Дело № 2-1/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерацииг. Вельск 17 февраля 2011 года
Вельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Сидорак Н.В.,с участием помощника прокурора Вельского района Канаева А.И.,
при секретаре Князевой А.К.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Вельске 17 февраля 2011 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вельского района в защиту прав и охраняемых законом интересов А. к администрации муниципального образования о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
установил:
прокурор Вельского района обратился в суд в защиту прав и охраняемых законом интересов А. с иском к администрации муниципального образования (далее администрация) о предоставлении жилого помещения площадью не менее 10 квадратных метров, благоустроенное, применительно к данному городскому поселению, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте муниципального образования Вельского района Архангельской области.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что А. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. А. родилась ххххх года в г. ххххх Архангельской области. Матерью истца является А., отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. Решением Вельского районного суда от 17 марта 2006 года А. лишена родительских прав в отношении А., последняя передана на воспитание органу опеки и попечительства. С 2002 года, а также на момент лишения матери родительских прав А. проживала по адресу: ххххх. С февраля 2007 года А. зарегистрирована по адресу: ххххх. За истцом закреплено право на внеочередное получение жилого помещения на территории МО. В сентябре 2010 года А. было предоставлено жилое помещение по адресу: ххххх. Однако обследование данной квартиры на предмет соответствия установленным нормам, пригодности его для проживания, администрацией не проводилось и впоследствии в заявлении от 13 сентября 2009 года А. отказалась от данной квартиры. А. в настоящее время не имеет закрепленного за ней жилого помещения, предоставленного по договору социального найма. Предоставленное администрацией МО жилое помещение не отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, следовательно, администрацией муниципального образования не исполнены обязанности по обеспечению истца жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Канаев А.И. уточнил заявленные требования и просил обязать администрацию предоставить А. жилое помещение площадью не менее 10 квадратных метров, благоустроенное, применительно к данному сельскому поселению, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте муниципального образования Вельского района Архангельской области.
А. уточненные исковые требования поддержала, при этом пояснила, что в 2006 году ее мать – А. была лишена родительских прав. В это время они проживали по адресу: ххххх. После лишения матери родительских прав она осталась проживать с ней, поскольку отказалась ехать в специализированное учреждение. В настоящее время она проживает по этому же адресу с сожителем, матерью, сама находится на 19 неделе беременности.
Представитель администрации МО К. с заявленными исковыми требованиями согласился, указав, что действительно А. состоит в очереди на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. Администрацией МО А. было предоставлено жилое помещение по адресу: ххххх, от которого впоследствии она отказалась. Однако в данном жилом помещении А. фактически проживает с 2002 года и претензий по поводу невозможности проживания в указанной квартире не предъявляла. В данное жилое помещение мать истца – А. с детьми вселилась самовольно по устной договоренности с родственницей ответственного квартиросъемщика. Жилое помещение, в котором в настоящее время и проживает А. требует ремонта, в том числе капитального ремонта кровли.
Представитель администрации МО «Вельский муниципальный район» Ю. с заявленными исковыми требованиями согласилась, просила исковые требования прокурора удовлетворить.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, дела № 2-171/2006, суд пришел к следующему.
Согласно ст. ст. 18, 40 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса РФ к основным началам жилищного законодательства относится реализация гражданами права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В условиях рыночной экономики граждане обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.
Вместе с тем статья 40 (части 2 и 3) Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В судебном заседании установлено, что А., ххххх года рождения, уроженка города ххххх, имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Отец в свидетельстве о рождении А. записан со слов матери. Мать истца – А. решением Вельского районного суда Архангельской области от 17 марта 2006 года была лишена родительских прав в отношении дочерей – А. и А.. Несовершеннолетние переданы на воспитание органу опеки и попечительства.
Согласно постановлению исполняющего обязанности главы МО «Вельский муниципальный район» № ххххх от ххххх года за несовершеннолетней А. закреплено право на внеочередное получение жилого помещения на территории МО. Копия указанного постановления направлена в МО для постановки А. на учет граждан, нуждающихся во внеочередном получении жилья.
В период с 1998 года по 2002 года А. была зарегистрирована и проживала по адресу: ххххх, впоследствии вместе с матерью она переехала в квартиру по адресу: ххххх. В указанное жилое помещение мать А. с детьми вселилась самовольно. Ответственным квартиросъемщиком данного жилого помещения с 09 марта 1999 года по 10 января 2002 года являлась Р., внук Р.– Д. был зарегистрирован в данной квартире до 02 декабря 2003 года. С 2002 года по 2007 год А. проживала по указанному адресу без регистрации по месту жительства. С 12 февраля 2007 года А. зарегистрирована по месту жительства по адресу: ххххх, в доме бабушки. При этом до настоящего времени А. проживает по адресу: ххххх.
