Дело № 5-28/2012 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания г. Вельск 10 сентября 2012 года Судья Вельского районного суда Архангельской области Смоленская Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Комсомольская средняя общеобразовательная школа № 17», находящегося по адресу: Архангельская область, Вельский район, п. Комсомольский, ул. К., д. х, предусмотренном частью 5 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у с т а н о в и л: в период с хх сентября 2012 года с 13 часов 15 минут до 15 часов 00 минут и хх сентября 2012 года с 09 часов 00 минут до 10 часов 00 минут по адресам: Архангельская область, Вельский район, п. Комсомольский, ул. К., д. х и ул. П., д. х и д. хх, на основании распоряжения № 160 от хх августа 2012 года главного государственного инспектора Вельского района Архангельской области по пожарному надзору Осекина А.В. была проведена внеплановая проверка в отношении Муниципального бюджетного образовательного учреждения «К. средняя общеобразовательная школа № 17». В ходе проверки установлено, что МБОУ «К. средняя общеобразовательная школа № 17», имея в оперативном управлении здание спортзала, по адресу: Архангельская область, Вельский район, п. Комсомольский, ул. П., д. хх, повторно совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.ч. 3 и 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в нарушении требований пожарной безопасности к системам пожарной сигнализации, первичным средствам пожаротушения, электроустановкам здания, изложенных в Федеральном законе от хх июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 390 от хх апреля 2012 года, «Правилах устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание», утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР хх октября 1979 года, создающие непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, а именно: в спортивном зале МБОУ «К. средняя общеобразовательная школа № 17», расположенном в д. № хх по ул. П. в п. Комсомольский Вельского района Архангельской области: 1) отсутствуют первичные средства пожаротушения – огнетушители (один огнетушитель из двух неисправен), что является нарушением п. 468 Постановления Правительства РФ от хх апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме», и данное нарушение непосредственно влияет на возможность развития и распространения пожара в здании спортивного зала, так как отсутствие или неисправность огнетушителей делает невозможным тушение загораний на ранней стадии; 2) неисправна автоматическая установка пожарной сигнализации, что является нарушением ч. 1 ст. 54 ФЗ № 123-ФЗ от хх июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», и данное нарушение непосредственно влияет на безопасность, своевременную эвакуацию людей из помещения (при отсутствии, неисправности автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения, может произойти позднее обнаружение пожара; 3) электропроводка в здании выполнена открыто проводом непосредственно по сгораемым конструкциям стен, что является нарушением п. 2.1.37 ПУЭ, и данное нарушение непосредственно влияет на возможность возникновения пожара, так как несоответствие способа прокладки электрических проводов, а именно их прокладка по горючему основанию, может явиться источником зажигания, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. хх сентября 2012 года главным государственным инспектором Вельского района Архангельской области по пожарному надзору Осекиным А.В. в отношении юридического лица МБОУ «К. средняя общеобразовательная школа № 17» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 5 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. С протоколом ознакомлен законный представитель МБОУ «К. средняя общеобразовательная школа № 17» Тыткина М.И., протокол подписала, указав, что данные нарушения стали действительны ввиду недостаточного финансирования, копия протокола вручена законному представителю юридического лица при его составлении. Вместе с тем, главным государственным инспектором Вельского района Архангельской области Осекиным А.В. хх сентября 2012 года в соответствии с ч. 2 ст. 3.12, ст. 27.1, ст. 27.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях была применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении – временный запрет деятельности объекта МБОУ «К. средняя общеобразовательная школа № 17», а именно: здания спортзала, расположенного по адресу: Архангельская область, Вельский район, п. Комсомольский, ул. П., д. хх, путем наложения печати на выключенные предохранители в электрическом щите на втором этаже здания, время фактического прекращения деятельности – хх сентября 2012 года в 15 часов 05 минут, в связи с чем, должностным лицом составлен соответствующий протокол, с которым законный представитель юридического лица Тыткина М.И. ознакомлена, о чем имеется ее подпись, копия протокола вручена законному представителю. В судебном заседании законный представитель юридического лица МБОУ «К. средняя общеобразовательная школа № 17» Тыткина М.И. возражений по существу обстоятельств, изложенных в протоколе об административном правонарушении, не высказала, факт повторного нарушения требований пожарной безопасности признала, объяснив наличие указанных нарушений тем, что на устранение всех выявленных нарушений, перечисленных в предписании надзорного органа требуется вложение значительных денежных средств, которых у учреждения не хватает, собственные материальные средства у образовательного учреждения также отсутствуют, в связи с чем, работы не проводились в течение 2011 – 2012 г.г. Указала, что устранение нарушений требований пожарной безопасности в здании спортзала в ближайшее время будет осуществлено, поскольку Управлением образования администрации МО «Вельский муниципальный район» в настоящее время решается вопрос о выделении денежных средств образовательному учреждению. При этом просила суд назначить наказание за совершение административного правонарушения в виде административного приостановления деятельности на максимальный срок, то есть 90 суток, поскольку требуется изыскать денежные средства и провести большой объем работы. В судебном заседании главный государственный инспектор Вельского района Архангельской области по пожарному надзору Осекин А.