Дело №12-100/2010 | |
Р Е Ш Е Н И Е | |
19 ноября 2010 года | город Вельск |
Судья Вельского районного суда Архангельской области С.А.Пестерев, рассмотрев жалобу Третьякова А.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением Вельского межрайонного отделения Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 27 октября 2010 года Третьяков А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере *** рублей.
Третьяков А.Н. просит судебное постановление отменить и производство по делу прекратить, ссылается на то, что он, являясь собственником земельного участка, вправе заниматься не запрещенной законом деятельностью, а прием ягод и грибов носит сезонный характер, также указывает на процессуальные нарушения при составлении протокола по делу об административном правонарушении.
На рассмотрение жалобы Третьяков А.Н. не явился, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом, от ее рассмотрения не отказывался, то имеются основания для рассмотрения жалобы в отсутствии ее подателя.
Проверив дело об административном правонарушении, и рассмотрев доводы жалобы, нахожу данное постановление подлежащим отмене.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, за которые предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Часть 1 ст.8.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с протоколом об административном правонарушении от 22 октября 2010 года, следует при проведении проверки установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: Архангельская область, Вельский район, пос. А***, ул. З**, д. **, общей площадью 674 кв.м., с кадастровым номером 29:01:150105:*** принадлежит на праве собственности Третьякову А.Н. Указанный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, предоставлен Третьякову А.Н. для ведения личного подсобного хозяйства, однако последним используется фактически для сезонной предпринимательской деятельности по приему от населения дикорастущих растений, что не соответствует разрешенному использованию (л.д.52-56).
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Вельского, Шенкурского, Устьянского районов по использованию и охране земель Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 27 октября 2010 года Третьяков А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере *** рублей (л.д.59-63).
Вынесено предписание об устранении нарушения земельного законодательства (л.д.64).
В качестве основания привлечения к административной ответственности Третьякова А.Н. в постановлении указана статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающая обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющиеся собственниками земельных участков.
Из смысла указанной нормы следует, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны использовать земельные участки, в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8 КоАП РФ, в части нецелевого использования земель образуют действия, связанные с использованием земельного участка определенного целевого назначения по другому назначению.
По целевому назначению земли в Российской Федерации в силу ч.1 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации подразделяются на ряд категорий, в том числе на земли населенных пунктов.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный
земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
В соответствии с нормами указанного закона личное подсобное хозяйство - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном или приобретенном для его ведения, при этом приусадебный земельный участок используется как для производства сельскохозяйственной продукции, так и для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений, а полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции (без права возведения на нем зданий и строений).
По данному делу не представлено доказательств использования спорного земельного участка Третьяковым А.Н. не в соответствии с целевым назначением, предусмотренного для земель населенных пунктов, либо невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель. Факт осуществления предпринимательской деятельности Третьяковым А.Н. по приему от населения дикорастущих растений, носит сезонный характер, не изменяет целевое назначение используемого земельного участка, на котором расположен жилой дом и ангар.
Поэтому, довод административного органа о том, что участок, предоставленный Третьякову А.Н. для ведения личного подсобного хозяйства, фактически используемого для предпринимательской деятельности, является не обоснованным, поскольку изменение направления деятельности осуществляющейся на земельном участке, принадлежащим на праве собственности, не может рассматриваться как использование земли не по целевому назначению.
В нарушение ст.8.8 КоАП РФ, тогда как данный состав образуют действия, связанные с использованием земельного участка определенного целевого назначения по другому назначению.
В постановлении по делу об административном правонарушении в отношении Третьякова А.Н. были допущены существенные нарушения административного законодательства, обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление об ответственности за административное правонарушение, должностным лицом не были всесторонне и полно исследованы, что свидетельствует о незаконности постановления и влечет его отмену.
Таким образом, судья считает, что имеются основания для прекращения производства по делу в отношении Третьякова А.Н. за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В соответствии с изложенными обстоятельствами в их совокупности жалоба подлежит удовлетворению, обжалуемое постановление надлежит отменить, а производство по делу прекратить, так как установлены обстоятельства, предусмотренные ст.24.5 КоАП РФ – отсутствие состава административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом п.3 ч.1 ст. 30.7, ст.30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление Вельского межрайонного отделения Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 27 октября 2010 года в отношении Третьякова А.Н. - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в отношении Третьякова А.Н – прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 21.1 – 25.5 КоАП РФ, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения в Архангельском областном суде через Вельский районный суд.
Судья С.А.Пестерев