Дело № 2-342/2012 23 апреля 2012 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Вельский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего Стрюковой Е.С., при секретаре Боковиковой Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вельского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Аргуновское» о возложении обязанности по организации сбора и вывоза отходов и мусора, у с т а н о в и л : прокурор Вельского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования «Аргуновское» о возложении обязанности по организации сбора и вывоза отходов и мусора. В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки исполнения законодательства об обращении с отходами потребления установлено, что на территории МО «Аргуновское» на земельном участке кадастрового квартала <данные изъяты> имеет место несанкционированное размещение твердых бытовых отходов от населения. В соответствии с федеральными законами «Об отходах производства и потребления» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений. В нарушение указанных требований закона администрация МО «Аргуновское» не обеспечила сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на земельном участке, расположенном в 1,88 км к юго-востоку от д. Аргуновская, на расстоянии 50 метров к югу от границы нового городского кладбища и на расстоянии 450 м к востоку от бывшей телевышки. Наличие на земельном участке несанкционированной свалки нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. С учетом уточнения исковых требований от 23 апреля 2012 года, связанных с исправлением технических ошибок, прокурор Вельского района просил возложить на администрацию МО «Аргуновское обязанность организовать сбор и вывоз отходов и мусора на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале <данные изъяты> в 1,88 км к юго-востоку от д. Аргуновская, на расстоянии 50 метров к югу от границы нового городского кладбища и на расстоянии 450 м к востоку от бывшей телевышки на месте бывшего карьера <данные изъяты><данные изъяты> в срок до 1 сентября 2012 года. В судебном заседании прокурор Р. заявленные требования поддержала в полном объеме по тем же основаниям. Дополнительно указала, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, находится в государственной собственности, которая не разграничена. Ранее права на указанный земельный участок принадлежали Вельской селекционно-семеноводческой опытной станции. После ликвидации указанного юридического лица участок никому не перераспределялся. В связи с этим лицом, обязанным принять меры по организации сбора и вывоза мусора с земельного участка, является администрация МО «Аргуновское». Представитель ответчика администрации МО «Аргуновское» Могутов В.В. исковые требования не признал в полном объеме. Подтвердил факт наличия несанкционированной свалки на земельном участке, указанном в исковых требованиях. Однако указал, что помимо бытовых отходов на свалке присутствуют промышленные отходы. Кроме того, фактически участок используется ФГУ ГЗК «Архангельская» с ипподромом. В связи с этим указанное юридическое лицо как землепользователь обязано следить за состоянием эксплуатируемого земельного участка, в том числе убирать складируемый на него мусор. Земельный участок, на котором складированы отходы не является собственностью МО «Аргуновское». Свою обязанность по организации сбора и вывоза мусора администрация МО «Аргуновское» выполнила, заключив договор с ООО «УК Коммунальщик». Представитель третьего лица ФГУ ГЗК «Архангельская» с ипподромом в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему. Статья 9 Конституции Российской Федерации устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Статья 42 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Данному праву корреспондирует установленная статьей 58 Конституции Российской Федерации обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами (ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации). Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения являются, в том числе, земли, недра, почвы. Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву (ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Статьей 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с ч.1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.1 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления», п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения администрацией МО «Аргуновское» законодательства об отходах потребления. В ходе нее установлено, что на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале <данные изъяты> в 1,88 км к юго-востоку от д. Аргуновская, на расстоянии 50 метров к югу от границы нового городского кладбища и на расстоянии 450 м к востоку от бывшей телевышки имеет место несанкционированное размещение твердых бытовых отходов от населения (л.д. 13). Наличие несанкционированной свалки подтверждено фототаблицей (л.