В. пояснил, что до настоящего времени выявленные нарушения в здании спортзала МБОУ «К. средняя общеобразовательная школа № 17» не устранены, указанные нарушения создают непосредственную угрозу возникновения пожара и безопасности граждан, в том числе несовершеннолетних детей, здание спортзала в таком состоянии эксплуатировать нельзя. При этом просил суд назначить наказание за совершение административного правонарушения юридическому лицу в виде административного приостановления деятельности, поскольку наказание в виде административного штрафа является нецелесообразным и еще более ухудшит финансовое состояние бюджетного учреждения. На время приостановления деятельности здания спортзала у МБОУ «К. средняя общеобразовательная школа» имеется возможность проводить и организовывать уроки и спортивные мероприятия за пределами помещений спортзала. Выслушав объяснения законного представителя МБОУ «К. средняя общеобразовательная школа № 17» Тыткину М.И., главного государственного инспектора Вельского района Архангельской области по пожарному надзору Осекина А.В., исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В соответствии со ст. 34 Федерального закона от хх декабря 1994 года ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее закона) граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Согласно ст. 37 закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Указанные требования Закона являются обязательными для организаций всех форм собственности, неисполнение которых влечет наступление предусмотренной законом ответственности. В соответствии с п. 468 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от хх апреля 2012 года № 390, в общественных зданиях и сооружениях на каждом этаже размещается не менее 2 ручных огнетушителей. Согласно ч. 1 ст. 54 Федерального закона от хх июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. В силу п. 2.1.37 "Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание", утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР хх октября 1979 года, при открытой прокладке защищенных проводов (кабелей) с оболочками из сгораемых материалов и незащищенных проводов расстояние в свету от провода (кабеля) до поверхности оснований, конструкций, деталей из сгораемых материалов должно составлять не менее 10 мм. При невозможности обеспечить указанное расстояние провод (кабель) следует отделять от поверхности слоем несгораемого материала, выступающим с каждой стороны провода (кабеля) не менее чем на 10 мм. В соответствии с ч. 1 ст. 38 Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. МБОУ «К. средняя общеобразовательная школа № 17» согласно Уставу и Свидетельству о государственной регистрации, является юридическим лицом. В соответствии с п. 1.3 Устава, учредителем МБОУ «К. средняя общеобразовательная школа № 17» является администрация МО «Вельский муниципальный район». Функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования администрации МО «Вельский муниципальный район». Собственником имущества образовательного учреждения является МО «Вельский муниципальный район». Согласно п. 7.1 Устава имущество образовательного учреждения находится у него на праве оперативного управления. Образовательное учреждение владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных федеральными законами, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества. В силу пп. 2, 3, 15 п. 5.3 раздела 4 Устава МБОУ «К. средняя общеобразовательная школа № 17» образовательное учреждение обязано обеспечивать сохранность имущества образовательного учреждения; содержать в надлежащем состоянии (отвечающем всем нормам и правилам) находящееся у образовательного учреждения движимое и недвижимое имущество, в установленном порядке своевременно проводить капитальный и текущий ремонт этого имущества; выполнять требования пожарной безопасности. Таким образом, МБОУ «К. средняя общеобразовательная школа № 17» в силу указанных положений закона и учредительных документов обязано выполнять требования пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, действующими на территории России. Наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическим лицом МБОУ «К. средняя общеобразовательная школа № 17» в лице директора Тыткиной М.И. не оспаривается и подтверждается представленными документами, на основании которых составлен протокол об административном правонарушении. Виновность МБОУ «К. средняя общеобразовательная школа № 17» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, помимо признательных пояснений законного представителя юридического лица и протокола об административном правонарушении № 190 от хх сентября 2012 года, подтверждается актом проверки от хх сентября 2012 года, предписанием № 160/1/1-13 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, постановлением № 219/220/221 заместителя главного государственного инспектора Вельского района Архангельской области по пожарному надзору Шестаковым И.