праве собственности. По настоящему договору объект передается Покупателю без передачи прав на земельный участок.
На основании акта приема-передачи от ххххх года ООО передало, а Федорук А.А. принял в собственность помещения в здании №№ ххххх - ххххх, расположенном по адресу: ххххх.
Федорук А.А. и ООО обратились в Вельский межрайонный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности.
ххххх года государственная регистрация перехода права собственности была приостановлена, поскольку согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также в п. 1.5 договора купли-продажи от ххххх года вышеуказанные помещения находятся в здании, расположенном на земельном участке, принадлежащем ООО (Продавцу) на праве собственности. В случае отчуждения нежилого помещения в здании, находящемся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве собственности, также должна быть отчуждена и принадлежащая собственнику помещения доля в праве собственности на земельный участок. Кроме того, на государственную регистрацию не был представлен документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего договор купли-продажи от имени Общества.
ххххх года в государственной регистрации перехода права собственности на помещения в здании №№ ххххх - ххххх, расположенном по адресу: ххххх, пом. ххххх Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу отказано в связи с тем, что в случае отчуждения нежилого помещения в здании, находящемся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве собственности, также должна быть отчуждена и принадлежащая собственнику помещения доля в праве собственности на земельный участок. При этом отмечено, что данное положение вытекает из п. 4 ст. 35 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которым отчуждение доли в праве собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке, принадлежащим на праве собственности нескольким лицам, влечет за собой отчуждение доли в праве собственности на земельный участок, размер которой пропорционален доле в праве собственности на здание, строение, сооружение. Обществом положение п. 4 ст. 35 Земельного кодекса РФ при отчуждении помещений не выполнено.
Пунктом 2 ст. 552 Гражданского кодекса РФ определено, что в случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования, если иное не предусмотрено законом.
В силу п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Подпунктом 1 п. 4 ст. 35 Земельного кодекса РФ установлено, что отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением случаев отчуждения части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка.
Из материалов дела следует, что помещения в здании №№ ххххх - ххххх, расположенном по адресу: ххххх (помещение № ххххх – туалет, помещение № ххххх – складское помещение, помещение № ххххх – торговый зал, помещение № ххххх – тамбур) расположены на первом этаже двухэтажного здания. Указанные помещения используются для ведения торговой деятельности.
Здание офиса без помещений №№ ххххх - ххххх, расположенное по адресу: ххххх принадлежит на праве собственности ООО.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ххххх года правообладателем (на праве собственности) земельного участка, кадастровый номер ххххх, категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для эксплуатации и обслуживания здания офиса с магазином площадью ххххх кв.м. по адресу: ххххх является ООО.
В соответствии со СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» под зданием понимается наземное строительное сооружение с помещениями для проживания и (или) деятельности людей, размещения производств, хранения продукции или содержания животных, помещением является пространство внутри здания, имеющее определенное функциональное назначение и ограниченное строительными конструкциями (пп. 4.4, 4.5 Приложения А).
Таким образом, суд приходит к выводу, что отчуждение помещений в здании № ххххх - ххххх, расположенном по адресу: ххххх, не может быть выделено в натуре вместе с соответствующей частью земельного участка.
Федорук А.А. и ООО соблюдены требования действующего законодательства к форме и содержанию документов, представленных на государственную регистрацию прав. При этом, основания для отказа в государственной регистрации перехода права, предусмотренные статьей 20 Закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ, отсутствовали, что является основанием для признания отказа в государственной регистрации права собственности недействительным.
Согласно п. 6.2 договора купли-продажи в случае получения покупателем мотивированного отказа в регистрации перехода права собственности в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, договор считается ничтожным.
Однако, действующим законодательством не предусмотрено признание договора ничтожным вследствие отказа в регистрации перехода права собственности. Кроме того, истцом заявлено требование о признании недействительным отказа в государственной регистрации перехода права собственности, что подтверждает несогласие Федорук А.А. с отказом Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в государственной регистрации перехода права собственности.
Вместе с тем, суд считает необходимым в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности по выдаче свидетельства о государственной регистрации права собственности отказать, поскольку обязанность зарегистрировать право собственности является основанием для выдачи свидетельства.
Истцом также заявлено требование о компенсации морального вреда.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд считает, что требование истца не основано на законе и не подлежит удовлетворению.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 2 постановления от 20 декабря 1994 года «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье) или нарушающими личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина.
В соответствии с ч. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Учитывая характер взаимоотношений сторон, касающийся государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, между Федорук А.А. и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу сложились имущественные отношения.
Действующим законодательством не предусмотрена компенсация морального вреда в случае отказа в государственной регистрации перехода права собственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Федорук А.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному удовлетворить частично.
Признать отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в государственной регистрации перехода права собственности на помещения в здании №№ ххххх - ххххх, расположенном по адресу: ххххх от общества с ограниченной ответственностью к Федорук А.А., недействительным.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу произвести государственную регистрацию перехода права собственности от общества с ограниченной ответственностью к Федорук А.А. на помещения №№ ххххх - ххххх, находящихся в здании, расположенном по адресу: ххххх.
В удовлетворении исковых требований Федорук А.А. о возложении обязанности о выдаче свидетельства о государственной регистрации права собственности и компенсации морального вреда – отказать.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу Федорук А.А. 200 рублей 00 коп.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме в Архангельском областном суде путем подачи жалобы в Вельский районный суд.
Председательствующий Н.В. Сидорак