Дом № ххххх по ххххх относится к муниципальному жилищному фонду муниципального образования.
В соответствии с протоколом заседания общественной жилищной комиссии при администрации МО от ххххх года А., стоящей на очереди на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма на основании постановления администрации МО «Вельский муниципальный район» № ххххх от ххххх года, предоставлено жилое помещение по адресу: ххххх.
Заявлением от ххххх года Анищенко Е.А. отказалась от предоставленного жилого помещения.
Из объяснений А. от ххххх года, данных в прокуратуре Вельского района, а также в судебном заседании следует, что от жилого помещения, расположенного по адресу: ххххх она отказалась в связи с тем, что данное жилое помещение не отвечает установленным требованиям и нормам, от постоянных протечек в квартире провис потолок, для того, чтобы он не обвалился его заделали фанерой, на крыше отсутствуют части шифера, в результате чего и образовались протечки.
Согласно актам проверки жилищных условий А. от ххххх года и от ххххх года комиссия администрации установила, что жилое помещение требует косметического ремонта, крыша над кухней протекает, в связи с этим нужен ремонт потолка.
Актом обследования жилого помещения А., проведенном представителем Управления образования администрации МО «Вельский муниципальный район» ххххх года установлено, что квартира расположена в деревянном доме, с печным отоплением. Квартира однокомнатная. Между потолком и стенами по всей квартире имеется щель, которая залита строительной пеной. На кухне имеется провисание потолка. На кухне внизу стены трещина. В жилом помещении требуется проведение ремонта.
В соответствии со справой администрации А. до настоящего времени стоит в очереди на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма в жилищной комиссии при администрации, номер очереди 1.
14 декабря 2010 года А. обратилась в прокуратуру Вельского района с заявлением об оказании помощи в решении вопроса о предоставлении ей жилья, поскольку она является лицом из числа детей сирот.
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок объекты недвижимого имущества на имя А. отсутствуют.
Жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования за А. в настоящее время не закреплено, что сторонами не оспаривается.
Судом установлено, что на момент судебного разбирательства жилищные права.А., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не восстановлены, поскольку она не обеспечена жилым помещением по договору социального найма площадью не менее 10 квадратных метров на территории муниципального образования, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Вельского района в интересах А. к администрации подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
В соответствии со ст. 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статьями 45 и 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области» определено, что органы местного самоуправления муниципальных образований городских и сельских поселений наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания их в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с конституционными принципами правового государства, в силу которых права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства (статья 2; статья 45, часть 1, Конституции Российской Федерации), органы государственной власти обязаны осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы соблюдались права и свободы человека и гражданина, а в случаях их нарушения - обеспечивалось максимально быстрое и полное их восстановление.
Судом установлено, что на момент вынесения постановления № ххххх исполняющим обязанности главы МО «Вельский муниципальный район», то есть ххххх года, в соответствии с которым постановлено, закрепить право на внеочередное получение жилого помещения за А. на территории муниципального образования, ей исполнилось 17 лет, на момент рассмотрения настоящего дела А. исполнилось 22 года.
На момент судебного разбирательства жилищные права А., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не восстановлены, жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по месту ее жительства в черте МО либо компенсация за него ей не предоставлены.
Доказательств обратному, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, ответчиком в судебное заседание представлено не было.
Согласно ст. 8 Конвенции от 04 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод» каждый имеет право на уважение его жилища. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Законом Архангельской области от 23 сентября 2004 года № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» установлены границы муниципальных образований, в том числе муниципального образования.
В силу статьи 29 указанного Закона в границы муниципального образования входит территория деревни ххххх.
Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна быть реализована только после предоставления жилого помещения. В судебном заседании установлено, что А. не обеспечена жилой площадью по договору социального найма и ей не предоставлено жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям. С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что у истца возникло право требования жилого помещения в черте муниципального образования.
Таким образом, администрация МО обязана исполнить обязательство по предоставлению истцу жилого помещения.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением главы МО № ххххх от ххххх года установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма 10 квадратных метров общей площади на одного человека.
На основании изложенного, руководствуясь принципом восстановления права истца, суд считает необходимым обязать администрацию МО предоставить А. на территории муниципального образования жилое помещение общей площадью не менее 10 квадратных метров, благоустроенное, применительно к данному сельскому поселению, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В соответствии со статьей 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков. Следовательно, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Вельского района в защиту прав и охраняемых законом интересов А. - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования предоставить А., ххххх года рождения, жилое помещение общей площадью не менее 10 квадратных метров, благоустроенное, применительно к данному сельскому поселению, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте муниципального образования Вельского района Архангельской области.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Вельский районный суд.
Председательствующий Н.В. Сидорак