В. о назначении административного наказания от хх августа 2011 года, которым МБОУ «К. средняя общеобразовательная школа № 17» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере хххххх рублей; протоколом о временном запрете деятельности от хх сентября 2012 года, актом приемки-передачи основных средств в бюджетных учреждениях от хх ноября 2005 года, техническим паспортом на здание спортзала, Уставом МБОУ «К. средняя общеобразовательная школа № 17», свидетельством о государственной регистрации юридического лица, выпиской из ЕГРЮЛ от хх сентября 2012 года № 781, и другими документами проверки. При таких обстоятельствах суд считает, что в судебном заседании установлена вина юридического лица МБОУ «К. средняя общеобразовательная школа № 17» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи. За административное правонарушение юридическое лицо подлежит наказанию, при назначении которого учитываются характер административного правонарушения, причины и условия, повлекшие правонарушение. Санкция ч. 5 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание для юридических лиц в виде штрафа в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Установлено, что ранее МБОУ «К. средняя общеобразовательная школа № 17» привлекалось к административной ответственности по ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе и по тому же объекту недвижимости. Однако, на протяжении длительного периода времени нарушения устранены не были, здание спортзала МБОУ «К. средняя общеобразовательная школа № 17» эксплуатируется с нарушениями обязательных требований пожарной безопасности. Поскольку здание используется юридическим лицом в ходе образовательного процесса, что предусматривает посещение данного объекта большим количеством несовершеннолетних детей, которые в полной мере не могут самостоятельно координировать свои действия в случае чрезвычайной ситуации, проведение учебных занятий и иных мероприятий, при наличии выявленных нарушений требований пожарной безопасности, является опасным, а поэтому суд считает реальной угрозу жизни и здоровью граждан в случае возникновения пожарной ситуации в здании, что может повлечь панику и гибель людей, в том числе несовершеннолетних детей. Судом учитывается, что наказание в виде административного приостановления эксплуатации здания применяется в случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей и если предотвращение указанных обстоятельств иными способами невозможно. В соответствии со ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд не усматривает наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств по делу. Отягчающим административную ответственность по делу обстоятельством в соответствии со ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является повторное совершение однородного административного правонарушения, за совершение которого юридическое лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На основании изложенного, с учетом исключительных обстоятельств: тяжести выявленных нарушений в их совокупности и необходимостью предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних детей, поскольку выявленные нарушения требований пожарной безопасности действительно угрожают их жизни и здоровью в случае пожарной ситуации, суд считает необходимым временно приостановить деятельность по эксплуатации здания спортзала МБОУ «К. средняя общеобразовательная школа № 17», расположенного по адресу: Архангельская область, Вельский район, п. Комсомольский, ул. П., д. хх, на срок, установленный санкцией закона, в соответствии со ст. 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с тем, чтобы учреждение имело реальную возможность принять необходимые меры для обеспечения пожарной безопасности в соответствии с требованиями действующего законодательства. При этом суд учитывает, что назначение более мягкого вида наказания в виде административного штрафа не обеспечит предотвращение угрозы жизни и здоровью граждан на данном объекте и в данном случае является нецелесообразным и еще более ухудшит финансовое состояние бюджетного образовательного учреждения. С учетом характера совершенного правонарушения, финансового положения лица, привлекаемого к административной ответственности, времени, необходимого для приобретения материалов и устранения допущенных нарушений правил пожарной безопасности, трудовых затрат, суд считает, что эксплуатация указанного объекта подлежит приостановлению на срок 90 суток, что соответствует санкции ч. 5 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и достаточно для приведения объекта в соответствие с требованиями его безопасной эксплуатации и пожарной безопасности. Руководствуясь п. 1 абзаца 1 ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил: юридическое лицо Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «К. средняя общеобразовательная школа № 17», находящееся по адресу: Архангельская область, Вельский район, поселок Комсомольский, улица К., дом х, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности объекта Муниципального бюджетного образовательного учреждения «К. средняя общеобразовательная школа № 17» – здания спортзала, расположенного по адресу: Архангельская область, Вельский район, поселок Комсомольский, улица П., дом хх, с временным прекращением эксплуатации помещений указанного объекта на срок девяносто суток. Постановление в части приостановления деятельности с временным прекращением эксплуатации помещений указанного объекта в силу ч. 1 ст. 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит немедленному исполнению. В соответствии с ч. 5 ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях зачесть в срок административного приостановления деятельности здания спортзала Муниципального бюджетного образовательного учреждения «К. средняя общеобразовательная школа № 17» срок временного запрета деятельности данного объекта по протоколу главного государственного инспектора Вельского района Архангельской области по пожарному надзору Осекина А.В. о временном запрете деятельности от хх сентября 2012 года. Разъяснить законному представителю Муниципального бюджетного образовательного учреждения «К. средняя общеобразовательная школа № 17», что в соответствии с ч. 3 ст. 31.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное приостановление деятельности досрочно прекращается судьей по ходатайству юридического лица, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности устранены. Настоящее постановление может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Вельский районный суд Архангельской области в течение десяти суток со дня получения его копии. Судья подпись Ю.А. Смоленская