д. 10-12). Представитель администрации МО «Аргуновское» подтвердил в судебном заседании факт наличия несанкционированной свалки на указанном участке. Пояснил также, что разрешался вопрос об использовании данного участка под полигон бытовых отходов. ДД.ММ.ГГГГ составлен акт выбора земельного участка для размещения полигона складирования бытовых отходов Аргуновской сельской администрации. Комиссия произвела выбор земельного участка, расположенного в лесном фонде ГЗК «Архангельская» в 1,88 км к юго-востоку от д. Аргуновская, на расстоянии 50 метров к югу от границы нового городского кладбища и на расстоянии 450 м к востоку от бывшей телевышки на месте бывшего карьера Вельского ХЛХ, площадью 1,5 га (л.д. 14-17). Постановлением главы МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены материалы предварительного согласования по размещению полигона бытовых отходов, определено, что решение об изъятии и предоставлении земельного участка будет принято после предоставления утвержденного проекта для размещения бытовых отходов (л.д. 18). Как пояснил в судебном заседании глава МО «Аргуновское», процедура размещения полигона бытовых отходов на указанном участке не была завершена. ДД.ММ.ГГГГ главе МО «Вельский муниципальный район» направлено ходатайство о продлении срока действия акта выбора земельного участка для размещения полигона бытовых отходов в лесном фонде ГЗК «Архангельская» площадью 1,5 га по ДД.ММ.ГГГГ. На ходатайстве имеется резолюция о том, что акт выбора земельного участка продлению не подлежит, необходимо сделать новый. По сообщению председателя КУМИ и РМП МО «Вельский муниципальный район», документы, свидетельствующие об изъятии земельного участка и предоставлении для размещения бытовых отходов в лесном фонде ФГУ ГЗК «Архангельская» с ипподромом, расположенного в 1,88 км к юго-востоку от д. Аргуновская, на расстоянии 50 метров к югу от границы нового городского кладбища и на расстоянии 450 м к востоку от бывшей телевышки, отсутствуют (л.д. 67). Согласно кадастровому плану территории, в кадастровом квартале <данные изъяты> отсутствует участок с описанием местоположения, содержащимся в исковых требованиях (л.д. 20-24). По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о правах земельный участок, расположенный в 1,88 км к юго-востоку от д. Аргуновская, на расстоянии 50 метров к югу от границы нового городского кладбища и на расстоянии 450 м к востоку от бывшей телевышки на месте бывшего карьера «Вельского ЛПХ», площадью 1,5 га, номер кадастрового квартала - <данные изъяты> отсутствуют (л.д. 25). По сообщению Вельского лесничества, земельный участок, находящийся в 1,88 км к юго-востоку от д. Аргуновская, на расстоянии 50 метров к югу от границы нового городского кладбища и на расстоянии 450 м к востоку от бывшей телевышки, площадью 1,5 га расположен на землях сельскохозяйственного назначения ФГУ ГЗК «Архангельская» с ипподромом (л.д. 115). Вместе с тем, по сообщению и.о. директора ФГУ ГЗК «Архангельская» с ипподромом, указанный земельный участок не был передан из ОПХ «Лодыгинское», сведений о данном земельном участке нет (л.д. 127, 128). По представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу информации, земельный участок с кадастровым номером 231.3 в кадастровом квартале 29:01:150106 площадью3,3 га входил в состав земель Вельской селекционной семенной опытной станции (сельские леса) и использовался для эксплуатации карьера ОАО «Вельский химлесхоз». Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче земель Вельской ССОС Архангельской госконюшне с частичным перераспределением земель» земли Вельской ССОС общей площадью 5075,8 га были переданы Архангельской госконюшне. По данным годового отчета об использовании земель <адрес> за 1999 год, данный участок был изъят от ОАО «Вельский химлесхоз» и передан Архангельской госконюшне постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Информация о наличии прав на земельный участок у Вельской селекционной семенной опытной станции подтверждается также копией листов из кадастрового журнала и выкопировкой с материалов землепользования (л.д. 134-135). Глава МО «Аргуновское» подтвердил в судебном заседании, что несанкционированная свалка находится на земельном участке, ранее числившимся под кадастровым номером 231.3. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Государственное предприятие «Вельская селекционно-семеноводческая опытная станция» (Вельская ССОС) прекратила свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 26 Устава МО «Аргуновское», администрация Аргуновского муниципального поселения является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Аргуновского сельского поселения, организует и обеспечивает решение вопросов местного значения Аргуновского сельского поселения (л.д. 78-107). Администрация МО «Аргуновское» зарегистрирована в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 108). По сообщению директора ООО «УК Коммунальщик», с территории МО «Аргуновское» сбор и вывоз бытовых отходов производит ООО «УК Коммунальщик» (л.д. 110). Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному администрацией МО «Аргуновское» с ООО «УК Коммунальщик», последнее оказывает услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов от многоквартирных домов, находящихся в МО «Аргуновское» (л.д. 111-112). Исследованными в судебном заседании доказательствами установлено, что в границах МО «Аргуновское» находится несанкционированная свалка отходов потребления. Земельный участок, на котором находится свалка, не передан каким-либо лицам в установленном порядке. Государственное предприятие «Вельская селекционно-семеноводческая опытная станция», являвшееся обладателем вещного права на указанный земельный участок ликвидировано. В материалах дела имеются сведения о том, что данный участок был изъят от ОАО «Вельский химлесхоз», осуществлявшего его фактическое использование, и передан Архангельской госконюшне постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Однако ФГУ ГЗК «Архангельская» с ипподромом сообщило, что указанный участок не передавался. Права на недвижимое имущество, в том числе и на землю, возникают с момента государственной регистрации. В 1999 году в силу статей 131, 216 Гражданского кодекса Российской Федерации вещные права на землю подлежали государственной регистрации в едином государственном реестре. Единственным доказательством существования прав на недвижимое имущество является запись в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о правах на земельный участок, где расположена свалка, не имеется. При таких обстоятельствах нельзя сделать вывод о том, что ФГУ ГЗК «Архангельская» с ипподромом или какое-либо иное юридическое лицо является владельцем данного земельного участка. Доводы ответчика о фактическом использовании ФГУ ГЗК «Архангельская» с ипподромом земельного участка, где расположена свалка, не могут быть приняты во внимание, так как для возложения обязанности на основании ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, право лица на землю должно возникнуть в установленном порядке. Таким образом, земельный участок, на котором находится несанкционированная свалка, не является муниципальной собственностью, не передан на основании вещного права иным лицам, но расположен в границах МО «Аргуновское» (факт не оспаривается ответчиком, признан им). Ранее проводились мероприятия, направленные на предоставление указанного земельного участка для размещения бытовых отходов. Вместе с тем, они не были завершены, и свалка не санкционирована. Статья 6 Закона Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об охране окружающей среды на территории Архангельской области» предусматривает, что на территории Архангельской области запрещается размещение несанкционированных свалок отходов производства и потребления. Собственник отходов и лица, складировавшие отходы на земельном участке, не предназначенном для этих целей, не установлены. Законодательством отнесено к вопросам местного значения городского и сельского поселения организация сбора и вывоза мусора. Согласно Уставу МО «Аргуновское», администрация МО «Аргуновское» организует и обеспечивает решение вопросов местного значения Аргуновского сельского поселения. Следовательно, администрация МО «Аргуновское» является лицом, обязанным организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования. Ответчиком заявлено, что данная обязанность выполнена в полной мере: заключен договор на вывоз мусора с ООО «УК Коммунальщик». Вместе с тем, на основании данного договора осуществляется вывоз бытовых отходов и мусора от многоквартирных домов. В связи с установлением в судебном заседании факта наличия на территории муниципального образования несанкционированной свалки, суд приходит к выводу, что установленная законом обязанность по организации сбора и вывоза мусора не выполнена ответчиком в полной мере. Ненадлежащим выполнением администрацией возложенных на нее обязанностей нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В связи с изложенным необходимо обязать администрацию МО «Аргуновское» организовать сбор и вывоз отходов и мусора на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале <данные изъяты> в 1,88 км к юго-востоку от д. Аргуновская, на расстоянии 50 метров к югу от границы нового городского кладбища и на расстоянии 450 м к востоку от бывшей телевышки на месте бывшего карьера ОАО «Вельский химлесхоз» в срок до ДД.ММ.ГГГГ, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, р е ш и л : исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Аргуновское» о возложении обязанности по организации сбора и вывоза отходов и мусора удовлетворить. Обязать администрацию МО «Аргуновское» организовать сбор и вывоз отходов и мусора на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале <данные изъяты> в 1,88 км к юго-востоку от д. Аргуновская, на расстоянии 50 метров к югу от границы нового городского кладбища и на расстоянии 450 м к востоку от бывшей телевышки на месте бывшего карьера ОАО «Вельский химлесхоз» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области. Председательствующий Е.С. Стрюкова